«История повторяется дважды —
сначала в виде трагедии,
потом в виде фарса», -
Георг Гегель.
По факту СССР пережил две мощные волны индустриализации – в 30-х и 60-70-х годах двадцатого века. Первая смогла победить самого страшного врага на «поле брани». Вторая урбанизировала СССР до уровня западных экономик и даже выше, например, промышленная агломерация Донбасса и Урала достигла немыслимых 88-91%. Даю Слово Пацана.
Истоки казанского, курганского, ростовского, воронежского феноменов «контроля асфальта» заключаются именно в урбанизации опережающими темпами. Всего за 20 лет была построена мощная индустрия пятого технологического уклада, с микроэлектроникой, космическими завоеваниями, автомобилестроением, судостроением нового типа, принципиально новым двигателестроением.
Для всей этой радости требовались колоссальные трудовые ресурсы. СССР пошёл путём их самостоятельного воспитания, на основе собственной народной и научной базы. То есть - это были свои же граждане, переселённые из сельской местности в новые отстроенные города, и обученные под задачи промышленности. Как складывался их быт можно представить, вспомнив историю про Женю Лукашина, который в подпитии улетел в Ленинград из Москвы и попал в «свою же квартиру».
К началу 80-х годов, совершенно закономерно, сложилась ситуация, когда «деревня» столкнулась с «городом» в замкнутом пространстве одной инфраструктуры. Общими были: идеалы, школа, работа, культурная жизнь и досуг. А вот менталитет горожан и селян разнился. Одни хотели взять, а другие не желали отдавать. Но, что брать в обществе равных возможностей? Молодёжь Советского Союза решила воевать за «асфальт». Сельское «стенка на стенку», «деревня на деревню», что ушло из городов ещё в 19 веке, набрало новую силу.
Трагедия:
- Такой феномен действительно существовал, в глубинке империи до конца 80-х пионеры и комсомольцы лупили друг друга с удовольствием и постоянно, даже с применением оружия, моргенштерны, поджиги, струны, банальные кастеты. Прийти на «говне» на стычку была норма. Например, в Кургане бои между пацанами 100 на 100, проходили до 1990 года.
- В драках действительно убивали и калечили.
- Попрыгать на мелочь - это обязательный ритуал, как внутри своего района, так и вне его. Это обычная практика обирания малолеток более старшими товарищами. Если поймали «залётного» не в его районе, то гарантированно забирали деньги, если они были. От побоев могло уберечь, только если ты был «пришит» или знаешь кого-то из «старшаков».
- Кодекс пацана - не формализованный, конечно, был. Наказать «врага» при девушке или матери было западло. Трогать девчонку пацана – западло. Бить ногами упавшего – западло. Были и другие правила, но я их уже не помню.
- Параллельные миры. Жизнь во дворе и жизнь официальная (школа, кинотеатр, завод) протекали независимо друг от друга. Ты мог учиться в школе в другом районе, в одном классе с представителями других группировок, быть примерным учеником и пионером, и это не вызывало вопросов, но во дворе ты был представителем своей группировки и это чётко дифференцировалось.
Кстати, дружить с девчонками с другого района - было запрещено, это наказывалось немедленно и сурово. И ещё, с «испорченной» девчонкой действительно никто не общался, она предавалась остракизму. Понятия «помазок» и «чушок» тоже существовали и относились к этому крайне серьёзно.
Трагедия была в искусственном смешении двух ментальностей - сельской и городской - в короткие сроки и при отсутствии социализации подростков, без соответствующих программ и инфраструктуры по канализации пассионарной энергии молодёжи. Именно эти «дети» стали погибшей пехотой в бандитских разборках в 90-е годы.
Фарс:
- Сериал «Слово пацана» - хайп на прошлом. Поделка для тех «кто тогда жил», для тех, кто вспомнит молодость, купив подписку.
- Никакой романтизации группировок и принадлежности к ним не существовало, это была вынужденная необходимость. В реальности - постоянные тревога и страх перед своими товарищами и другими группировщиками. И да, в «общак» никто никаких денег не отправлял.
- Никакого «слова пацана», за неисполнение которого ждала смерть и прочие жуткие кары, не существовало. Такое выражение было, но оно носило ритуальный характер и ни к чему не обязывало, слово дал - слово взял.
- Сериал довольно правдиво показывает внешнюю сторону происходивших процессов, но «дух» того времени не передаёт, актёры — это дети настоящего, те ребята были совсем другие.
Советская милиция, так вообще предстаёт в виде американских детективов: то бестолковая, то беспощадная, кровожадная и беззаконная. На самом деле сотрудников МВД боялись, уважали и старались не пересекаться с ними совсем, т.к. последствия были очень серьёзными. Были отдельные персонажи, но они на улице долго не задерживались, а махать пистолетами начали уже в 90-х.
Сериал запрещать бессмысленно, это просто смешно! Это коммерчески успешный проект, жвачка для постаревших группировщиков. Время феномена ушло, а история обратного хода не имеет. Современная молодёжь – это дети соцсетей, а не улицы. Надев шапку с помпоном и широкие штаны группировщиком не стать, для этого нужны более глубокие социальные процессы и противоречия.
Не туда смотрите, господа запрещатели!