Читатели спрашивают, а ответ не уложить в короткий комментарий, поэтому на помощь приходит рубрика "Вопрос-Ответ". Звучит тревожная музыка телефонного гудка, бум-бум-бум, - на связи ЗнаТоКи, они отвечают:
В прошлом выпуске рубрики "Вопрос-Ответ" ЗнаТоКи поделились с нами информацией о том, что в деле с палаткой группы Дятлова не все чисто, а именно: поисковики Сергей Согрин и Моисей Аксельрод утверждали, что они 01 марта 1959 помогали грузить в вертолет палатку и вещи дятловцев, т.е. в то самое время, когда поисковик Станислав Типикин спокойно осматривал палатку и вещи туристов группы Дятлова в месте обнаружения палатки, то есть под северо-восточным отрогом высоты 1079 (Холатчахль). Кто говорит неправду? А, может быть, и те и другой правы в своих утверждениях, давайте разбираться вместе.
Как говорится, только факты. Итак, к материалам УД б/н от 06 февраля 1959 "О гибели туристов в районе горы Отортен" следователь Иванов приобщил протоколы допросов Согрина С.Н. (листы 330-339 УД) и Аксельрода М.А. (листы 316-329), в которых оба дружно показали, что по прилету на перевал 01 марта увидели возле останца огромных размеров свернутую палатку группы Дятлова, а также несколько тел, поднятых из лощины, и все это помогали грузить неизвестным, угрюмого вида, людям.
Но с Согриным и Аксельродом 01 марта прибыл на перевал Типикин С.А., протокол допроса которого отсутствует в материалах УД. Самые "полезные" свидетели Шаравин и Типикин не допрошены следователем Ивановым? Навряд ли, не мог следователь их не допросить, просто протоколы изъяты в интересах сторонних лиц. Неужели Типикин лукавил, когда утверждал, давая интервью в 2014 году, что 01 марта палатка спокойно стояла в месте обнаружения и он ее осматривал, а вывезли палатку с перевала только через несколько дней.
Как разобраться, лукавил Станислав Александрович или нет. Для этого нам нужен его психологический портрет, но количество материала в сети ограничено по Типикину. Будем обходиться своими силами. Что нам известно об этом незаурядном, достойном человеке?
Типикин Станислав Александрович (1935-2015). Родился в Свердловске. В 1960 окончил УПИ по специальности инженер-технолог. По распределению с 1960 по 1963 работал на судостроительном заводе Комсомольска-на-Амуре инженером - радиохимиком.
С 1963 по 1973 работал на Белоярской атомной электростанции Свердловской области старшим инженером, начальником цеха, заместителем главного инженера станции. Участвовал в строительстве и пуске первых двух энергоблоков Белоярской АЭС. Специалист по атомным реакторам, их наладке и эксплуатации. Участвовал в наладке и сдаче флоту первых на Тихом океане атомных подводных лодок.
С 1973 работал во внешнеэкономических организациях Минэнерго СССР и Минатома России (Москва). На должностях - начальник отдела, начальник управления, заместитель генерального директора ЗАО - работал над вопросами строительства атомных электростанций в Болгарии, Венгрии, ГДР, Иране, Кубе, Словакии, Финляндии, Чехии. Награжден орденом Дружбы народов (1978).
На основании вышеизложенного можно утверждать, что выполняемая работа привила Типикину С.А. такие черты характера как ответственность, скрупулезность, принципиальность, нацеленность на результат, закалила его, лишила возможности фантазировать, иначе он не занимался бы таким ответственным предприятием. Данная характеристика не подтверждает склонность Типикина к обману, а наоборот, укрепляет понимание, что этот человек был далек от желания играть словами во время своего интервью в октябре 2014: Типикин мог что-то не договорить, но точно не лукавил относительно осмотра палатки 01 марта 1959.
Типикин С.А. во время своего интервью-2014 дал четкий сигнал, что какое-либо давление на него оказывать бессмысленно, на поисках он занимался тем, чем должен был заниматься: по прилету на перевал 01 марта 1959 Типикин спрыгнул из вертолета, сразу прошел к палатке, осмотрел ее, - его память в 2014 дала четкую картинку-воспоминание о факте присутствия рядом какого-то парня, который предложил Типикину попробовать кусочек корейки в палатке, - такое нельзя нафантазировать, - это нужно прожить, забыть, а потом вспомнить и рассказать. Следующим его действием после осмотра палатки 01 марта 1959 был спуск к кедру, откуда он в связке с напарником, тащили волокуши с телами.
Вспоминайте, во время интервью-2014 Типикину С.А. задавался вопрос, помнит ли он что-то необычное вокруг себя на перевале во время поисков-1959? Его ответ, это ответ категоричного и прямолинейного, но тактичного, человека - "может быть, что-то происходило, но я был там по делу, мне надо было щупом протыкать снег, этим я и занимался все время". Нужно ли продолжать дальше давать характеристику этому человеку? Типикин мог что-то не договорить, но точно не лукавил, иначе бы он не строил ядерные реакторы.
Итак, 01 марта 1959 Станислав Типикин, действительно, не только видел палатку группы Дятлова под северо-восточным отрогом высоты 1079, но и осматривал ее изнутри, после поднимал волокуши с телами к останцу...
Наличие одной палатки, принадлежащей группе Дятлова, нами установлено.
В следующей публикации мы с вами попытаемся сопоставить вышеизложенные факты с протоколами допроса свидетелей из УД.
Права на данную публикацию принадлежат Автору канала "ОЧЕВИДНОЕ И НЕВЕРОЯТНОЕ". Публикация является исключительно интеллектуальной собственностью автора канала "ОЧЕВИДНОЕ И НЕВЕРОЯТНОЕ". Рисунки являются Яндекс-картинками и находятся в свободном доступе в интернете.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, нераскрытых тайн еще так много...