К завершающему этапу подошла реставрация танка времен войны Т-70, который поднят из реки на местах боев 16 лет назад. Он уже перенес одну реставрацию, но теперь стоит задача привести его в состояние, каким он вышел на боевые позиции. Насколько это сложный процесс и где можно будет увидеть боевую машину?
Самый длительный и сложный этап реставрации позади. Осталось смонтировать и подогнать детали. Более чем на 70 % у этого танка сохранилось все родное. Утрачен ряд жестяных элементов, катки, гусеницы. Оригинальные детали искали по всей стране, недостающие – изготавливали по заводским чертежам. Танк – участник Сталинградской битвы, историки предполагают, что он был выведен из строя в декабре 1942 года.
Т-70 больше полувека – 65 лет – простоял на дне реки в глубоком иле у поселка Майского Советского района Волгограда. Легкий танк времен Великой Отечественной, задача которого была сопровождать пехоту. Уже во время войны пришел на смену Т-60, отличался более мощным вооружением, усиленной броневой защитой. В ходе первой реставрации танк отмыли, привели в относительный порядок. Он был выставлен на местах боев на Лысой горе. Но теперь при содействии музея-заповедника «Сталинградская битва» и Фонда социальных проектов «Наследие» появилась возможность вернуть ему прежний вид. Т-70 должен стать частью экспозиции военной техники музея.
«В Волгоградской области на протяжении многих лет проведено огромное количество реставраций. У нас был совместный проект – танк «Челябинский колхозник». Решили взяться за еще один объект, героический танк Т-70», – говорит исполнительный директор ФСП «Наследие» Анна Журавлева.
Самый массовый легкий танк Красной Армии, но именно этот Т-70Б по-своему уникален. Таких на Горьковском заводе было выпущено всего 40 единиц. Есть у этой машины особенность.
«Это дополнительная полоса-усилитель. Листового металла не хватило, разрешили сбор с двух частей усилить полосой. Одна – памятник в Каменск-Шахтинском, также есть корпус на Горьковском заводе. Наша – третья – дожила в таком виде», – говорит реставратор военной техники Михаил Калашников.
На момент этой второй основательной реставрации сам корпус уже подвергся коррозии и мог быть утрачен. Но специалисты определили: машина новая, но успевшая повоевать и получить ранение.
«Вот повреждение осколочное. Правый борт сильно поврежден. Пострелять успела. Она боевая, в ходе боев погибла», – рассказал реставратор военной техники Михаил Калашников.
После подъема внутри были обнаружены бинты, обувь, фрагменты останков. Но, к сожалению, ничего информативного, чтобы установить личность экипажа.
Экипаж этой машины был из двух человек: внизу механик и в башне командир, который выполнял весь функционал – командовал, стрелял, заряжал. Эта техника и участница боевых событий.
Когда все необходимое уже в наличии, сборка уже в удовольствие и становится наградой реставратору за тяжелые труды. Специалисты полагают, реставрация продлится до середины января. Танк будет будто с завода, но вот повреждения от осколков оставят. Как память, раны войны не заживают до конца.
Смотрим «Вести. Волгоград»: smotrim.ru/Volgograd Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен