Эта аккуратно сложенная, хрупкая женщина могла бы стать профессиональной певицей, шахматным гроссмейстером или врачом. Жизнь распорядилась по-иному. Но Татьяна Яковлевна Минаева об этом ни разу не пожалела. Она называет себя счастливым человеком. У нее все хорошо, она всегда всем довольна.
Родилась наша героиня в Москве в 1945 победном году. В семье Князевых, Якова Николаевича и Натальи Ивановны, уже было двое детей, Володя и Виталий. Рождение девочек в военные и послевоенные годы — это редкое, чаще рождались мальчики, а потому знаковое событие. С рождением девочек всегда связывают надежды и планы на мирную созидательную жизнь.
Отец Татьяны – кадровый военный. Будучи сиротой, он в 16 лет поступил во Владивостоке в военно-морское училище. После завершения учебы служил в Кремлевском полку, в органах государственной безопасности, в том числе в военной контрразведке «Смерш». Яков Николаевич видел разные лики войны. Зимой 1941-1942 годов в составе небольших офицерских групп с разными заданиями ходил за линию фронта. Ему приходилось участвовать в разработке и реализации специальных операций по нейтрализации деятельности шпионов, диверсантов, предателей и изменников Родины.
Военная работа почетная, но и тяжелая. Якову Николаевичу удалось сохранить себя изначального, не очерстветь душой. Он все время, свободное от служебных обязанностей, посвящал детям, играл с ними. В семье Князевых царила атмосфера любви и заботы по отношению друг к другу.
У Татьяны Яковлевны были прекрасные родители. Они заложили и развили в ней черты характера, привили умения и навыки, которые помогли занять достойное место в жизни. А еще ей повезло повстречать на своем пути огромное количество интересных людей. Каждый из них также привнес что-то свое в ее видение окружающего мира, в выбор приоритетов.
Татьяна училась в школе №144. Несколько лет она сидела за одной партой с Валерием Барковским, сыном разведчика-нелегала В. Б. Барковского, добывшим атомные секреты англичан. Математику ей преподавал Юрий Кабалевский, сын известного композитора Дмитрия Кабалевского.
Школу по современным меркам можно считать элитной, в ней обучалось много детей сотрудников центральных аппаратов КГБ, МВД и МИДа. Однако никто из одноклассников Татьяны не кичился положением родителей, более того, о том, где они работают, не принято было говорить, а часто дети даже не были об этом осведомлены.
Отец Татьяны в ее школьные годы служил в 9-м управлении КГБ, был период времени, когда он возглавлял орготдел Секретаря ЦК КПСС. Эта должность аналогична должности руководителя администрации президента страны. Татьяна знала, что папа занимается важными государственными делами, но никогда не позволяла себе приставать к нему с расспросами. У нее на первом месте были обычные детские и подростковые интересы.
Выбор профессии — это самое трудное решение для любого молодого человека. Мама Татьяны по образованию учитель начальных классов, но в школе не работала. Она полностью посвятила жизнь семье — мужу и детям. Наталья Ивановна сразу же и безоговорочно поддержала желание дочери получить самую благородную профессию — врача. Татьяне не хватило полбалла для того, чтобы поступить в Московский мединститут имени И. М. Сеченова, но зато ее охотно взяли в медицинское училище при Боткинской больнице.
После окончания училища Татьяна Князева наверняка бы осуществила свою мечту об учебе в мединституте. У нее перед глазами был опыт старшего брата. Владимир первую попытку тоже провалил, но потом все же стал студентом Московского художественного института имени Василия Сурикова.
Судьба не дала Татьяне Князевой второй попытки. Ее жизненный путь резко ушел в другую сторону. Двадцатилетнюю девушку зачислили в одно из подразделений центрального аппарата КГБ СССР. Институт Татьяна позднее окончит, но это будет Московский историко-архивный. Он расположен совсем близко от комплекса зданий на Лубянке. Также без отрыва от службы Татьяна Яковлевна пройдет обучение в Московской высшей школе КГБ.
Прекрасное знание иностранных языков, точное исполнение требований приказов и распоряжений, постоянная работа над собой. Обычно эти требования подходят к большинству сотрудников органов госбезопасности. Но наша героиня еще и чрезвычайно тактична, обходительна, в ней чувствуется врожденная интеллигентность, которая передана ей предками. Мама Татьяны Яковлевны в девичестве носила фамилию Шапошникова. Отец Натальи Ивановны был членом гильдии московских ювелиров, а дед - инженером на заводе Михельсона, производившем военную продукцию.
Когда в девятом управлении КГБ создали новый отдел, в задачи которого входила организация визитов первых лиц государств, Татьяне Яковлевне сразу же сделали предложение заняться этой ответственной деятельностью. К тому времени она была уже замужем, в семье подрастала дочь. Но она не могла отказаться от нового вызова судьбы, да и предложение казалось не только интересным, но и перспективным.
В те годы в Советский Союз приезжали иностранные делегации одна за другой. Их возглавляли главы государств или правительств. Визиты разделялись на официальные, рабочие и служебные. Первые секретари ЦК КПСС Никита Хрущев и Леонид Брежнев, председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поддерживали личные контакты с руководством многих стран. Физическая и психологическая нагрузка на людей, занятых организаций этих встреч, была колоссальной. По словам Татьяны Яковлевны, ее рабочий день длился с 7 утра до полуночи.
Она принимала личное участие в подготовке визитов целого ряда первых лиц государств, в том числе президента США Ричарда Никсона в июне 1974 года. В преддверии встречи Никсона с Леонидом Брежневым в нашу страну прибыла специальная группа во главе с Государственным секретарем, советником президента США по вопросам национальной безопасности Генри Киссинджером. В состав группы также входил ярый противник СССР Збигнев Бжезинский. Работать с Киссинджером и Бжезинским было крайне сложно, потому что они оказались чрезвычайно требовательны и не готовы были идти ни на какие уступки ни по одному организационному вопросу.
В ходе визита Ричарда Никсона было подписано несколько важных соглашений о сотрудничестве, и среди них — договор об ограничении порога подземных ядерных испытаний. В Москве Никсон и Леонид Брежнев вместе ходили в Большой театр, а затем улетели в Ялту, где много общались. Из Крыма президент США отправился в Белоруссию. Вскоре по возвращении в Белый дом Никсон, как известно, вынужденно подал в отставку под угрозой импичмента из-за Уотергейтского скандала.
С Советским Союзом хотели дружить почти все страны мира. Мы активно помогали народам Африки освободиться от колониальной зависимости, оказывали материально-техническую поддержку, готовили национальные кадры. Безусловно, порой делались ошибки.
Мы поддерживали некоторые африканские государства только за то, что они заявляли о своей внешнеполитической ориентации на Советский Союз, о стремлении строить социализм и о планах создавать прогрессивное общество.
В памяти Татьяны Яковлевны остались многие подробности госвизита в 1970 году Жана Бокассы, первого президента Центральноафриканской Республики. С ним, в частности, связан единственный случай, когда ей пришлось взять подарок из рук главы государства. Делать это было категорически запрещено.
Перед приездом в Москву Бокасса посетил Ленинград. Сопровождал его председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Там они побывали на балете. И когда африканец оказался в Москве и увидел Татьяну Яковлевну, то сразу же сказал, что она очень похожа на одну из балерин и что он хочет, чтобы она взяла на память скромный подарок. Это была маска из эбена — тропического дерева. В древние времена древесина черного дерева, так его еще называют, считалась драгоценностью - как золото или слоновая кость.
Татьяна Яковлевна начала было отказываться, но тут вмешался Косыгин. Он начальственным тоном сказал: «Татьяна, бери». На ее пояснение, что по инструкции не положено, тихонько добавил: «Я твоя инструкция. Не будем же мы обижать гостя!».
В ходе приема высоких гостей порой возникали непредвиденные ситуации, неловкости. Но даже сегодня, по прошествии многих лет, о них лучше не вспоминать. Дипломатия требует такта и понимания того, что никто не застрахован от ошибок.
В 1983 году Татьяна Яковлевна поменяла место службы. На то имелись уважительные причины. Скоропостижно скончался муж, офицер-ракетчик А. С. Чапуровский. У дочери Лены переходный возраст - 14 лет. Надо было уйти от графика службы, при котором себе не принадлежишь. У Татьяны Яковлевны была безупречная репутация, и ей предложили продолжить службу в Высшей школе КГБ по специальности, близкой к институтской, — начальником отдела по учету секретной документации и литературы. В этой должности Татьяна Ивановна состояла до 1991 года.
Уйдя в запас, переехала на постоянное место жительства в Орел, на родину Анатолия Минаева, незадолго до этого ставшего ее мужем. Анатолий Павлович тоже ветеран госбезопасности, начинал службу на Орловщине, в территориальном управлении КГБ, где занимался розыском государственных преступников.
Он, как и Татьяна Яковлевна, пережил тяжелую личную драму с потерей близких, серьезно болел. Но судьба обоим дала повторный шанс на личное счастье. И они им успешно воспользовались.
В Орле Татьяна Минаева работала до 2011 года сначала в областном архиве, затем - в Росреестре. А потом занялась творческой работой: пишет статьи на исторические темы, проводит экскурсии по музею истории Управления ВЧК-КГБ-ФСБ Орловской области.
Татьяна Яковлевна постоянно на связи с дочерью, работающей в Москве врачом-окулистом, и внуком Алексеем, топ-менеджером крупной авиационной компании. Беспокоится она сегодня только за родственников мужа, находящихся в зоне СВО. Один из них - кадровый офицер, а второй - доброволец.
«Я, - говорит Минаева, - довольна тем, как сложилась моя судьба. Хочу только, чтобы и у моих близких, знакомых все было хорошо!».
Материал предоставлен Сергеем Давыдовым