К середине XIX века в составе оркестра не было инструмента, который бы обеспечивал надёжный бас. Имевшиеся в то время серпент и офиклеид не справлялись с этой задачей. Но в 1820-х годах произошло знаковое событие в истории духовых инструментов – изобретение вентильного механизма. Это послужило толчком к усовершенствованию уже имеющихся медных духовых, а также к созданию нового инструмента – бас-тубы в строе F, которая стала предшественницей современной тубы. Изобретатель Иоганн Мориц и немецкий военный капельмейстер Вильгельм Випрехт запатентовали своё творение 12 сентября 1835 года. Как часто бывает, новый инструмент имел ряд существенных недоработок, которые не позволяли ему войти в состав оркестра. На помощь пришёл бельгийский мастер Адольф Сакс. Благодаря его усилиям бас-туба обрела превосходный звук и строй. В январе 1843 года немецкий композитор Рихард Вагнер первым ввёл тубу в состав оркестра в опере «Летучий голландец». Композиторам потребовалось время, чтобы оценить достоинств