Marvel's Spider-Man 2. Потрясающе ленивый сиквел и лучшая игра про Паука прямо сейчас

124 прочитали

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов. Не буду снова рассказывать про мою любовь к Человеку-пауку, ибо давно проговорил это в обзоре Spider-Man: Across the Spider-Verse, освежите в памяти, пригодится. Сразу к делу.

Сегодня речь зайдёт об игровых AAA воплощениях любимого героя, которые в наше время целиком и полностью в руках Insomniac Games. К первой части их игры у меня особенные чувства: она стала спасением Marvel на видеоигровом поприще и настоящим воскрешением непосредственно для дружелюбного соседа. Я уважаю труды Beenox, но последние итерации Человека-паука можно было назвать в лучшем случае средними.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.

Первая часть не поражала воображение своим геймплеем, но брала крепким сюжетом, красивой графикой и работающими механиками. Insomniac просто взяли наработки Treyarch и Neversoft и адекватно перенесли их на некст-ген рельсы. Это всё, в чём тогда нуждались фанаты Питера Паркера. Узнаваемый Нью-Йорк, тётя Мэй и динамичная боёвка — вот главные составляющие успеха Insomniac и их игры. Да, Marvel's Spider-Man далека от идеала. Здесь ленивые полёты на паутине, несмотря на всю их красоту; скучные активности в открытом мире и отсутствие свежих идей — всего этого уже достаточно для разочарования. Однако тогда совершенно не хотелось критиковать разработчиков, ведь мы наконец-то получили достойную и высокобюджетную игру про любимого героя. Marvel's Spider-Man 2 — это уже третья игра Insomniac о похождениях людей-пауков в Нью-Йорке. Получилось ли у них исправить обозначенные проблемы и создать нечто великое? Давайте разбираться.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-2

Сразу скажу, что ожидания я строил серьёзные. После филлерного Marvel's Spider-Man: Miles Morales хотелось получить что-то кардинально новое, чтобы полностью прочувствовать мощности нового поколения консолей. Под выход игры специально взял отпуск и приготовился к путешествию в Нью-Йорк. Предрелизные трейлеры серьёзно сбавили градус ожиданий и хотелок, но тогда ещё надежды не умерли окончательно. Какое же разочарование ждало меня впереди…

Удивительные истории

Мы всё же вновь откатимся назад и добавим немного вводных, чтобы дальнейшая часть этого текста стала яснее.

Про нарратив

Мне нравится сюжет оригинальной игры Insomniac. Здесь Человек-паук предстаёт уже опытным героем, за плечами которого встречи со многими известными злодеями и горести личной жизни. Под нашим управлением он оказывается на пороге одной из величайших своих побед — впереди свержение Уилсона Фиска, Кингпина или Амбала, здесь уж как хотите. Нас сразу знакомят с главными проблемами Человека-паука, о которых написана целая гора комиксов. Паркер не только супергерой, но ещё и человек. Он постоянно опаздывает на работу, не может оплатить счета, имеет проблемы с любимой девушкой и каждый день рискует жизнью под аккомпанемент одиозного Джеймсона. Конечно, харизмы местного Джоны не хватает, чтобы сравниться с перформансом Симмонса или даже со своим братом из мультика 90-х, но актёр озвучки справляется со своей ролью терпимо даже на русском.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-3

Нарратив первой части умело играет со знакомыми героями, грамотно вводя в повествование тётю Мэй, Мэри Джейн, Майлза и других знаковых персонажей. Здесь Insomniac стараются соблюдать баланс между Паркером и Пауком, но героическая часть, конечно, сильно преобладает, что объяснимо.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-4

Разработчикам требовалось заложить серьёзную базу перед экспериментами. Отсюда и заигрывание с новым Пауком, отсюда и бравада Мэри Джейн, отсюда же и крепкие злодеи, что знакомы каждому, приходящие на помощь менее популярному Мистеру Негативу. Да, отсюда и юбисофтоподобный геймплей с вышками.

Про Майлза

Короткий абзац, который всё же нужен, чтобы пресечь странные комментарии. Майлз Моралес — хороший Человек-паук, который нужен миру. Человек-паук — это не история про Питера Паркера, это история про обычного человека, которому в руки неожиданно попадает большая ответственность. Это история про доброе в людях, про прощение, принятие и про тебя лично.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-5

Майлз не заменил Питера, но стал Человеком-пауком своего времени. Он нужен определённой группе людей, почему ему вдруг не быть? Истории про Майлза как минимум любопытны, а мультфильм с ним в главной роли — главный шедевр киногероики. Посему я вообще не вижу проблем в нём, как не вижу проблемы в том, что теперь главным Пауком Insomniac будет именно он.
А вот к Marvel's Spider-Man: Miles Morales вопросы имеются очень большие.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-6

Насквозь вторичный, филлерный и просто проходной продукт. Да, красивый. Где-то даже атмосферный. Однако всё ещё крайне средний и серый. Даже не знаю, хотели ли Insomniac в действительности делать эту игру, или на этом настояли ребята из Sony, настолько продукт кажется вымученным. Этот Паук стал тревожным звоночком, но веру в разработчиков не убил.

Про Венома

Появление легендарного симбиота — обязательная часть историй про Человека-паука, вот и парни из Insomniac решили с этим не затягивать. О Веноме в представлении этих ребят мы поговорим чуть позже, а пока поведаю о своём личном отношении к симбиоту и злодею.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-7

Давайте согласимся, что симбиот — элегантный способ кардинально сменить характер Человека-паука. Справедливый, спокойный и скромный Питер вдруг становится бескомпромиссным сигмой, для которого благополучие себя любимого превращается в идею фикс. Симбиот развращает и уничтожает дорогого нам героя, потому мы переживаем за него, как за родного брата. Вдобавок ещё и получаем ответ на вопрос, что бы случилось, не окажись дяди Бена рядом с юным Питером. Однозначный лайк истории и стильному чёрному костюму.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-8

Однако симбиот так и остался бы лишь мимолётным мгновением, не получи он такое мощное воплощение в главном враге и страхе Человека-паука — Веноме. Веном сильнее, Веном быстрее, Веном не знает милосердия. Но что ещё хуже — Веном мечтает отомстить. Он знает о Питере всё и обязательно этим воспользуется. Такой мощной почве для триллера позавидует сам Линч.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-9

Как и многие дети России, я узнал этого персонажа под другим именем, звучащем для русского уха даже более зловеще, чем Веном, — Чёрная Смерть. Это была здоровая гора мышц, пропитанная ненавистью к моему любимому герою. Он преследовал Питера везде — на свидании с девушкой, дома, даже на супергеройских вылазках. Сага «Чужой костюм» в мульстериале 90-х — абсолютно сумасшедшая история, заставляющая спать с включенным светом. Именно таким должен быть Веном. Это база.

Веном, Смертоносец, Желчный, Губила или Чёрная смерть?
Веном, Смертоносец, Желчный, Губила или Чёрная смерть?

Веном — особенный злодей, к которому нужно особенное отношение. Он такой один. Уникальность его истории не стоит недооценивать, потому в очередной раз прошу запомнить мои слова, они пригодятся дальше. Веном — единичный случай. И точка.

Мои ожидания — мои проблемы?

Marvel's Spider-Man 2 — одна из наиболее ожидаемых мною игр 2023 года. Успех первой внушал надежды и веру в светлое будущее игроизаций Человека-паука. Что конкретно я хотел увидеть? Многое.

На отсылки игра щедра.
На отсылки игра щедра.

В первую очередь хотелось экспериментов. Хотелось больше необычного геймплея, который заключался бы не только в детских мини-играх и бесконечных аренах с кучей врагов. Казалось, большой успех The Last of Us 2 разъяснил остальным разработчикам, как нужно работать с историей. Все успешные проекты о Пауке имели общую черту: они не забывали о том, что Паук — это ещё и человек. Питер, Майлз, Гвен — всё это личности, о которых можно и нужно рассказывать, иначе Человек-паук не будет самим собой. В каком-то смысле Insomniac с этим справились, об этом далее.

Вставки из прошлого очень хороши.
Вставки из прошлого очень хороши.

Нарративные особенности необходимо показывать не только и не столько кат-сценами и хорошей режиссурой: в игре на первом месте должен стоять геймплей. Игровой процесс за человека под маской не менее важен, чем его супергеройские приключения. Его проработка — большая смелость и тот самый эксперимент, на который никто не решается, но это мы уже забегаем вперёд, пока следует держать интригу по заветам моего преподавателя зарубежной литературы.

Дамы и господа, Marvel's Spider-Man 2!

Ну вот и всё, ребята, пришло время поговорить о самой игре. Геймплей, графика, сюжет — впереди всё об этом. Спойлеров я избегать не буду, поэтому читайте на свой страх и риск, если планируете проходить игру самостоятельно. Ежели боязнь спойлеров слишком сильна, просто пропустите главу про сюжет.

Про геймплей

В основе своей сиквел повторяет базу, заложенную оригинальной игрой. Это касается абсолютно всего: активностей в открытом мире, боёвки, взаимодействия с окружающей средой. В какой-то мере это правильно, но Insomniac пошли по такому безопасному пути, что даже хочется обвинить их в трусости, но начнём с хорошего.

Люди-пауки
Главной фишкой нового проекта Insomniac стали сразу два главных героя. Если первая игра серии посвящена Питеру Паркеру, а спин-офф — Майлзу, то сиквел старается в равной степени уделять внимание обоим Паукам. Работает это по схеме
Grand Theft Auto V: в любой момент вы вольны переключаться между главными героями в открытом мире. Ограничивают вас только во время сюжетных миссий и специальных заданий: всё как в GTA. Да, собирать коллекционые предметы или, например, распутывать историю Песочного человека могут оба героя, но в основном набор активностей для Пауков разнится, переплетая истории с геймплеем.

Тот самый мем. Что стоит вынести из этого скриншота? На улице вы можете встретить другого Паука. Иногда он разбирается с уличными преступлениями, а вы влетаете на тусовку уже вторым.
Тот самый мем. Что стоит вынести из этого скриншота? На улице вы можете встретить другого Паука. Иногда он разбирается с уличными преступлениями, а вы влетаете на тусовку уже вторым.

Два героя — хорошее решение, которое играет на руку истории. Питер Паркер здесь отвечает за эпик и основной конфликт. Его сюжетная линия — двигатель всего сущего здесь, а побочные задания — явная предтеча к DLC или даже новой игре, а вот Майлз выступает в роли дружелюбного соседа. Он помогает школьникам организовать свидание, ставшее в русской локализации настоящим позором всего человечества; спасает школьный талисман и решает семейные проблемы.

За помощь школьники подарят специальный костюм.
За помощь школьники подарят специальный костюм.

Я — Паук, меня играли
Боёвка, как и в первой части, основана на вашем чувстве ритма, умении вовремя пользоваться гаджетами и импровизации. Как только осваиваешься с горой здешних приёмов, начинаешь получать эстетическое удовольствие от происходящего на экране: вот Паук отвешивает пару тумаков незадачливому гопнику, а уже через мгновение проезжает прямо под негодяем с щитом, чтобы навалять его филейной части, гаджеты же в это время отвлекают или даже обезвреживают другую кучу супостатов. Всё это справедливо для обоих Пауков, но совсем одинаковыми их назвать нельзя.

Чем меньше у Паука здоровья, тем больше рвётся его костюм. Кстати. такая механика уже была в игре про Росомаху. Работала точно таким же образом. Даже восстановление костюма происходит похоже: достаточно пополнить здоровье.
Чем меньше у Паука здоровья, тем больше рвётся его костюм. Кстати. такая механика уже была в игре про Росомаху. Работала точно таким же образом. Даже восстановление костюма происходит похоже: достаточно пополнить здоровье.

Паркер большую часть игры полагается на собственные кулаки, паутину и паучьи лапы его костюма, использование которых нам активно показывали ещё в первом трейлере. Чуть позже Питеру достанется симбиот, который сделает игру чуть более похожей на Devil May Cry благодаря триггеру, но в целом ничего не преобразит.

Тигр по имени Дима — это забавно, снимаю шляпу.
Тигр по имени Дима — это забавно, снимаю шляпу.

Майлзу же предстоит познавать собственные силы, спектр которых, напомню, отличается от стандартного набора Человека-паука. Моралес умеет становиться невидимым, бить током и… эээ… бить током. Различных вариаций его способностей нам предоставят прилично да ещё и позволят переключаться между ними. Можно даже сказать, что вы сможете подобрать пул способностей под геймплей, который сами предпочитаете — похвально.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-17

Драться в игре круто, просто круто. От здешних сражений я испытываю куда больший кайф, чем от оных в серии Arkham. Они не ощущаются тягучими, а счёт порой реально идёт на секунды — не успел вовремя среагировать, получай по своей паучьей морде. Игру, замечу, проходил на максимальном уровне сложности, поэтому пропущенные удары ощущал очень даже хорошо. Marvel's Spider-Man 2 вполне себе заставляет использовать все доступные в бою средства и не щадит за ошибки, спасибо и на этом, здесь разработчики не подвели. Почти.

Пластмассовый мир победил
Ещё один привет от оригинальной игры — активности в открытом мире. Если вы видели там базы, коллекционные предметы, побочные задания и уличные преступления, то сиквел ничем не удивит. Парни из Insomniac любезно провели небольшую работу над ошибками: погони и другие происшествия на улице стали менее душными, например. Поработали и с зачистками баз: теперь нет утомительных волн, врагов просто стало больше, но при большом желании справиться со всеми можно и с помощью стелса. Однако на большее рассчитывать не стоит, на этом список изменений будто бы подходит к концу.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-18

Почти все активности, представленные в игре, — разнообразные зачистки местности от врагов. Да, некоторые из них происходят с разными условиями: например, засчитывают только убийства с помощью местных «финишеров», но ничего особенного не ждите. А ведь это так обидно! Например, Майлзу в игре предстоит разобраться с Мистерио. Разработчики знакомят с его миссиями с помощью симулятора диджея, это было так круто и необычно, что я буквально молился, чтобы это не скатилось в очередное побоище… Не помогло. Подобного больше просто не будет. И вот именно в этом заключается моя основная претензия ко всей игре: здесь почти нет необычных геймплейных решений, а суть всего нашего взаимодействия с окружающим миром заключается только в драках да полётах на паутине.

Подобное преображение игры порадовало, а потом стукнуло обухом по голове.
Подобное преображение игры порадовало, а потом стукнуло обухом по голове.

О полётах тоже ничего нового сказать не могу, они не удивляют, даже драйвовыми их назвать сложно. Красиво? Да. Скучно? Очень. Даже в игре по третьему фильму Рейми они реализованы круче, а ведь ей уже 16 лет!

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-20

Не забыли и о мини-играх, они отличаются от оных из первой части своей сутью, но менее детскими от этого не стали. Питер продолжает заниматься наукой, но ощутимых плюшек в награду не получает, настоящего испытания вы здесь не найдёте.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-21

Боже, не буду скромничать, здесь обломали абсолютно всё! Вы же знаете, почему игры — это круто? Они интерактивны! В «Мафии» вас заставят таскать ящики САМОСТОЯТЕЛЬНО, The Sims позволит прожить чужую жизнь, а Baldur's Gate 3 прибить врага сундуком. Ну круто же? Чем больше способов взаимодействовать с игровым пространством, тем лучше. Marvel's Spider-Man 2 и здесь звёзд с неба не хватает. Не буду душить, но приведу один пример. В одной из миссий Пауку требуется решить шахматную загадку, чтобы пройти дальше. И что же нам предлагают разработчики? Выиграть с помощью дебюта Гроба? Задвинуть коготь бобра? Да нет, просто нажать на кнопку, Паук расставит фигуры сам. Ну что за бред? Вы делаете огромную игру, тратите большие средства на пиар, уделяете заметное внимание нарративу, но вот так бездарно обходитесь с геймплеем? На что уходят годы разработки? На быстрые перемещения? На переключение между героями? У меня нет ответа. В таком ленивом подходе буквально весь Marvel's Spider-Man 2 — гнусный и безопасный сиквел.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-22

Кстати, отдам игре должное — Insomniac показали, как должен работать настоящий фаст-тревел. Переместиться в любую точку города, когда район зачищен до определённого уровня, можно буквально за секунду. Некст-ген в чистом виде.

Обыкновенные люди
Insomniac часто вспоминают, что Питер и Майлз — не только герои, но и обычные люди. Дают даже пожить их человеческую жизнь: погулять с друзьями в парке аттракционов, покататься на велосипеде и посетить музей джаза. Всё это круто, но так плотно стоит на сюжетных рельсах, что ничего уникального здесь нет. Вспомнить о личной жизни в любой момент вы не сможете, даже Роман в боулинг не позовёт. Почему игра не даёт быть настоящим
Человеком-пауком — загадка.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-23

Ещё один обычный человек, попадающий в наши руки, — Мэри Джейн, успевшая всем надоесть ещё в первой части. Думаете, разработчики поработали над ошибками и представили нечто совершенно новое? Да нет, это такие же гнусные этапы стелса, описать которые можно мемным выражением «ЭМДЖЕЙ ДАЛИ ПУШКУ».

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-24

Да, рыжая любовь Питера стала намного сильнее, это даже объясняют её тренировками с Соболь, жаль только разработчики не учли, что её «подвиги» всё равно смотрятся нелепо. Мэри в соло решает врываться на базу Крейвена, сражается с симбиотами и вообще ничего не боится, ведь она сильная женщина. Почему сильная женщина должна быть глупой и подвергать свою жизнь ненужному риску, имея в друзьях обоих Пауков, — другой вопрос.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-25

Её поступки просто невозможно объяснить, я ненавижу говорить про повестку, люблю сильных героинь и на женщин смотреть просто приятнее, но зачем так убивать персонажа несносными решениями? И здесь мы должны снова вспомнить о том, что Insomniac — настоящие бездари во всём, что касается интересного игрового процесса. Они опустят интеллект противников до нуля и заставят игру работать по-другому, чтобы очередной этап можно было свести к избавлению от врагов, но никогда не позволят игре сменить жанр хотя бы на пару минут.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-26

Ребята, вам же даже не требуется придумывать что-то новое. В L.A. Noire не было ураганного экшна, но она всё равно вошла в разряд культовых. Что мешало подрезать некоторые фишечки этого детектива ради вставок с Эмджей? Играть за Мэри просто мерзко, скучно и грустно. Этих эмоций вы добивались, стараясь уделять внимание не только Паукам, Insomniac? Сомневаюсь. И в это же время вас хватает ровно на одну интересную миссию: нам дают поиграть за глухонемую подругу Майлза. Отключают звук и вынуждают ориентироваться лишь на разные визуальные знаки. Это очень милая и добрая история, но на всю игру такая вставка ровно одна, настоящий позор.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-27

Да он же просто чёрный
Отдельный абзац я решил посвятить геймплею за Паука в чёрном костюме. Если коротко — очередной позор. Вы это видели в
Spider-Man: Web of Shadows и Spider-Man 3: The Game, поэтому я не буду заострять внимание на мувсете. Мне хочется докопаться до самой сути симбиота, которой разработчики стесняются уделять внимание.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-28

Я напомню: симбиот меняет характер Паркера. Из застенчивого и шутливого ботаника он превращается в сигму, уничтожаюшего всё на своём пути. Ну вы сами знаете, мультик смотрели. Так вот, геймплейно на это просто забивают. Удары акцентированнее и жёстче? Я вас умоляю. Симбиот не про это. Он про потерю контроля, он про бескомпромиссность, он про силу. Даже в «Паутине теней» это реализовали круче. Интерпретация Insomniac — очередной позор и торжество лени. Мне наплевать, что вы показываете в кат-сценах, если я испытываю лудонарративный диссонанс, когда Паук попадает в мои руки. Прорыв в ваших творениях просто невозможен, если вы так и продолжите бояться смелых экспериментов.

В игре симбиот очень заботлив.
В игре симбиот очень заботлив.

В игре дали попробовать Венома, такого не случалось, наверное, со времён Ultimate Spider-Man, классно, но какого-то вау-эффекта не вызывает. Ходят слухи, что это намёк на отдельную игру про антигероя, но всё это дела будущего, а нас сейчас волнуют Паучки, поэтому едем дальше.

Внешний вид Венома здесь — моё почтение.
Внешний вид Венома здесь — моё почтение.

Дела технические

Немного отдохнём от негатива и поговорим о безусловно хорошей части Marvel's Spider-Man 2. Техническая часть игры выше всяких похвал. Я уже говорил про быстрые переходы между локациями, но совершенно не упоминал о других замечательных вещах. Давайте тезисно.

Забытые технологии прошлого — работающее зеркало.
Забытые технологии прошлого — работающее зеркало.

Игра потрясающе красива. Видами Нью-Йорка хочется наслаждаться, и разработчики об этом знают: есть даже задание, в котором нужно фотографировать разные достопримечательности города.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-32

Marvel's Spider-Man 2 отлично работает на PS5. Не ощутил ни одной просадки кадров за несколько десятков часов игры. Даже в массовых сражениях, где это особенно важно, лагов не наблюдалось.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-33

Сюжет

Хотя я обещал спойлеры, пересказывать сюжет всё-таки не собираюсь. В этой части текста вас ждут мои мысли о местных злодеях, заданиях и о воплощении всего этого добра в игре.

Злодеи

Начну свой карнавал хейта с Крейвена. Я просто ненавижу реализацию этого героя здесь, это настоящий ужас и бездарность в чистом виде. Крейвен в представлении Insomniac — аристократ, имеющий свою собственную армию, которая отлавливает ему очередных жертв. Да, можно сказать, что он просто помещает цели в среду для охоты, но в чём тогда интерес?

Не забыли и про главный напиток.
Не забыли и про главный напиток.

Крейвен, как мне кажется, обязан вести охоту самостоятельно. Сам вести слежку, сам сражаться, сам добывать информацию о слабостях. Здесь он вообще не воспринимается достойным противником, вызывает лишь раздражение и зевоту. Кто-то реально видит в нём охотника? Да человек появился в кадре за всю игру, наверное, минут на десять, я уж не говорю, что охота его выглядит просто жалко.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-35

Гвоздем в крышку гроба русского артистократа становится футуристичность его армии. Какие-то лазерные сетки, лазерные арбалеты, кевлары, дроны, машины. Тьфу. Я терпеть не могу всю эту мишуру, смотрится ещё смешнее, чем лазерное оружие из мультика девяностых. Откуда у игроделов берётся дикое желание превращать всё в безликую бойню будущего — вопрос, на который мы никогда не найдём ответ. Верю, что это может быть чисто моей проблемой, но озвучить её всё равно обязан.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-36

Здесь бы пригодилась и детективная линия Мэри Джейн, и наработки из Arkham Knight. Почему не дать игроку возможность расследовать убийства известных суперзлодеев неким охотником? Было бы интересно отмечать, что все они так или иначе связаны с животными, а это значит, что очередь может дойти и до Пауков… Человек-паук постоянно находится в опасности, подобный трюк с сознанием игрока сработал бы очень хорошо. Но что в итоге? Бесполезные базы и дженерик босс с армией охотников будущего.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-37

И вот мы вернулись к Веному… Эх, говорить о нём просто больно, потому что испытываю большую любовь к этому персонажу, а достойного игрового воплощения он так и не получил. К сожалению, Marvel's Spider-Man 2 ситуацию не исправил.

К пропорциям вопросов нет. Веном внушает ужас.
К пропорциям вопросов нет. Веном внушает ужас.

Понимаете, задел в игре хороший: костюм у Гарри, близкого друга Питера. Он ему необходим для выживания. Замечательные вводные, правда? Жаль, что воспользоваться ими качественно авторы не сумели. Они будто бы не решили, почему Человек-паук и Веном должны конфликтовать.

Веном дома у Паркера. Что-то сценаристы всё-таки понимали.
Веном дома у Паркера. Что-то сценаристы всё-таки понимали.

Сначала Паркер отказывается возвращать костюм Гарри буквально со словами «пей таблетки, он тебя убьёт, а я попользуюсь». Потом Гарри кажется, что собственный отец больше любит Питера, чем родного сына. Так почему же в итоге произойдёт конфликт? Потому что Гарри захочет исполнить свою мечту об исцелении мира путём превращения абсолютно всех в людей-симбиотов.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-40

Давайте не будем обсуждать эту идею саму в себе, это всё-таки не Синоптик с Желчным и Кровавым, но обсудим заезженность самого тропа. Симбиотические инкубаторы мы видели в куче игр о Пауке: и в Web of Shadows, и в The Amazing Spider-Man 2, и даже в Spider-Man 2000. Где-то это работало лучше, где-то хуже, но суть моего тейка в том, что это уже было.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-41

И вот Insomniac берутся делать дорогую игру о Пауке: убивают тётю Мэй и отца Майлза, показывают в игре инвалидов и не боятся однополых отношений. Всё это похвально, но ведь мимо этого пройдут все, кому претит сама идея комфортного мира для всех, а вот Веном — он обязателен. Его инкубаторы суют вам прямо в череп и превращают в очередные базы. Вместо психологического триллера и настоящего социального хоррора для Питера мы в очередной раз получаем беззубую поделку по мотивам их с Веномом междусобойчика.

Подобное бездарное исполнение убивает саму идею Венома, низводя его до ранга второсортного злодея. И вот мы снова говорим о том, что Insomniac просто не в состоянии успешно реализовать идеи, под которыми заложен крепчайший фундамент. Такой Человек-паук нам не нужен.

Интересный факт про Венома из детства: в фундаменте забора моего дома замурована фигурка Венома. Я её случайно уронил и никому не сказал… Передаю привет бабушке и маме, наверное, они единственные люди, дочитавшие до этого момента.

Я уже молчу про то, что подобная активность в Нью-Йорке вызывает мощнейший диссонанс: если активность Крейвена ещё может пройти незамеченной среди других героев, то как превращение всего Нью-Йорка в симбиотов совсем никак не трогает Мстителей? Они существуют во вселенной игры, в городе вы даже найдёте их башню. Как и башню Фантастической четвёрки, которую также не волнуют метаморфозы, происходящие в городе.

Ещё один фан-факт: в игре Чёрная кошка похищает некий артефакт из Санктум Санкторума. Чем не повод хотя бы мельком показать Доктора Стренджа? Нет, разработчики и здесь решают не удовлетворять внутренних гиков в их игроках. Понимаю, что это может быть связано с правами, но зачем тогда вообще упоминать этих героев?

Проклятые корпораты

Я не понимаю, чем обусловлено желание огромных корпораций зарабатывать деньги здесь и сейчас. Когда-то Marvel и экранизации комиксов спасли смелые решения и эксперименты. Теперь это огромная корпорация, которую ещё и питают бесконечные финансы Disney, откуда страх делать что-то необычное?

Встретил такого человечка. Так и не понял, задумали ли это разработчики.
Встретил такого человечка. Так и не понял, задумали ли это разработчики.

Вы живёте в мире, где мультфильм про Майлза, наполненный шикарным визуалом и выполненный не в стандартной манере супергероики, выстреливает так сильно, что нравится даже далёким от этой темы людям. Так может и игры пора делать не по лекалам Ubisoft? Понимаю, что и так всё окупится, но ведь потом всем просто надоест.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-45

Marvel's Spider-Man 2 забудется и никогда не войдёт в историю. Люди будут помнить Spider-Man 2 на PS2 (и даже убогую ПК-версию!) и Spider-Man 3, будут помнить Ultimate Spider-Man и даже прости господи Web of Shadows, потому что это были смелые игры: визуально и геймплейно. А вы, ремесленники из Insomniac, лишь переносите наработки ваших предшественников на AAA рельсы, не предлагая ничего нового. Нам такой хоккей не нужен.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-46

Впрочем, дело может быть и не в разработчиках. Мне довелось поработать над AAA игрой, до меня доходили слухи об общений с различными мегакорпорациями — тамошние боссы так трясутся за какую-то «репутацию» своего бренда, что боятся даже малейших отклонений от работающего курса.

Так мы и будем получать одинаковые ребуты раз за разом под соусом чего-то нового. Мы живём в тяжёлом мире, где проекты уровня Baldur's Gate 3 останутся аномалией, а издатели продолжат тратить деньги на безопасные сиквелы типа Marvel's Spider-Man 2. Как выйти из этого колеса Сансары — загадка, решить которую не смогут в ближайшие лет 15. Бюджеты растут, а качество — нет, этот парадокс когда-нибудь снова оставит индустрию на грани вымирания как в 80-х.

Как маркетинг убивает труд сценаристов

Отдельным пунктом я хочу отметить работу пиарщиков. Отметить со знаком минус. Ребята своими методами убивают всю интригу, которая просто не работает в самой игре из-за того, что геймер, запуская игру, способен представить абсолютно всё, что в ней будет происходить. Армия Крейвена, Веном, чёрный костюм. Любой человек, который хотя бы немного знаком с комиксами или мультиками, поймёт об игре абсолютно всё, просто взглянув на трейлеры. Ну это же бред, нет?

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-47

Зачем сценаристы нагнетают интригу в самой игре, если рекламщики уже давно всё проспойлерили? Это проблема не только Паука, скорее, всей индустрии, но здесь она ощущается особенно остро.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-48

У меня только одна теория, почему так происходит: больше об игре рассказывать нечего. Не могут же они выйти со словами: «Ну мы просто доработали первую часть, вы же и так играть будете». А как вы относитесь к подобным рекламным компаниям?

Время итогов

Ну что, пришло время подвести итоги. Marvel's Spider-Man 2 — лучшая игра о Человеке-пауке прямо сейчас. Она красивая, динамичная и точно стоит своих денег, но играть в неё не нужно. Это безопасный сиквел, который плюёт на свою роль в истории: если разработчики не хотят делать интересно, мы имеем право в это не играть. В мире сейчас целая куча достойных проектов, тратить своё время на очередную попытку перенести Паука в миры Ubisoft — глупая идея, лучше в очередной раз заромансить Лаэзель.

Привет всем дружелюбным соседям нашей «Кибердеревни»! Релиз Marvel's Spider-Man 2 давно отгремел, эмоции улеглись, а это значит, что пришло время поговорить о нём без лишних сантиментов.-49

Единственный способ показать огромным корпорациям своё «фи» — перестать покупать их поделки. Хватить плодить однотипные проекты с одинаковыми лицами, дайте авторам творческую свободу, дайте жизни. Никто не мешает вам выпускать игры в раннем доступе, как поступили разработчики Baldur's Gate 3, и дорабатывать их постепенно. Создайте мощный скелет и наращивайте на него мясо, такой сервис нам нужен.

Спасибо всем, кто сумел осилить всё это до самого конца. В будущем мы разберём легендарные игры о Пауке, поговорим о Fable, запустим цикл статей о Нэнси Дрю и выпустим ещё много чего. Подписывайтесь на блог, чтобы ничего не пропустить!

Найти меня можно на стримах:

А всю актуальную информацию о блоге ищите в телеграм-канале «Кибердеревни»: