Найти тему
Т-34

Сибирский ас Кузьмин Георгий Павлович

28 июня 1941 года самолёты И-153 161-го истребительного полка один за другим поднимались с аэродрома и исчезали за горизонтом. В районе города Лепель шли упорные бои. Лётчики уже сделали по пять боевых вылетов, прикрывая наземные войска и защищая город. И снова сигнал «Тревога!». Через 10 минут полёта встретились вражеские бомбардировщики. Первым в схватку вступило звено старшего лейтенанта Георгия Павловича Кузьмина.

* * *

Г. П. Кузьмин родился 23 апреля 1913 г. в деревне Нагорное, Стоянского района, Красноярского края, в семье крестьянина. В 1928 г. вступил в комсомол, а через два года добровольно — в Вольскую военную школу лётчиков и авиационных техников. В 1931 г. принят в ряды ВКП(б). 1932 по 1939 г. был бортовым авиационным техником, а затем переучился на лётчика в Качинской Краснознамённой военной авиашколе имени А. Ф. Мясникова.

* * *

— Атакуем ведущих! — приказал командир и устремился в атаку. Огненная очередь трассирующих пуль врезалась в фюзеляж «юнкерса». Объятый пламенем, бомбардировщик рухнул вниз. Меткими очередями с первой атаки ещё один самолёт сбили ведомые Кузьмина. Строй вражеских бомбардировщиков нарушился. Они стали сбрасывать неприцельно бомбы и разворачиваться на запад. Но в это время появилась ещё группа «юнкерсов» под прикрытием «мессершмиттов». Схватка разгорелась с новой силой. Израсходовав боеприпасы, фашистские истребители первыми покинули зону боя.

Кузьмин дал команду нашим лётчикам возвращаться на свой аэродром: горючее было на исходе. Вдруг из-за облака появился Ю-87. Командир решил атаковать. Дистанция стремительно сокращалась. Вражеский стрелок открыл стрельбу из кормовых пулемётов, но истребитель не свернул с курса и успел дать короткую очередь. Пулемёты противника смолкли, но бомбардировщик продолжал лететь. Выполнив разворот, Кузьмин снова зашёл в хвост «юнкерсу». Теперь можно было открывать огонь. Он нажал на гашетки, но очереди не последовало — кончились патроны. А враг совсем рядом, кажется, можно рукой достать. И старший лейтенант принял решение — таранить, хотя знал, что это рискованно, смертельно рискованно.

Блестящий диск винта врезался в хвостовое оперение бомбардировщика, и он резко свалился в пикирование. А через несколько минут на земле взметнулось пламя взрыва. На аэродроме боевые друзья горячо поздравили Георгия с победой. Он был первым лётчиком в полку, сумевшим на «Чайке» таранить вражеский самолёт.

Командир авиационной группы дважды Герой Советского Союза Г. Кравченко приказал представить Кузьмина к ордену Красного Знамени. В августе на груди Георгия Павловича появилась первая боевая награда.

В ноябре 1941 года полк сражался в районе Брянска. Почти ежедневно приходилось проводить по нескольку боёв. Гитлеровцы господствовали в воздухе, и каждая схватка была неравным поединком. 19 ноября старшему лейтенанту Кузьмину пришлось одному сражаться с девятью вражескими самолётами. И он вновь следует своему правилу — вести огонь только с коротких дистанций, наверняка. Он мастерски маневрировал, умело использовал «мёртвые» зоны обстрела фашистских стрелков и сбил два бомбардировщика. Но этот бой едва не стал последним для отважного лётчика. Вражеский снаряд угодил в бензобак, истребитель загорелся, осколками Кузьмина ранило в левое бедро и щеку. Истекая кровью, теряя сознание, он пытался выровнять машину, которая быстро снижалась. Ценой огромных усилий ему это удалось. Внизу оказалась небольшая площадка. Кузьмин посадил горящий истребитель, с трудом вылез из кабины и пополз по снегу к лесу. Сзади раздался взрыв — машина превратилась в обломки.

Из-за раны идти Георгий не смог. Полз, часто останавливаясь. Стояли сильные морозы. Пока его отыскали, он потерял много крови и обморозил ступни ног.

В Вольске, где он до войны учился, в военном госпитале врачи приняли решение — ампутировать часть ступней. Кузьмин тяжело переживал случившееся.

Больше всего угнетала мысль, что не придётся летать и бить врага.

Фронтовые товарищи не забыли его, часто писали письма, подбадривали. После операции Кузьмин твердо решил научиться хорошо ходить на специальных протезах-ботинках и вернуться в строй.

— Настойчивый! — восхищённо говорили о нём раненые, наблюдая его беспрерывные тренировки.

— Сибирский характер, не отступится!

Три месяца Георгий упорно тренировался и добился своего. В марте 1942 года старшего лейтенанта Кузьмина назначили командиром эскадрильи 239-го истребительного авиационного полка 235-й истребительной авиационной дивизии, сражавшейся на Калининском фронте. Здесь он переучился на истребитель ЛА-5, совершил несколько боевых вылетов и вскоре вместе с полком убыл под Сталинград.

В небе над волжской твердыней во всём блеске развернулось лётное мастерство Кузьмина. Казалось, что этот человек не знает усталости. Он не допускал никаких послаблений по отношению к себе, никогда не жаловался товарищам на боли в ногах и возглавлял большинство вылетов эскадрильи.

22 сентября 1942 года командир эскадрильи первым атаковал большую группу «юнкерсов», направлявшихся на бомбардировку нашей переправы через Волгу. Советские лётчики заставили фашистов сбросить бомбы в степь и сбили пять бомбардировщиков, два из них уничтожил Кузьмин. А через одиннадцать дней лётчики эскадрильи вновь отличились. Прикрывая наземные войска в районе Мамаева кургана, они вступили в бой с пятнадцатью «юнкерсами». Только шесть фашистских стервятников вернулись на свои аэродромы. Личный счёт Георгия Павловича увеличился ещё на два сбитых самолёта. Причём вторую победу он одержал после того, как был тяжело ранен осколком в живот. Посадив боевую машину, лётчик потерял сознание. Товарищи вытащили его из кабины всего окровавленного и в тот же день отправили в госпиталь.

В ноябре 1942 года советские войска перешли в контрнаступление. Воздушные бои разгорелись с новой силой. Вернувшийся из госпиталя Кузьмин продолжал героически сражаться с врагом. Он стал признанным асом в полку, ему доверяли самые ответственные задания. 27 ноября 1942 года Кузьмин получил приказ от приехавшего на аэродром командующего 8-й воздушной армией генерал-лейтенанта авиации Т. Т. Хрюкина разведать обстановку в районе Котельниково и уточнить, вышла ли наша конница в указанное место. Условия полёта были сложные: дул сильный ветер, в приволжской степи гуляла метель. Весь полёт пришлось осуществлять на малой высоте — видимость была минимальной. Вскоре лётчик обнаружил нашу конницу и по карте убедился, что она вышла в заданный район, а через некоторое время заметил вражескую танковую колонну и машины с пехотой. Израсходовав по противнику боекомплект, он вернулся на аэродром и доложил на командном пункте о результатах разведки генералу Хрюкину.

29 января 1943 года о ратных успехах командира эскадрильи узнала вся страна. В сводке Советского информбюро сообщалось:
«Пять советских лётчиков-истребителей во главе с капитаном Кузьминым атаковали 14 немецких самолётов, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. В ожесточённом воздушном бою советские лётчики сбили шесть вражеских самолётов. Наши истребители вернулись на аэродром без потерь». В этой схватке два бомбардировщика уничтожил командир эскадрильи.

В начале февраля Георгия Павловича Кузьмина представили к званию Героя Советского Союза. Командир 239-го истребительного авиационного полка майор А. И. Курочкин в наградном листе указывал:
«...смелый лётчик-истребитель, отлично владеющий техникой пилотирования. За время боевой работы лично произвёл 270 боевых вылетов, из них: на штурмовку наземных войск и аэродромов — 15, на разведку... — 70, на сопровождение других родов авиации — 30... Остальные вылеты произвёл на прикрытие своих войск и перехват противника.

Провёл 90 воздушных боёв ... лично сбил 15 ... и 6 самолётов в групповом воздушном бою. Штурмовыми действиями... уничтожил 5 средних танков, 20 автомашин, 2 зенитные точки, до 50 солдат и офицеров.

Работая командиром эскадрильи, правильно сумел организовать боевую работу. В результате... эскадрилья только на Сталинградском и Южном фронтах сбила 27 самолётов противника»
.

Известие о присвоении звания Героя Советского Союза застало Георгия Павловича в 9-м Одесском гвардейском Краснознамённом истребительном авиационном полку, куда его перевели с повышением на должность заместителя командира части по воздушно-стрелковой службе.

Гвардейский полк имел большую славу в 8-й воздушной армии. Здесь служили такие известные лётчики-истребители, как Герои Советского Союза Амет-хан Султан, Алексей Алелюхин, Владимир Лавриненков, Павел Головачёв, Лев Шестаков. Завоевать авторитет у этих воздушных снайперов было непросто. Но капитан Кузьмин доказал делом, что является мастером меткого огня. Уже в первом боевом вылете в полку, 30 мая, выполняя задание по сопровождению бомбардировщиков ПЕ-2, следовавших для нанесения удара по вражескому аэродрому, Георгий сбил вражеский истребитель.

В короткой боевой характеристике 20 июня 1943 года командир полка полковник А. Морозов писал, что «за время Великой Отечественной войны до сего дня Кузьмин лично сбил 21 самолёт противника и 7 в группе с товарищами. Бесстрашный воздушный боец отвечает всем качествам советского аса».

18 августа 1943 года — в День Воздушного Флота СССР — Георгий Павлович сделал последний вылет. В этот день гвардейцы по боевой тревоге несколько раз поднимались в воздух: вначале для отражения налёта вражеской авиации, а затем для сопровождения штурмовиков. Гвардии майор Кузьмин был ведомым у командира полка. В районе города Павлов-Курган они встретили вражеские истребители. Полковник Морозов начал атаку. Ведомый строго держал дистанцию, прикрывая командира, который, расстреляв «мессершмитта», стал быстро набирать высоту. В это время вражеский снаряд попал в машину Кузьмина. Лётчик развернул горящий истребитель к линии фронта. Над расположением наших войск мотор заглох. Майор выбросился с парашютом, но шёлковый купол загорелся...

Так оборвалась жизнь замечательного патриота, лётчика коммуниста Георгия Павловича Кузьмина.

В память о герое в городе Заозёрный, Красноярского края, улица Транспортная переименована в улицу имени Георгия Кузьмина. Рыбинская восьмилетняя школа, в которой он учился, также носит имя прославленного лётчика.

Подполковник Г. СОЛОНИЦЫН (1974)