Особенности развития сюжетно-ролевых игр и руководство ими в 1 младшей группе.
Замысел игры, постановка игровых целей и задач:
- Дети начинают играть, не задумываясь.
- Выбор игры определяется попавшейся на глаза игрушкой, подражанием другим детям.
- Цель возникает в процессе игры.
- В конце 3-го года жизни дети начинают готовить условия для игр, обозначают замысел игры. Игровые замыслы начинают адресоваться группе детей.
Содержание игры:
Основное содержание игры - действие с предметами. к концу 3-го года жизни дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами.
Сюжет игры:
По преимуществу - бытовые сюжеты. Они не многочисленны, однообразны, неустойчивы.
В конце 3-го года жизни дети начинают объединяться в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок.
Игровые действия, игровые предметы
- К концу 3-го года жизни дети выполняют действия с предметами-заместителями, сообщают другим предполагаемое содержание своих действий с ними.
- Воспринимают воображаемую ситуацию.
- Играют с воображаемыми предметами, переходят к замене хорошо освоенных действий словом.
- Детям становится доступна условность игры ("Это понарошку").
- Переходят к обобщённым действиям.
- В совместных играх сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причёсывает другого), к 3-му году появляются подлинно коллективные игры.
Правила игры:
- Детей привлекает само действие.
- Правила игры не выполняют функцию её регулятора.
Действия педагога:
- Вызывать интерес и положительное отношение к игрушкам;
- Предлагать для рассматривания разнообразные яркие игрушки;
- Сопровождать показ игрушки вокализацией;
- Побуждать к речевым реакциям на игрушку;
- Создавать условия для яркого проявления эмоций;
- Разыгрывать с игрушками маленькие сценки;
- Побуждать выполнять простые игровые действия по подражанию, а затем самостоятельно;
- Учить переносить способ действия с со знакомой игрушкой на незнакомую;
- Учить выполнять одну и ту же игровую задачу с игрушками, различающимися по цвету и величине;
- Развивать внимание, память, восприятие в процессе игровых действий с игрушками.
Методические приёмы:
- Показ игровых действий.
- Показ игровых действий с привлечением детей.
- Сопряжённые игровые действия ребёнка и взрослого.
- Отражённые игровые действия.
- Называние, обыгрывание предметов и игрушек.