- Ты уверена, что нужно тебе в эту Москву переезжать? - спрашивала Антонина соседку. - Всю жизнь мы с тобой прожили рядом, а теперь даже не могу представить, что чужие люди в твой дом заселятся.
- Да, Наташка моя давно в столице, работает, квартиру купила, внук подрастает, - рассказывала Нина. - Она уже никогда не вернётся сюда, перспектив в провинции нет. Я не молодею, живу одна, вот дочка и переживает, поэтому к себе позвала.
- Может, пока не будешь торопиться с продажей дома? - сомневалась женщина. – Вдруг, не приживёшься там? А так всегда будет, куда вернуться.
- Неужто с дочкой единственной и внуком не уживусь? - даже не рассматривала такой вариант пенсионерка. - Наташа у меня очень хорошая, сама всего в жизни добилась, только в личной жизни не повезло.
- Конечно, молодец, - рассуждала женщина. - Ты прости меня, глупую, будете вы жить вместе хорошо. А я пока за домом присмотрю и, если покупатели придут, всё покажу.
- Спасибо тебе, - старалась не расплакаться Нина. - Если пригласишь, то в гости приеду.
- Всегда рада, ты же знаешь, мне самой одиноко, - отвечала ей давняя подруга.
На самом деле решение о переезде далось Нине непросто, она долго сомневалась. Наталья давно к себе звала, манила перспективами большого города и рассказывала о прелестях совместной жизни.
- Хватит на огороде спину гнуть, - говорила она матери. - У меня работа ответственная, часто ездить к тебе не могу, а время идет. Тебе нормальное медицинское обслуживание нужно, а в нашем поселке даже врача толкового нет.
- Но я пока что сама справляюсь со всем, - оправдывалась Нина. - К тому же, хозяйкой себя в доме чувствую, а как мы вместе жить станем?
- Нормально, - отвечала Наташа. - Я большую часть времени пропадаю на работе, Кирюха на следующий год идет в первый класс, вот и будете вместе с ним всё контролировать и хозяйничать, пока меня нет.
Нина была переполнена гордостью за дочь, которая сама добилась многого. После окончания института нашла хорошую работу, потом квартиру купила. Сына родила, правда, замуж так и не вышла и об отце мальчика рассказывать не хотела. Потом только Нина узнала, что он был женат и честно предупредил, что не собирается ничего менять. Наталья о сыне самостоятельно заботилась и работала поначалу дистанционно. А когда он немного подрос, сразу вернулась к активной жизни, а Кирюха часто оставался с няней. Теперь вот о матери пожилой озаботилась, поэтому Нина не хотела никогда ей лишнего беспокойства доставлять и с гордостью рассказывала всем подругам о трогательной заботе со стороны дочери.
- Дом на продажу выставила, - рассказывала Нина сразу после переезда к дочери. – Новая жизнь начинается.
Первую неделю в столице пенсионерка всё рассматривала с большим интересом и сама далеко от дома не отходила, потому что боялась заблудиться. Наталья возиться с ней не могла, потому что была всё время занята, приходила поздно и валилась с ног от усталости. Нина в это время занималась внуком, готовила еду и присматривала за порядком в доме.
- В смысле, жареные котлеты? - недовольно спрашивала Наталья, заглядывая в кастрюлю. - А в качестве второго блюда макароны, ну понятно.
- Что-то не так? - переживала Нина. - Не вкусно? Вам не нравится такое? Кирюша кушал с удовольствием.
- Мы привыкли питаться правильно, я слежу за холестерином, - высказывала недовольства Наталья. - Обычно у нас запеченные блюда, цельнозерновой хлеб и никаких пирожков!
- Ты прекрасно выглядишь, зачем тебе сидеть на диете, - рассуждала Нина. – Кирюша и так худенький, но если ты составишь мне приблизительное меню, то я в следующий раз обязательно приготовлю.
Наталья составила немаленький список, Нина с недоумением читала название некоторых продуктов, не понимала, как их готовить и чувствовала себя совершенно беспомощной. Поэтому стала снова готовить привычные блюда, только исключила вредные или «неправильные» продукты. Наталья носом крутила, но ела и больше претензий не высказывала.
- Ну, как тебе живется в Москве? - спрашивала её через время соседка Антонина по телефону.
- Хорошо, - не хотела рассказывать правду о тоске по малой родине пенсионерка. - Наташа постоянно на работе, зато с внуком мы настоящая команда.
- Несколько человек уже спрашивали о твоем доме, - рассказывала соседка. - Хороший он, добротный, людям нравится, так что, думаю, скоро будет покупатель.
- Ну и хорошо, - отвечала Нина, но на самом деле так не думала.
Несмотря на занятость в течение дня с внуком, ночами женщине снился далёкий родной посёлок и прошлая жизнь. Она успевала водить Кирюшу в детский садик, на кружки и играла дома, готовила ужин и к вечеру просто валилась от усталости. А вот с дочкой за всё это время даже нормально не поговорили ни разу, потому что всё было на ногах.
- Я же просила не брать эти полотенца! - влетела как-то Наталья в комнату к матери. - В моем доме у каждой вещи свое назначение и нарушать правила не стоит.
- Прости дочка, наверное, я забыла, - оправдывалась Нина.
- Нужно более внимательно относиться к моим просьбам, - сбавив тон, продолжала Наташа. - В прошлый раз ты бросила открытым кран с водой, сейчас полотенца, а я недавно ремонт сделала, и вообще не привыкла, чтобы правила нарушались, тем более в моем доме.
Больно резануло Нину по сердцу это высказывание «в моем доме». Как-то ещё больше она поникла и в родной посёлок захотела, только обратного пути не было, внука оставить она не могла. Понимала женщина, что дочери тяжело, работает много, устает сильно и от неустроенности в личной жизни нервничает. Пыталась замечания принимать и исправляться, только улучшения особо не было.
- Почему Кирилл сегодня не был на уроке хореографии? - недовольно спросила Наташа мать, только переступив порог квартиры.
- Кирюша устал, у него живот болел, и я сразу после садика домой его привела, - оправдывалась Нина. - Накормила его постным супом, и мультфильмы смотреть усадила.
- Я не для того по тысяче рублей за каждый урок отдаю, чтобы он хитрил, а ты этому потворствовала, - сердилась Наталья. - Я такие отговорки не принимаю, и терпеть не собираюсь.
На следующий день после неприятной сцены у Нины скакануло давление и она утром была слаба, чтобы вести внука в детский садик.
- Начинается! - театрально взмахивала руками Наташа. - Давай теперь у меня чувство вины вызывать из-за того, что я вчера сказала.
- Я ничего вызывать не пытаюсь, просто сегодня отлежусь, - оправдывалась женщина. - Ты сама сына завези, а я вечером его заберу.
- Нормально получается, - недовольно говорила Наталья, одеваясь и собирая вещи сына. - Когда я тебя к себе забирала, рассчитывала на помощь, а получила только дополнительные проблемы. Раньше нужно было заботиться только о сыне, теперь ещё и мать на голове сидит со своими заботами!
- Вчера люди приходили дом смотреть, - рассказывала Антонина по телефону. - Понравилось им всё, готовы покупать.
- Передумала я дом продавать, - спокойно отвечала Нина. - Ещё немного побуду здесь и весной вернусь огород садить.
- Правда? - удивленно спрашивала Антонина. - Я рада, что мы опять будем вместе дни коротать. У тебя там всё нормально?
- Нормально, просто мне кажется, что мы станем с дочкой роднее, если жить подальше друг от друга будем, - честно отвечала Нина.
- Наташа тоже так считает? - интересовалась Антонина.
- Вечером придёт с работы, вот и поговорим, - отвечала Нина. - А ты перед людьми извинись, скажи им: дом больше не продаётся, хозяйка скоро возвращается!