Найти тему

Почему книг издается все меньше?

Фестиваль "Белое пятно", 25. НГОНБ. Автор фото Гаврильчик В.В.
Фестиваль "Белое пятно", 25. НГОНБ. Автор фото Гаврильчик В.В.
Фестиваль "Белое пятно", книга Марии Савиной, 25.11.2023, НГОНБ. Автор фото Гаврильчик В.В.
Фестиваль "Белое пятно", книга Марии Савиной, 25.11.2023, НГОНБ. Автор фото Гаврильчик В.В.

На прошедшем фестивале «Белое пятно» обсудили насущные проблемы современного писателя…

Не каждой книге, какая бы гениальная, интересная, эксклюзивная она не была, удается дотянуться до своего читателя. Сейчас в мире существует множество хороших авторов, но их творческая судьба трагична тем, что большинство из них никогда не попадет на вершину известности.

Эту проблему на фестивале, который проходил в г. Новосибирск в НГОНБ, «Белое пятно» затронул автор детской литературы Владимир Косарев. Владимир поделился историей своего творческого пути как писателя, рассказал благодаря чему ему удалось заполучить то, что имеет сейчас.

«Только конкурсы дают реальное продвижение в этой сфере, они дают определенную волну для совершенствования жанра. Все мои книги были изданы благодаря жюри, которые замечали меня на этих самых конкурсах».
© Владимир Косарев

Детский писатель Мария Савина поддержала своего коллегу и также поделилась своей историей творческого пути от автора к читателю. Она рассказала о том, насколько долгим и тяжелым он был, какие деньги уходили на то, чтобы издать свою книгу. На фестивале Мария показала аудитории свои книги, которые были созданы из вторсырья. Сидящие в зале студенты и другие слушатели оживились, когда увидели эти книжки. Всем захотелось подержать их в руках, потрогать и полистать страницы. Пока книги передавались из рук в руки по залу начал скользить восторженный шепот, что многие даже перестали слушать и обращать внимание на то, что говорят участники фестиваля.



Автор детской литературы Наталья Берязева также поделилась советом для начинающих писателей.

«Самое главное — это найти своего редактора. Нужно не лениться изучать линейки издательств, что они выпускают, чтобы это совпадало с вашим жанром и стилем».
© Наталья Берязева

На фестивале не раз упоминали о важности конкурсов, гран-при в жизни начинающего и уже успешного писателя. Все это дает невероятный рывок в продвижении своего имени и книг. Однако, было упомянуто, что победить в таком конкурсе не так просто. Я поискала информацию в интернете от писателей, которые участвовали в подобных конкурсах и многие говорят, что настоящие авторы редко выходят в свет. Современные писатели – это ораторы, бизнесмены и тонкие психологи, а уже потом творцы. У них годы дружбы с администраторами групп, владельцами литературных порталов, им накручивают рейтинги и отзывы, они чередуются в топах, получая с этого деньги.

Что же тогда делать современному начинающему автору? Для начала он должен забыть о славе, рейтингах, деньгах и бизнесе. Все это не нужно писателю, который делает на своем пути первые шаги. Сразу получить волну популярности, когда еще никто не знает твоего имени практически нереально. Это последнее, о чем стоит думать.

Стоит избегать тех, кто предлагает печатать книгу ограниченным тиражом и раскидать ее по магазинам. Читатель может просто не покупать эту книгу, потому что понятия не имеет кто вы и что хотите ему продать.

И еще одно предостережение - будьте аккуратны в общении с издательством. Не стоит ему полностью доверять. Издательство не заинтересовано в том, чтобы сделать кого-то популярным, но зато запросто может забрать права на книгу и изредка выплачивать с нее копейки.

Что же говорит нам статистика? Действительно ли современному писателю стало трудно пробиться в свет и найти свою аудиторию? Количество изданных названий книг и брошюр за 9 месяцев 2023 года сократилось на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, совокупный тираж сократился на 18,0%. При этом, падение выпуска книг в переплете заметно больше, чем в обложке: на 14,6% упал совокупный тираж книг в обложке и на 25,3% в переплете. Переизданий книг было выпущено на 25,7% меньше, чем за аналогичный период 2022 года, а общий тираж новых изданий на 12,7% ниже уровня 2022 года.

Еще одна проблема – сколько денег нужно вложить писателю, чтобы выпустить свой первый тираж? Вся доступная информация есть в интернете, на многих сайтах издательств можно заполнить заявку, где выбирается число тиража, страниц, обложка, иллюстрации и тем самым рассчитывается стоимость тиража. Вот примерные расценки в 2023 году для книги приблизительно в 150 страниц:

корректорская правка: от 40 до 100 руб. за 1000 символов;
редактура: от 80 до 160 руб. за 1000 символов;
верстка: от 45 до 95 руб. за страницу;
дизайн обложки: от 3500 до 10000 руб.

Непосредственно печать стоит от 25 000 до 35 000 руб. за тираж объемом 100 экземпляров в зависимости от типа обложки. Что можно сказать в итоге? Писательство – это тяжкий труд, отнимающий много сил и времени, но еще сложнее заставить читателя оценить творение автора. Чтобы найти своего читателя необходимо знать не только свою аудиторию в целом, но и характер человека, для которого создается книга.

На фестивале уже известные в своем кругу писатели не раз сказали, что начинающему автору стоит меньше обращать внимание на рейтинги, деньги, наоборот, стоит уделять больше времени общению с людьми, которые действительно смогут помочь прокачать творение автора, оставлять рецензии и отзывы. Возможно, это окружение сможет стать первой аудиторией, которая в будущем станет набирать обороты.