Предыдущая глава
Весна ворвалась в северную столицу стремительно, обнимая майским теплом. Правда ненадолго, всего на пару дней. Но каких дней! Лика вместе с Настей и Лидой готовили праздник. Витя им тоже помогал, мысленно. Он задумчиво расхаживал с профессиональным фотоаппаратом, который подарил ему Аркаша и ловил моменты.
- Может я вовсе не директором фабрики хочу стать, а фотографом. Свадьбы, юбилеи, выпускные. Хочу снимать искренние эмоции людей и создавать память - непринуждённым тоном говорил он матери. Лика такие речи не воспринимала. Какой фотограф? Что это за профессия? А институт? А фабрика? Это же детище семьи Михайловых! Она Саше обещала, уезжая, что сын заменит своего отца. И что получается?
Один Аркаша поддерживал подростка. Он видел в нём творческую и яркую личность, глубокий ум и неуёмную фантазию.
- Дерзай. Если что, всегда тебя поддержу. Как крестный отец, как муж твоей матери и просто, как друг. С мамой не спорь, но её мнение уважай. Она поймёт со временем, как для тебя важно то, чем ты будешь заниматься - Аркаша похлопал парня по плечу и весело насвистывая схватил с тарелки кусочек колбаски. Тут же получил недовольный взгляд в спину.
- Вот, что с ним делать? - пробормотала Лика, пока Настя красиво расправляла салфетки. Лида на заднем фоне весело подсмеивалась над Йосей и дразнила его тем, что подумает, выходить за него замуж или нет.
- Аркаша это большой ребёнок - улыбнулась Настя. Она была вся в своих мыслях и надеялась, что Денис Олегович откликнется на её приглашение и придёт к ним на праздник. Провожали в Латвию Вику и Даниила. Приедут они потом не скоро, поэтому хотелось устроить семейные торжественные посиделки, так как они все уже за этот короткий период, стали одной дружной семьёй.
Ожидали ещё и Надюшку, которая должна родить в конце лета. Лика посмотрела на Аркашу уже более мягко. Да, Настя права. Он большой и наивный ребёнок. Как она его раньше не разглядела? Может и жизнь по другому сложилась бы? Именно такой мужчина и нужен ей. Надёжный, мягкий. Умеющий поддержать и чутко чувствующий её состояние.
Лика наврала Аркаше. Сказала, что тот мужчина, которого подобрала соседка бабы Клавы, не Саша. Зачем ворошить прошлое? Аркаша будет думать, переживать. Чувствовать свою вину за то, что живёт с Ликой при её живом муже. Правильно она сделала или нет, Лика не думала. Да, эгоистичное решение. Но здесь уже замешана судьба Лены. А она любит Сашу. Так пусть будут счастливы, а Лика от своих слов не откажется и материальную помощь, как и обещала, будет слать.
Нужен ли такой отец Вите? И хотел бы он его увидеть? Лика над этим думала и решила оставить всё, как есть. Бывают ситуации, когда лучше ничего не ворошить. Это как с больным сердцем. Врач ставит перед фактом, что да, нужна операция. Но советует, что лучше сердце не трогать. Оно бьётся, оно живое. А исход операции не знает никто.
Несчастных нет и это главное. Лика приложила ладони к своему пока ещё плоскому животу. У Аркаши тоже будет своё продолжение. Она пока не сообщила ему, но сегодня обязательно скажет. Сегодня особенный день, для всех.
- Мам ... - Настя неожиданно обняла Лику сзади и положила свой острый подбородок ей на плечо. Настя продолжала называть её мамой, так ей было привычней. Вика не обижалась, отнеслась к этому адекватно. Так получилось, превратности судьбы. Ничего не поделать. Главное Настя знает, что есть биологическая мать и родная сестра. Зачем копаться в деталях?
- М ... - отозвалась Лика, пробегаясь взглядом по сервировке стола. Накрыли под просторным шатром, благо, что погода просто радовала своим долгожданным теплом.
- Я не знаю, как ты к этому отнесёшься. Но вот - на стол легла серебряная подвеска с кулоном в виде сердца и таинственно мерцающим изумрудом - я нашла его в траве тогда, когда гуляла. Мне было всего шесть и я не понимала, почему всё так изменилось. Куда пропала ты, папа. Откуда взялись Влад и Ангелина. Потом они определили меня в пансион. Все эти годы я хранила этот кулон, как единственную память о тебе. Я засыпала в кровати, под шумные разговоры девочек, крепко сжимая его в руке. Мне казалось, что так, я чувствую твоё тепло, которое ты заточила в этот камень.
Лика смотрела на кулон сквозь пелену слёз, застилавшую ей глаза. Неужели нашёлся? Благодаря Насте? Она осторожно, дрожащими руками взяла его со стола. В голове слово в слово воспроизвелись слова из письма Артура.
"Если ты получила этот кулон и читаешь эти строки, значит меня уже нет. Лиза ... я любил тебя и буду любить тебя там. В вечности. Я не мог с тобой быть. Нет ... не так. Я мог, если бы захотел. Но потом я узнал, что болен. И эта болезнь неизлечима. Я не хотел чтобы ты страдала, глядя на мои муки. Поэтому я ни разу не объявился в твоей жизни. Тем не менее, я знал о тебе всё ...
Будь счастлива не смотря ни на что. Ради меня, ради памяти обо мне. Прости меня. Артур..."
Лика резко обернулась к Насте и обняла её.
- Спасибо тебе, родная. Большое спасибо. Ты сберегла очень дорогую и памятную для меня, вещь. Мой талисман.
***
Кристина была счастлива. Сегодня уже её второе свидание с коллегой по работе. После переезда к матери, она устроилась обычным консультантом в банк. А Коля, её коллега, работал менеджером по банковским продуктам. Учтивый, в меру общительный. За плечами неудачный брак с однокурсницей и ребёнок по залёту. Девочка, тринадцати лет.
- С бывшей никаких отношений не поддерживаю. Совсем никаких. Первое время пытался, ради дочери. Но она такую завышенную планку себе поставила, что я чуть ли не ноги должен ей целовать и умолять, чтобы она позволила мне Дашу увидеть. Выставляла постоянные списки того, что нужно купить дочери. Я лишь денег обязан был давать в том количестве, которое она указывала в конце списка. Поначалу так и делал. Просил о встречах с дочкой, денег не считал. Подработки брал. Пока не загремел в больницу и не получил осложнение. С прошлой работы пришлось уволиться, долгое время восстанавливался. Бывшая же третировала звонками о том, почему нет денег. Ей было плевать на моё пошатнувшееся здоровье. Я сам обратился в суд. Да, назначили ту сумму, которую я должен платить своей дочери. Бывшая жена в бешенстве была. О встречах я тоже уже не просил. Скучал по Дашке, но терпеливо ждал, когда она подрастет. Дождался. Теперь она сама мне звонит и летит на встречу - Коля улыбался, глядя на Кристину.
- В моей истории присутствует бывший муж. Только если тебя жена долгое время донимала, то меня наоборот. Стас отказался от детей напрочь и его они совершенно не интересуют. По моим последним сведениям, он пьёт. Квартиру нашу продал и живёт у матери. Собачаться каждый день, поэтому ему не до детей. Бизнес тоже пошёл на убыль. Проблемы, долги. Испорченная репутация. На алименты я подавать не хочу. Отвязался от нас и Бог с ним. Дети и без него счастливы.
Коля влюблённым взглядом смотрел на Кристину. Он уже и не ожидал, что когда-нибудь к нему придёт это чувство.
- И где ты раньше была? В каких местах? - произнёс он.
- В тех местах меня уже нет. Я здесь и сейчас. С тобой.
Они прижались лбами друг к другу и долго так сидели. В полупустом ресторанчике, с негромкой приятной музыкой и вкусной едой. Надежда на будущее есть всегда, стоит только рассмотреть свой шанс из тысячи.
***
Роза, откинувшись на спинку сиденья, смотрела в иллюминатор. На праздник к Михайловым она не попала, билет был уже заранее куплен и отменять вылет она не стала. Муж заждался её. Всё равно скоро опять в Питер. Предсвадебные хлопоты, суета. Лида и Йося в октябре наметили свадьбу.
Вика с Даниилом тоже перебираются в Латвию и приедут ближе к осени. На свадьбу детей. Всё хорошо, всё наладилось. С Ликой она успела познакомиться. Приятная молодая женщина, по глазам видно, что через многое прошла и теперь, просто хотела спокойной жизни и счастья.
Владу Михайлову дали срок. Большой срок. Заслуженный. Ни один из его хвалёных адвокатов не помог. Аргументы и факты были железобетонными. Оставалась ещё Ангелина. Но и её нашли в последний момент. Поймали тогда, когда она уже успокоилась и допустила оплошность. Её тоже ожидает судебное разбирательство на пару с директором психоневрологического пансионата, где насильно много лет удерживали Лику.
На дачу показаний, Лика не поехала. Ей нельзя нервничать. Всё письменно изложила и передала следователю. Теперь можно наконец-то успокоиться и спокойно жить дальше. Дети, внуки пойдут. У Насти с Денисом Олеговичем кажется что-то намечается. Не сказать, что всё прям как в сказке. Но почти. Очень сложный путь был проделан, чтобы обрести крепкую опору под ногами. А глядя на Аркашу, счастливого от новости, что он скоро станет отцом, как не вспомнить слова цыганки:
" Замуж выйдешь, получишь всё. Одного потеряешь, второй исчезнет. Третий будет преследовать. И лишь с четвёртым будешь счастлива. Но перед этим украденное солнце на долгие годы заточит тебя в темноте, лишишься ты света и тепла".
Лика выбралась из темноты, обрела свет и тепло. Она обводила своих родных спокойным любящим взглядом. Что ещё нужно для счастья? Чтобы все были живы и здоровы, а остальное приложится. Не так ли?
Финал.