Страны Европы
Созданный во второй половине 1950-х годов французской фирмой Dassault, истребитель Mirage III скомпонован по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом. В качестве силовой установки на самолете используется турбореактивный двигатель Atar-9С (6200 кгс на форсаже). Воздух к нему подается через расположенные по обе стороны фюзеляжа регулируемые воздухозаборники. Самолет выпускался до 1989 года в различных модификациях. Всепогодный перехватчик и штурмовик Mirage IIIС имеет РЛС управления оружием, вычислитель бомбометания и автоматический прицел. Тактический истребитель и истребитель-бомбардировщик Mirage IIIЕ (размах крыла — 8,22 м; длина — 15,03 м; площадь крыла — 35 м2; масса: пустого — 7050 кг, максимальная взлетная — 13 700 кг; скорость: максимальная — 2350 км / ч, крейсерская — 956 км / ч; скороподъемность у земли — 7200 м / мин; практический потолок — 17 000 м; практическая дальность с ПТБ — 4000 км; боевой радиус — 900 км; вооружение — 2 30-мм пушки DEFA-552A (по 125 патронов), 4000 кг боевой нагрузки на 5 узлах подвески) оснащался дополнительным навигационным оборудованием. Кроме встроенных пушек для нанесения ударов по наземным объектам под консолями крыла подвешиваются две бомбы калибра 1000 фунтов или две бомбы и одна управляемая ракета AS-30 класса «воздух-земля» (под фюзеляжем). Этот самолет может быть носителем ядерных бомб AN-52 мощностью 15 кт. Для поражения воздушных целей самолет может нести одну управляемую ракету Matra R.530 и две ракеты Sidewinder. Mirage III относится к числу наиболее распространенных боевых самолетов. За время серийного производства было изготовлено 1422 самолета всех модификаций, из них по лицензии 61 в Швейцарии и 116 в Австралии. В Израиле было изготовлено без лицензии 57 самолетов этого типа под названием Nesher. Многоцелевой истребитель Mirage 50 (размах — 8,22 м; длина — 15,56 м; площадь крыла — 35 м2; вес: пустого — 7150 кг, максимальный взлетный — 13 700 кг; максимальная скорость — 2350 км / ч; начальная скороподъемность — 11 156 м / мин; практический потолок — 18 000 м; радиус действия — 685 км; вооружение — 2 30-мм пушки DEFA-552A (по 125 снарядов), 4000 кг боевой нагрузки на 9 узлах подвески) предназначен для завоевания превосходства в воздухе, решения задач ПВО и нанесения ударов по наземным объектам. Он является дальнейшим развитием истребителя-бомбардировщика Mirage 5, но оснащен более мощным двигателем Atar 9K-50 (7300 кгс на форсаже). Опытный образец совершил свой первый полет весной 1979 года. Основными компонентами радиоэлектронного оборудования являются РЛС Agave или Cyrano и инерциальная прицельно-навигационная система. В иностранной печати отмечаются следующие преимущества Mirage 50 перед Mirage III и 5: меньшая длина разбега, увеличенная полезная нагрузка (топливо и вооружение), большая скороподъемность, улучшенные разгонные и маневренные характеристики.
Самолет Mirage F.1C (размах — 9,32 м; длина — 15,3 м; площадь крыла — 25 м2; вес: пустого — 7400 кг, максимальный взлетный —16 200 кг; максимальная скорость — 2335 км / ч; начальная скороподъемность — 12 780 м / мин; практический потолок — 20 000 м; радиус действия с бомбовой нагрузкой 1425 кг — 425 км; вооружение: 2 30-мм пушки DEFA 553 (по 135 снарядов), до 6300 кг боевой нагрузки на 5 пилонах) предназначен для перехвата воздушных целей, а также нанесения ударов по наземным целям. Первый вылет опытного самолета состоялся в 1973 году. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом. Механизация крыла включает двухсекционные закрылки, два интерцептора, элероны и предкрылки. Силовая установка состоит из одного ТРДФ Atar 9K50 тягой 7200 кгс. Топливная система состоит из фюзеляжного бака емкостью 3880 л и двух крыльевых баков емкостью по 200 л. Самолет оснащен РЛС Cyrano IV, инерциальной навигационной системой, автопилотом SFENA 505, приемником радионавигационной системы TACAN. Вооружение включает две встроенные 30-мм авиационные пушки DEFA 533 с боекомплектом по 135 снарядов. На шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах наружной подвески могут размещаться две управляемые ракеты класса «воздух-воздух» R.550 Magic или AIM-9J Sidewinder, управляемая ракета класса «воздух-поверхность» AS.30, до 8 бомб калибра 450 кг или до 14 бомб калибра 250 кг, до 4 блоков с неуправляемыми авиационными ракетами. В 1992–1996 годах 55 самолетов Mirage F.1C были модернизированы в вариант Mirage F.1CT, оснащенный усовершенствованной РЛС Cyrano IVMR. Самолеты Mirage F.1 широко поставлялись на экспорт (варианты Mirage F.1A, F.1E, F.1EQ).
Многоцелевой истребитель Mirage 2000C (размах — 9,13 м; длина — 14,36 м; площадь крыла — 41 м2; вес: пустого — 7500 кг, максимальный взлетный — 17 000 кг; максимальная скорость — 2338 км / ч; начальная скороподъемность — 17 069 м / мин; практический потолок — 18 000 м; дальность (с нагрузкой 1000 кг) — более 1480 км; вооружение: две 30-мм пушки DEFA-554 (по 125 снарядов); до 6300 кг боевой нагрузки) предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Первый полет самолета состоялся в марте 1978 года. Серийное производство началось в 1982 году. Самолет выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка» с треугольным крылом и оснащен аналоговой ЭДСУ. Первые самолеты оснащались ТРДДФ М.53-5 и РЛС RDM, последующие — более мощным двигателем M.53-P2 тягой 9560 кгс и более совершенной импульсно-доплеровской РЛС RDI. Самолеты могут оснащаться съемными неубираемыми топливоприемниками системы дозаправки в полете. Вооружение включает две 30-мм авиационные пушки DEFA 554 с боекомплектом по 125 снарядов, две управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Super 530D Sky Flash, Super 530F, R.550 Magic, Magic2, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» AS.30L, противорадиолокационные УР Armat, противокорабельные УР AM39, свободнопадающие бомбы, НАР. Для поставок на экспорт предназначались самолеты Mirage 2000E с РЛС RDM. 22 самолета были поставлены в ОАЭ, 16 в Египет, 42 в Индию, 10 в Перу. Первый полет состоялся в 1980 году. Встроенное пушечное вооружение не устанавливалось. Модернизированный Mirage 2000-5 оснащен новой РЛС RDY, более совершенным оборудованием. Расширенный состав вооружения включает до 4 управляемых ракет класса «воздух-воздух» MICA, до трех корректируемых авиационных бомб. Вследствие бюджетных ограничений заказ на производство этой модификации не был выдан, и было решено модернизировать до этого стандарта 37 ранее выпущенных истребителей Mirage 2000C. Самолеты получили наименование Mirage 2000-5F.
Самолет Rafale фирмы Dassault предназначен для использования в качестве перехватчика и ударного истребителя-бомбардировщика, способного выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным объектам. Аэродинамическая компоновка Rafale основана на 40-летнем опыте Dassault по совершенствованию истребителей семейства Mirage. В ее основе лежит традиционное дельтавидное крыло большой площади, а в качестве нового элемента применено небольшое переднее горизонтальное оперение, позволяющее значительно повысить маневренность истребителя. Крыло большой площади позволяет поднять в воздух беспрецедентно большую боевую нагрузку — 9,5 т при массе пустого самолета около 10 т. Внешние формы «Рафаля», особенно конфигурация воздушных каналов, выбраны таким образом, чтобы уменьшить его заметность и, в то же время, не снизить летных характеристик.
Первый полет самолета-демонстратора Rafale А состоялся в июле 1986 года. Первый опытный самолет в варианте одноместного истребителя-перехватчика Rafale С (размах крыла — 10,8 м; длина самолета — 15,3 м; площадь крыла — 46 м2; масса: пустого — 10 500 кг, максимальная взлетная — 24 500 кг; силовая установка — 2 ТРДДФ SNECMA M88-3 (по 8870 кгс); скорость: крейсерская — 1100 км / ч, максимальная — 2125 км / ч; скороподъемность — 3700 м / мин; практический потолок — 20 000 м; боевой радиус: в роли ударного самолета — 1100 км, в роли перехватчика — 1800 км; вооружение — 30-мм пушка GIAT M30 / 719B, 9500 кг боевой нагрузки) поднялся в воздух в мае 1991 года, а первый опытный палубный самолет, предназначенный для вооружения французских авианосцев, Rafale М взлетел в декабре 1991 года. Номенклатура вооружения Rafale включает ядерную ракету ближнего действия ASMP (100–150 кт), УР «воздух-воздух» MICA, кассеты APACHE, бомбы с лазерным наведением BLG400, ПКР АМ.39 Exocet, а также свободнопадающие бомбы. Кроме того, возможна подвеска ПТБ и контейнеров со спецоборудованием.
В настоящее время Rafale начал поступать на вооружение, хотя работы по его доводке продолжаются (в частности, не до конца устранены проблемы с применением высокоточного оружия «воздух-поверхность»). Планами серийного производства предусматривается поставка ВВС и ВМС Франции 235 и 86 самолетов соответственно.
Многоцелевой истребитель EF-2000 Typhoon (размах крыла — 10,95 м; длина — 15,96 м; площадь крыла — 50 м2; масса: пустого — 9999 кг, взлетная — 21 ООО кг; максимальная скорость — 2125 км/ч; практическая дальность — 3700 км; боевой радиус: в режиме истребителя — 1389 км, в режиме ударного самолета — 601 км; вооружение: 27-мм пушка Mauser ВК27 (150 патронов), 6500 кг (7500 кг в перегруз) боевой нагрузки на 13 узлах подвески) создан консорциумом Eurofighter в составе итальянской Aeritalia, английской British Airspace и германской Messerschmitt-Bolkow-Blohm (позже к программе примкнул испанский концерн CASA). Самолет выполнен по аэродинамической схеме «утка» с цельноповоротным среднерасположенным ПГО, низкорасположенным треугольным крылом и однокилевым вертикальным оперением. 40% массы планера составляют углепластики. По утверждению представителей консорциума, самолет имеет малую ЭПР, в его конструкции применены радиопоглощающие материалы, для обнаружения целей широко применяются пассивные датчики. Накладная броня кабины частично защищает летчика от поражения огнем из стрелкового оружия малого и среднего калибра. Цельноформованный бескаркасный выступающий фонарь дает отличный обзор. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ Eurojet EJ 200 (по 6120/9200 кгс). На истребителе применен нерегулируемый подфюзеляжный воздухозаборник, разделенный вертикальной перегородкой на два канала. Топливо размещается в протектированных баках в фюзеляже, крыле и киле. ЭДСУ обеспечивает искусственную устойчивость самолета, безопасное пилотирование на предельных режимах, ослабление воздействия порывов ветра и высокую маневренность на установившихся режимах. Система управления вооружением истребителя включает многорежимную когерентную импульсно-доплеровскую БРЛС ECR90 и ИК-систему переднего обзора PIRATE. Оборонительная система DASS обеспечивает синтезирование и оценку информации, получаемой от приемников радиолокационного и лазерного излучения, других датчиков, а также автоматическое включение необходимых активных и пассивных средств защиты и предупреждения о наиболее опасной угрозе. В состав боевой нагрузки могут входить УР AIM-120 AMRAAM или FMRAAM/BVRAAM, AIM-9 Sidewinder, управляемые бомбы GBU-12, ПКР Penguin, кассетное оружие и свободнопадающие бомбы.
К настоящему времени подписан контракт на поставку первой партии из 148 этих самолетов ВВС Великобритании, Германии, Италии и Испании. Всего же для указанных стран планируется произвести 620 таких машин. Предполагается также экспортировать EF-2000 в третьи страны.
Швеция, несмотря на свои относительно скромные ресурсы, твердо выдерживает направление на самостоятельное создание и производство боевой техники. Фамильными чертами, объединяющими боевые самолеты, разработанные шведской компанией SAAB, были и остаются их приспособленность к использованию в суровых северных условиях, высокие взлетно-посадочные характеристики и непритязательность к квалификации технического персонала.
Многоцелевой истребитель JAS 39А Griреn фирмы SAAB (размах крыла — 8,4 м; длина самолета — 14,1 м; масса: пустого — 6622 кг, максимальная взлетная — 12974 кг; максимальная скорость: у земли — 1400 км/ч, на высоте 11000 м — 2125 км/ч; практическая дальность — 3300 км; скороподъемность — 4700 м/мин; практический потолок — 19000 м) предназначен для борьбы с воздушными целями, нанесения ударов по наземным целям и ведения воздушной разведки. Он создавался для замены самолетов J 35 Draken и J 37 Viggen. Первый полет опытного самолета состоялся в декабре 1988 года. Серийное производство началось в 1993 году. Самолет выполнен по аэродинамической схеме «утка». В конструкции планера широко применяются композиционные материалы. Силовая установка состоит из одного ТРДДФ RM12 тягой 8200 кгс (лицензионный вариант американского двигателя F404-GE-400). Самолет оснащен многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС PS-05, БЦВМ SDS80, электродистанционной системой управления SA11. Вооружение включает встроенную 27-мм авиационную пушку BK27, до 6 управляемых ракет класса «воздух-воздух» RB74, до 4 УР AIM-120 AMRAAM, до 4 УР класса «воздух-поверхность» RB 75, две противокорабельные ракеты RBS 15F, свободнопадающие бомбы, неуправляемые авиационные ракеты, подвесные топливные баки, разведывательное оборудование в подвесных контейнерах.
В 1996 году состоялся первый полет двух- местного учебно-боевого самолета JAS39B. Усовершенствованный многоцелевой истребитель JAS 39C и его учебно-боевой вариант JAS 39D предполагается оснастить двигателем RM12+, рассматривается возможность установки двигателей M88-3 и EJ2000. Всего до 2007 года Швеция планирует закупить 204 самолета (включая 28 учебно-боевых), 12 самолетов в 1998 году закуплено ЮАР, ведутся переговоры с Чили, Филиппинами, Чехией, Венгрией и Бразилией.
Продолжение следует….
Понравилась статья – поставьте лайк
Эти книги можно скачать на сайте: