Найти тему

Все об авиации: Фронтовые и многоцелевые истребители. Часть III.

759 прочитали
Картинка из свободных источников. Mirage III
Картинка из свободных источников. Mirage III

Страны Европы

Созданный во второй половине 1950-х годов французской фирмой Dassault, истребитель Mirage III скомпонован по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом. В качестве силовой установки на самолете используется турбореактивный двигатель Atar-9С (6200 кгс на форсаже). Воздух к нему подается через расположенные по обе стороны фюзеляжа регулируемые воздухозаборники. Самолет выпускался до 1989 года в различных модификациях. Всепогодный перехватчик и штурмовик Mirage IIIС имеет РЛС управления оружием, вычислитель бомбометания и автоматический прицел. Тактический истребитель и истребитель-бомбардировщик Mirage IIIЕ (размах крыла — 8,22 м; длина — 15,03 м; площадь крыла — 35 м2; масса: пустого — 7050 кг, максимальная взлетная — 13 700 кг; скорость: максимальная — 2350 км / ч, крейсерская — 956 км / ч; скороподъемность у земли — 7200 м / мин; практический потолок — 17 000 м; практическая дальность с ПТБ — 4000 км; боевой радиус — 900 км; вооружение — 2 30-мм пушки DEFA-552A (по 125 патронов), 4000 кг боевой нагрузки на 5 узлах подвески) оснащался дополнительным навигационным оборудованием. Кроме встроенных пушек для нанесения ударов по наземным объектам под консолями крыла подвешиваются две бомбы калибра 1000 фунтов или две бомбы и одна управляемая ракета AS-30 класса «воздух-земля» (под фюзеляжем). Этот самолет может быть носителем ядерных бомб AN-52 мощностью 15 кт. Для поражения воздушных целей самолет может нести одну управляемую ракету Matra R.530 и две ракеты Sidewinder. Mirage III относится к числу наиболее распространенных боевых самолетов. За время серийного производства было изготовлено 1422 самолета всех модификаций, из них по лицензии 61 в Швейцарии и 116 в Австралии. В Израиле было изготовлено без лицензии 57 самолетов этого типа под названием Nesher. Многоцелевой истребитель Mirage 50 (размах — 8,22 м; длина — 15,56 м; площадь крыла — 35 м2; вес: пустого — 7150 кг, максимальный взлетный — 13 700 кг; максимальная скорость — 2350 км / ч; начальная скороподъемность — 11 156 м / мин; практический потолок — 18 000 м; радиус действия — 685 км; вооружение — 2 30-мм пушки DEFA-552A (по 125 снарядов), 4000 кг боевой нагрузки на 9 узлах подвески) предназначен для завоевания превосходства в воздухе, решения задач ПВО и нанесения ударов по наземным объектам. Он является дальнейшим развитием истребителя-бомбардировщика Mirage 5, но оснащен более мощным двигателем Atar 9K-50 (7300 кгс на форсаже). Опытный образец совершил свой первый полет весной 1979 года. Основными компонентами радиоэлектронного оборудования являются РЛС Agave или Cyrano и инерциальная прицельно-навигационная система. В иностранной печати отмечаются следующие преимущества Mirage 50 перед Mirage III и 5: меньшая длина разбега, увеличенная полезная нагрузка (топливо и вооружение), большая скороподъемность, улучшенные разгонные и маневренные характеристики.

Самолет Mirage F.1C (размах — 9,32 м; длина — 15,3 м; площадь крыла — 25 м2; вес: пустого — 7400 кг, максимальный взлетный —16 200 кг; максимальная скорость — 2335 км / ч; начальная скороподъемность — 12 780 м / мин; практический потолок — 20 000 м; радиус действия с бомбовой нагрузкой 1425 кг — 425 км; вооружение: 2 30-мм пушки DEFA 553 (по 135 снарядов), до 6300 кг боевой нагрузки на 5 пилонах) предназначен для перехвата воздушных целей, а также нанесения ударов по наземным целям. Первый вылет опытного самолета состоялся в 1973 году. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом. Механизация крыла включает двухсекционные закрылки, два интерцептора, элероны и предкрылки. Силовая установка состоит из одного ТРДФ Atar 9K50 тягой 7200 кгс. Топливная система состоит из фюзеляжного бака емкостью 3880 л и двух крыльевых баков емкостью по 200 л. Самолет оснащен РЛС Cyrano IV, инерциальной навигационной системой, автопилотом SFENA 505, приемником радионавигационной системы TACAN. Вооружение включает две встроенные 30-мм авиационные пушки DEFA 533 с боекомплектом по 135 снарядов. На шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах наружной подвески могут размещаться две управляемые ракеты класса «воздух-воздух» R.550 Magic или AIM-9J Sidewinder, управляемая ракета класса «воздух-поверхность» AS.30, до 8 бомб калибра 450 кг или до 14 бомб калибра 250 кг, до 4 блоков с неуправляемыми авиационными ракетами. В 1992–1996 годах 55 самолетов Mirage F.1C были модернизированы в вариант Mirage F.1CT, оснащенный усовершенствованной РЛС Cyrano IVMR. Самолеты Mirage F.1 широко поставлялись на экспорт (варианты Mirage F.1A, F.1E, F.1EQ).

Многоцелевой истребитель Mirage F.1CT (Франция)
Многоцелевой истребитель Mirage F.1CT (Франция)

Многоцелевой истребитель Mirage 2000C (размах — 9,13 м; длина — 14,36 м; площадь крыла — 41 м2; вес: пустого — 7500 кг, максимальный взлетный — 17 000 кг; максимальная скорость — 2338 км / ч; начальная скороподъемность — 17 069 м / мин; практический потолок — 18 000 м; дальность (с нагрузкой 1000 кг) — более 1480 км; вооружение: две 30-мм пушки DEFA-554 (по 125 снарядов); до 6300 кг боевой нагрузки) предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Первый полет самолета состоялся в марте 1978 года. Серийное производство началось в 1982 году. Самолет выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка» с треугольным крылом и оснащен аналоговой ЭДСУ. Первые самолеты оснащались ТРДДФ М.53-5 и РЛС RDM, последующие — более мощным двигателем M.53-P2 тягой 9560 кгс и более совершенной импульсно-доплеровской РЛС RDI. Самолеты могут оснащаться съемными неубираемыми топливоприемниками системы дозаправки в полете. Вооружение включает две 30-мм авиационные пушки DEFA 554 с боекомплектом по 125 снарядов, две управляемые ракеты класса «воздух-воздух» Super 530D Sky Flash, Super 530F, R.550 Magic, Magic2, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» AS.30L, противорадиолокационные УР Armat, противокорабельные УР AM39, свободнопадающие бомбы, НАР. Для поставок на экспорт предназначались самолеты Mirage 2000E с РЛС RDM. 22 самолета были поставлены в ОАЭ, 16 в Египет, 42 в Индию, 10 в Перу. Первый полет состоялся в 1980 году. Встроенное пушечное вооружение не устанавливалось. Модернизированный Mirage 2000-5 оснащен новой РЛС RDY, более совершенным оборудованием. Расширенный состав вооружения включает до 4 управляемых ракет класса «воздух-воздух» MICA, до трех корректируемых авиационных бомб. Вследствие бюджетных ограничений заказ на производство этой модификации не был выдан, и было решено модернизировать до этого стандарта 37 ранее выпущенных истребителей Mirage 2000C. Самолеты получили наименование Mirage 2000-5F.

Многоцелевой истребитель Rafale С (Франция)
Многоцелевой истребитель Rafale С (Франция)

Самолет Rafale фирмы Dassault предназначен для использования в качестве перехватчика и ударного истребителя-бомбардировщика, способного выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным объектам. Аэродинамическая компоновка Rafale основана на 40-летнем опыте Dassault по совершенствованию истребителей семейства Mirage. В ее основе лежит традиционное дельтавидное крыло большой площади, а в качестве нового элемента применено небольшое переднее горизонтальное оперение, позволяющее значительно повысить маневренность истребителя. Крыло большой площади позволяет поднять в воздух беспрецедентно большую боевую нагрузку — 9,5 т при массе пустого самолета около 10 т. Внешние формы «Рафаля», особенно конфигурация воздушных каналов, выбраны таким образом, чтобы уменьшить его заметность и, в то же время, не снизить летных характеристик.

Первый полет самолета-демонстратора Rafale А состоялся в июле 1986 года. Первый опытный самолет в варианте одноместного истребителя-перехватчика Rafale С (размах крыла — 10,8 м; длина самолета — 15,3 м; площадь крыла — 46 м2; масса: пустого — 10 500 кг, максимальная взлетная — 24 500 кг; силовая установка — 2 ТРДДФ SNECMA M88-3 (по 8870 кгс); скорость: крейсерская — 1100 км / ч, максимальная — 2125 км / ч; скороподъемность — 3700 м / мин; практический потолок — 20 000 м; боевой радиус: в роли ударного самолета — 1100 км, в роли перехватчика — 1800 км; вооружение — 30-мм пушка GIAT M30 / 719B, 9500 кг боевой нагрузки) поднялся в воздух в мае 1991 года, а первый опытный палубный самолет, предназначенный для вооружения французских авианосцев, Rafale М взлетел в декабре 1991 года. Номенклатура вооружения Rafale включает ядерную ракету ближнего действия ASMP (100–150 кт), УР «воздух-воздух» MICA, кассеты APACHE, бомбы с лазерным наведением BLG400, ПКР АМ.39 Exocet, а также свободнопадающие бомбы. Кроме того, возможна подвеска ПТБ и контейнеров со спецоборудованием.

В настоящее время Rafale начал поступать на вооружение, хотя работы по его доводке продолжаются (в частности, не до конца устранены проблемы с применением высокоточного оружия «воздух-поверхность»). Планами серийного производства предусматривается поставка ВВС и ВМС Франции 235 и 86 самоле­тов соответственно.

Многоцелевой истребитель EF-2000 Typhoon (размах крыла — 10,95 м; дли­на — 15,96 м; площадь крыла — 50 м2; масса: пустого — 9999 кг, взлетная — 21 ООО кг; мак­симальная скорость — 2125 км/ч; практиче­ская дальность — 3700 км; боевой радиус: в режиме истребителя — 1389 км, в режиме ударного самолета — 601 км; вооружение: 27-мм пушка Mauser ВК27 (150 патронов), 6500 кг (7500 кг в перегруз) боевой нагрузки на 13 узлах подвески) создан консорциумом Eurofighter в составе итальянской Aeritalia, английской British Airspace и германской Messerschmitt-Bolkow-Blohm (позже к программе примкнул испанский концерн CASA). Самолет выполнен по аэродинамической схеме «утка» с цельноповоротным среднерасположен­ным ПГО, низкорасположенным треугольным крылом и однокилевым вертикальным опе­рением. 40% массы планера составляют угле­пластики. По утверждению представителей консорциума, самолет имеет малую ЭПР, в его конструкции применены радиопоглощающие материалы, для обнаружения целей широко применяются пассивные датчики. Накладная броня кабины частично защищает летчика от поражения огнем из стрелкового оружия малого и среднего калибра. Цельноформован­ный бескаркасный выступающий фонарь дает отличный обзор. Силовая установка состоит из двух ТРДДФ Eurojet EJ 200 (по 6120/9200 кгс). На истребителе применен нерегулируемый подфюзеляжный воздухозаборник, разделен­ный вертикальной перегородкой на два кана­ла. Топливо размещается в протектированных баках в фюзеляже, крыле и киле. ЭДСУ обеспе­чивает искусственную устойчивость самолета, безопасное пилотирование на предельных режимах, ослабление воздействия порывов ветра и высокую маневренность на установив­шихся режимах. Система управления воору­жением истребителя включает многорежим­ную когерентную импульсно-доплеровскую БРЛС ECR90 и ИК-систему переднего обзора PIRATE. Оборонительная система DASS обеспе­чивает синтезирование и оценку информации, получаемой от приемников радиолокацион­ного и лазерного излучения, других датчиков, а также автоматическое включение необхо­димых активных и пассивных средств защиты и предупреждения о наиболее опасной угро­зе. В состав боевой нагрузки могут входить УР AIM-120 AMRAAM или FMRAAM/BVRAAM, AIM-9 Sidewinder, управляемые бомбы GBU-12, ПКР Penguin, кассетное оружие и свободнопа­дающие бомбы.

К настоящему времени подписан контракт на поставку первой партии из 148 этих само­летов ВВС Великобритании, Германии, Италии и Испании. Всего же для указанных стран пла­нируется произвести 620 таких машин. Пред­полагается также экспортировать EF-2000 в третьи страны.

Швеция, несмотря на свои относитель­но скромные ресурсы, твердо выдерживает направление на самостоятельное создание и производство боевой техники. Фамильными чертами, объединяющими боевые самолеты, разработанные шведской компанией SAAB, были и остаются их приспособленность к ис­пользованию в суровых северных условиях, высокие взлетно-посадочные характеристики и непритязательность к квалификации техни­ческого персонала.

Многоцелевой истребитель JAS 39А Griреn фирмы SAAB (размах кры­ла — 8,4 м; длина самолета — 14,1 м; масса: пустого — 6622 кг, максимальная взлетная — 12974 кг; максимальная скорость: у земли — 1400 км/ч, на высоте 11000 м — 2125 км/ч; практическая дальность — 3300 км; скоро­подъемность — 4700 м/мин; практический потолок — 19000 м) предназначен для борьбы с воздушными целями, нанесения ударов по наземным целям и ведения воздушной раз­ведки. Он создавался для замены самолетов J 35 Draken и J 37 Viggen. Первый полет опыт­ного самолета состоялся в декабре 1988 года. Серийное производство началось в 1993 году. Самолет выполнен по аэродинамической схеме «утка». В конструкции планера широко применяются композиционные материалы. Силовая установка состоит из одного ТРДДФ RM12 тягой 8200 кгс (лицензионный вариант американского двигателя F404-GE-400). Само­лет оснащен многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС PS-05, БЦВМ SDS80, электродистанционной системой управления SA11. Вооружение включает встроенную 27-мм авиационную пушку BK27, до 6 управляемых ракет класса «воздух-воздух» RB74, до 4 УР AIM-120 AMRAAM, до 4 УР класса «воздух-поверхность» RB 75, две противокорабельные ракеты RBS 15F, свободнопадающие бомбы, неуправляемые авиационные ракеты, подвесные топливные баки, разведывательное оборудование в подвесных контейнерах.

В 1996 году состоялся первый полет двух- местного учебно-боевого самолета JAS39B. Усовершенствованный многоцелевой истребитель JAS 39C и его учебно-боевой вариант JAS 39D предполагается оснастить двигателем RM12+, рассматривается возможность установки двигателей M88-3 и EJ2000. Всего до 2007 года Швеция планирует закупить 204 самолета (включая 28 учебно-боевых), 12 самолетов в 1998 году закуплено ЮАР, ведутся переговоры с Чили, Филиппинами, Чехией, Венгрией и Бразилией.

Продолжение следует….

ГИГАНТСКИЙ МИННЫЙ ТРАЛЬЩИК "RAUMER"
Оружие, военная техника20 декабря 2023
М3 «Скаут». Колесный бронетранспортер
Оружие, военная техника20 декабря 2023
«Летающие тарелки» Третьего рейха
Оружие, военная техника20 декабря 2023

Понравилась статья – поставьте лайк

Эти книги можно скачать на сайте:

Страны Европы Созданный во второй половине 1950-х годов французской фирмой Dassault, истребитель Mirage III скомпонован по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом.-4

Страны Европы Созданный во второй половине 1950-х годов французской фирмой Dassault, истребитель Mirage III скомпонован по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом.-5