Нация есть - государства нет
Инга Арутюнян, в замужестве Новикова, родилась и выросла в Краснодаре. Ее бабушка Софья и дедушка Андрей Арутюнян в 1959 году переехали сюда из города Ханлар Азербайджанской ССР, где проживало множество ассирийских семей. Позднее они, одни из первых ассирийцев в краевой столице, вместе с другой молодежью встали у истоков зарождения Краснодарской краевой общественной организации ассирийцев Кубани «Хаядта».
Что нам известно об ассирийцах? Первой приходит на ум история города-государства Вавилона, которым по просьбе самих же вавилонян, очень близких по этносу с ассирийцами, с 722 года до нашей эры правил самый воинственный народ в Месопотамии. Ассирийцы по праву заслуживают звание удивительного этноса. Их государство закончило свое существование за много веков до современности, но они сумели сберечь собственные традиции, продолжают поддерживать национальную самобытность. Таких примеров в истории за все время существования человечества совсем немного.
Это могучее древнее государство было создано у берегов реки Тигр и погибло после почти 2000 лет процветания. В 614 году до н.э. мидийцы разрушили древний Ашшур - сердце Ассирии. Многие ассирийцы были захвачены в плен, а те, кто бежал, рассеялись по городам и весям, сумев, однако, сохранить язык и память о своей необыкновенной культуре.
- Часть наших предков жила в Иране, другая в Ираке - на землях исторической родины ассирийцев. Моя мама чистая ассирийка, а папа - наполовину армянин, поэтому во мне течет и эта кровь. Но, знаете, культура армян и ассирийцев настолько схожа, что, будучи маленькой, я не разделяла эти две национальности. Дедушка, чистокровный армянин, готовил долму и исполнял ассирийские танцы. На нашем столе всегда стоит хариса - пшеничная каша с курицей, которая подается с кусочком топленого сливочного масла. Принято считать ее национальным армянским блюдом, тогда как на самом деле это ассирийская кухня,- рассказывает Инга.
Первый праздник для ассирийцев
Потомки древнего народа появились на Кубани в 1924 году. Здесь они поселились в Лабинске, в Чамлыкской, Курганной, Константиновской станицах, а неподалеку от Армавира основали единственное ассирийское село в России - Урмия. Сегодня в селе работают библиотека и школа, где новые поколения учеников-ассирийцев изучают родной язык, национальные танцы, историю, культуру, традиции. Разъехавшись, они продолжают общаться, дружить. Некоторые создают семьи.
Вернемся в годы создания ассирийской общины в Краснодаре. Ее идейные вдохновители - супруги Алла и Олег Георгизовы, выходцы из села Урмия - в 1980-х жили по соседству с четой Арутюнян. Все вместе они собирались на маленькой кухоньке в доме у Софьи и Андрея и обсуждали, как собрать воедино всех ассирийцев Краснодарского края. А что сближает лучше, чем национальные песни и танцы? 1 апреля 1987-го, в ассирийский Новый год, они устроили в Краснодаре первый праздник для потомков строителей Вавилонской башни.
- К тому же мой папа Роберт и его брат-близнец Рафаэль во время обучения в институте культуры создали с друзьями музыкальную группу под ассирийским названием «Хубба», что в переводе означает «праздник». Они и стали развлекать публику на всех наших национальных торжествах,- говорит Инга.
Сегодня ассирийская община «Хаядта» («единство») является частью Центра национальных культур и объединяет четыре тысячи ассирийцев, живущих на Кубани. В стенах общины они танцуют и изучают родной язык.
- Я с детства проникнута родной культурой, выступаю в ассирийском ансамбле «Ниневия». Но и русские традиции мне, конечно, не чужды, поскольку я и мой отец родились здесь. Поэтому, когда я вышла замуж за русского мужчину, это не было проблемой для моей семьи,- вспоминает собеседница.
Пение на арамейском и Хаб Нисан
Инга и Станислав познакомились в 2014 году на работе. Молодых людей сплотило общее служебное задание.
- Сначала мы созванивались по телефону, общались исключительно по рабочим моментам. Спустя какое-то время Стас написал мне в одной из социальных сетей, позвал на свидание. Так все и началось,- рассказывает Инга.
По словам Станислава, он сразу ощутил какую-то колоссальную энергетику, исходящую от Инги. Кроме того, его впечатлило, насколько быстро она отработала материал, который им поручили: мужчина ожидал его через две недели, а получил на следующий день.
- Стало интересно, что это за человек, который так оперативно реагирует на обращения. Вот и заглянул в соцсеть. Увидел на фотографиях очень красивую девушку и решил не медлить,- вспоминает он.
В 2016 году пара вступила в брак. В 2017 году родилась их первая дочь Регина, а в октябре этого года - Риана. До знакомства с Ингой Станислав не интересовался культурой ассирийцев, поэтому его ждало много нового.
- К примеру, религия. В моей семье есть традиция - каждое воскресенье посещать службу в Ассирийской церкви Востока. Священник читает молитвы на арамейском - языке Христа. Ходим теперь с мужем вместе - его восхищает пение на этом языке. Также он гость на всех наших национальных праздниках. Главные из них - ассирийский Новый год Хаб Нисан и фестиваль ассирийской культуры «Хубба», который традиционно проводим в село Урмия, куда съезжаются все ассирийцы мира. В наступающем году отмечается сто лет со дня образования этого местечка. Устраиваем турнир по футболу, а вечером танцы. Стас тоже иногда пританцовывает. Муж гордится тем, что я ассирийка. Ведь это удивительно: государства нашего давным-давно нет, но до сих пор мы едины и храним нашу культуру,- улыбается Инга.
Станислав, в свою очередь, привил супруге любовь к щам - традиционному блюду русской кухни. В его семье, где отец и дед - военные, есть традиция - собираться каждый год в День защитника Отечества и есть щи.
- Моя свекровь Нина обалденно их готовит! Кстати, ее имя происходит от ассирийского бога Нин. Вот такое совпадение,- рассказывает Инга.
Что касается ассирийской кухни, то ее основа - крупы. Земледельцы-ассирийцы испокон веков выращивали зерновые культуры. Мясо ели нечасто. А еще ассирийцы любят красную фасоль и свежую зелень. Без нее в семьях за стол не садятся.
Выдает русский акцент
Детей Новиковы воспитывают в духе русских и ассирийских традиций. Шестилетняя Регина танцует в ансамбле «Ниневия» и любит покрасоваться перед зеркалом в национальном костюме. Кстати, базовой одеждой ассирийцев была узкая рубаха до колен с короткими рукавами - канди. Ее подвязывали кушаком или поясом, концы которого заправляли внутрь. Знатного ассирийца можно было узнать по длине канди. Привилегированные слои носили разноцветные рубахи до пят, которые в некоторых случаях повязывали поясом. Еще одной отличительной чертой являлся шарф с бахромой.
- Всего в нашем ансамбле более полусотни детей, начиная с 1,5-летнего возраста. Они разных национальностей, но все в ассирийских костюмах,- отмечает собеседница.
Ассирийские народные танцы в основном состоят из круговых плясок, которые исполняются в одну линию: она может быть прямой, изогнутой или и тем и другим. Большинство танцев допускают неограниченное количество участников, за исключением танца с саблями, который исполняют не более трех человек.
Арамейский язык Инга понимает, но практически не говорит на нем - с рождения девушка слышала русский язык, а потому он стал родным.
- Когда я пытаюсь говорить по-ассирийски, меня выдает русский акцент, уж слишком он силен. Но сейчас в нашей общине я все же изучаю язык по крови, и дочерей отправлю, когда подрастут. К тому же он очень приятный на слух, с мягким восточным произношением. А письменность - справа налево, буквы схожи с арабскими,- признается она.
По словам Инги, преимущество межнационального брака - красивые дети, являющиеся носителями разных культур и традиций, их кругозор всегда будет шире, чем у тех, кто родился у родителей одной национальности и веры.
- Ну а чтобы такой брак был непременно счастливым, нужно уважать и принимать традиции других народов, обладать воспитанием,- заключает ассирийка.
Ранее «КИ» побывали на мастер-классе татарского клуба рукоделия и узнали, как правильно носить изю, от чего оберегает хаситэ и зачем коту тюбетейка.
Читайте также: «КИ» как почетных гостей и друзей пригласили на корейский праздник асянди.
]]>