Найти тему
Лисицын Иван

Про Brian Eno - Another Green World (1975)

В 1972 году в Лондоне собралась группа, твердо решившая, что все вокруг играют недостаточно изысканно и странно. Имя ей было Roxy Music. Помимо гобоя и экстравагантных костюмов, внимание к группе приковывал загадочный парень за клавишными в углу сцены. «Юный красавец-аристократ со средневековыми локонами, в боа из страусиных перьев, который совсем не знал никаких аккордов и поэтому гордо назывался специалистом по электронной обработке звука». Звали его Брайан Питер Джордж Сент-Джон ле Батист де ла Салль Ино, или просто Брайан Ино. Вскоре этот человек, вообще-то не умеющий играть ни на одном инструменте, начал концентрировать все внимание поклонников Roxy Music на себе, и уже на следующем альбоме ему пришлось покинуть группу ревнивого Брайана Ферри. Впрочем, это не так важно — в любом случае Брайану Ино было суждено открыть миру музыку до этого невиданной красоты и причудливости.

Брайан Ино родился 15 мая 1948 года на юго-западе Англии. «Я родом из Саффолка… малонаселённая провинция, где до сих сохраняется нечто вроде феодального строя. Очень консервативное место. И очень меланхоличное. Большинству приезжающих оно кажется мрачным, а мне нет; но это определённо потерянное место в потерянном времени. Там ничего не менялось уже много сотен лет» — говорил он сам. И музыка его будет всегда чем-то напоминать это место: с виду меланхоличная, но на самом деле невероятно светлая, а главное, существующая совершенно вне времени, в которое она появилась.

Roxy Music. Брайан Ино стоит по центру.
Roxy Music. Брайан Ино стоит по центру.

Еще в детстве Брайан дал себе клятву: «никогда в жизни не работать». И оказался верен ей всю свою жизнь. Тогда он поступил в местную школу искусств — выбор оказался невероятно удачен, школа была свободных нравов, и любые выходки Брайана только поощрялись учителями. Один учитель вспоминал, как они выставили с Ино несколько пианино в ряд, сняли с них крышки и закидывали их теннисными шарами, слушая получившиеся звуки. Но в какой-то момент, как и у многих, в жизни Брайана появилась музыка: и он сразу понял, чем теперь будет заниматься — на смену колледжу искусств пришла «звуковая живопись».

Брайан Ино, по сути, не умел играть ни на одном инструменте, но его это нисколько не печалило. Зато он обладал бесконечным количеством идей и неудержимым желанием их реализовывать. Например, знаменитый набор карточек «Обходные Стратегии», то есть система «скорой помощи при творческом кризисе». Карточки содержали инструкции, которые распределялись между музыкантами в студии. Согласно этим карточкам им и приходилось играть музыку. А инструкции были такие: «Отнесись к ошибке, как к скрытому намерению» или: «Отсоединись от желания» или: «Чего бы ты не стал делать?» и так далее. Так с помощью 16 музыкантов был записан первый альбом Брайана Ино Here Comes the Warm Jets в 1973 году.

Как видите, мне бы очень хотелось построить эту статью в виде биографии, уж очень неординарным и вдохновляющим получился путь Брайана по миру. Но все же я одержим идеей дать вам послушать хотя бы один его альбом. Пожалуй, лучший кандидат — Another Green World — поворотная работа в его карьере. Тут образ изысканного авангардиста-экспериментатора уступил место другому Брайану Ино — композитору, музыку которого не с чем сравнить.

"You'll see, one day, these dreams will pull you through my door" — I'll Come Running
"You'll see, one day, these dreams will pull you through my door" — I'll Come Running

Ино приступил к записи альбома летом 1975 года в Лондоне, как обычно без каких-либо предварительный наработок. В студии снова оказались набор карточек и талантливых музыкантов: Роберт Фрипп, Фил Коллинз, Джон Кейл. Но сразу работа не пошла. «Первые три-четыре дня у меня вообще ничего не получалось, и я действительно испугался. Я чувствовал себя ужасно. Я начал около тридцати пяти фрагментов музыки, и некоторые из них были — как хвататься в отчаянье за соломинку. Но это интересно; иногда такого рода отчаяние вызывает к жизни вещи, которые не могли бы появиться на свет никаким другим образом. Отчаянье порою заставляет делать страннейшие вещи.

Я прибегал к разнообразным экспериментам: например, посмотреть, как мало инструкций нужно дать людям, чтобы произошло что-то музыкально интересное. Например, я доставал секундомер и говорил: А теперь попробуем сейчас сыграть что-то, что будет длиться ровно 90 секунд и каждый из вас должен будет оставить больше пауз, чем звуков».

Брайан Ино твердо стоял на своем, и в какой-то момент его методики начали работать: музыка наконец проявила свой голос. С причудливой безладовой бас-гитары начинается Sky-Saw, и сразу же музыка оправдывает название песни. Пружинящей пилой заобработанная до неузнаваемости гитара режет все на своем пути, оставляя прорехи в небе. Over Fire Island — бас продолжает путешествие, увиливая от редких нагромождений вязкого синтезатора. Когда Брайна Ино спрашивали, почему альбом называется «Еще Один Зеленый Мир», он честно отвечал: «в честь открывающихся в этой музыке бесконечно зеленых и ни на что не похожих звуковых пространств». Инструментальные песни на этом альбоме — яркий тому пример.

"You'd be surprised At my degree of uncertainty
How can moments go so slow?" —Golden Hours
"You'd be surprised At my degree of uncertainty How can moments go so slow?" —Golden Hours

St. Elmo’s Fire продолжает двигаться вперед. Аккорды пианино эхом отзываются в перкуссии другого пианино, а на носу корабля Ино поет прекрасную мелодию. Но вот на горизонте появляется гитара Роберта Фриппа — и Ино уступает ей остаток песни. В студии у Фриппа была инструкция сыграть на гитаре заряд электрофорной машины. И силой электрического заряда Роберт Фрипп как обычно передает гитарой эмоции, которые не описать словами.

In the Dark Trees началась с драм-машины, пропущенной через эффекты. Этого хватило, чтобы сформировалась законченная песня: «Я очень хорошо помню образ, появившийся у меня в голове: образ чернильно-темного леса, где с деревьев свисают клочья мха, и слышно, как где-то вдалеке скачут лошади…» — вспоминал Ино.

Величественная The Big Ship построена на контрапункте синтезаторного арпеджио и приглушенного рева гитары. И хорошо, что в ней нет текста — здесь музыка говорит больше любых слов. Невероятное спокойствие и мудрость слышна в скромном величии гитары, а счастье и любознательность — в партии клавишных. The Big Ship смог запечатлеть удивительную палитру эмоций, появляющийся на пороге новых открытий или наоборот, в конце захватывающего душу пути.

Не просто так Ино много работал вместе с Робертом Фриппом. Они оба видели музыка как часть чего-то большего.
Не просто так Ино много работал вместе с Робертом Фриппом. Они оба видели музыка как часть чего-то большего.

I’ll Come Running — снова гитара Роберта Фриппа забирает себе часть песни, играя соло, от которого перехватывает дыхание. А потом Брайан Ино вместе с пианино вприпрыжку убегает в летние сумерки. Another Green World — удивительная песня, не имеющая ни конца, ни начала. Никогда бы не догадался, что она выпущена в 70-ых.

Название Sombre Reptiles появилось после того, как Брайан Ино услышал гитарную партию Фриппа, напомнившую ему змею, пробивающуюся сквозь камыш. И это очень точное определение. Little Fishes — очень милая песня. Из-под хрустально чистой воды кругами расходятся по поверхности маленькие волны, распускаемые причудливыми рыбами невиданных цветов и форм. А над этими пейзажами парит Golden Hours, с задумчивым вокалом Ино и неопределившейся солнечной гитарой Роберта Фриппа — на этот раз совсем без перегруза.

Becalmed вызывает почти неконтролируемый поток эмоций, описать это невозможно. Остается только преклонить голову перед прекрасным совершенством и красотой этой музыки.

Саффолк, откуда родом Брайан Ино
Саффолк, откуда родом Брайан Ино

Zawinul / Lava начинается с 4 нот на пианино, и вскоре на этих 4 нотах вырастают новые бескрайние озера и гипнотические пейзажи. Во многом благодаря этой песни вскоре появится первый целиком эмбиентный альбом Брайана Ино — Music For Airports. Everything Merges with the Night — гитара Фриппа как будто пытается остановить время, замирая на одной ноте. И это нота тянется бесконечно долго, чтобы в нужный момент перейти на следующую, и так же зависнуть в ночном небе. Как говорил сам Роберт Фрипп, «музыка это лишь способ создания магического состояния». И здесь ради магического состояния все замирает. И только души двух потерянных синтезаторов — Spirits Drifting — мечутся между ночным небом и космосам, поднимаясь все выше, пока их становится совсем не слышно.

У меня сформировалось довольно лаконичное определение этого альбома: если бы я сам мог записывать музыку, я бы хотел, чтобы она звучала как Another Green World. И я не могу также сказать ни про какой другой альбом. А Брайану Ино я могу сказать спасибо за «музыку бесконечно зеленых и на что не похожих пространств», а вам — за то, что дочитали. Спасибо!