Свет в кино – это не только освещение съёмочной площадки. Это мощнейший инструмент, который может придать действиям актёров дополнительную драматургическую окраску, подчеркнуть эмоциональный акцент, погрузить зрителя в напряжённые эмоциональные состояния.
Часто это требует довольно сложной работы оператора и художника по свету на съёмочной площадке.
Драматургия света в эпизоде
Фильм «Деловые люди» снят в 1962. г по новеллам американского писателя О. Генри. Это один из ранних фильмов режиссёра Л.Гайдая. Прекрасно снятая комедия находится в тени более поздних великолепных работ. Оператор фильма Константин Бровин.
Итак, два гангстера убегают от погони после ограбления почтового поезда:
А теперь можете провести мысленный эксперимент – представить себе этот же эпизод в тех же ракурсах, но без светотеневых решений: лица героев освещены классическим ровным светом. Скорее всего вы убедитесь — без драматического рисунка эпизод станет пресным, будничным.
Дополнительно можно обратить внимание — в кадре Акула постепенно становится выше Тидбола, к концу эпизода полностью доминирует в кадре, визуально превращаясь угрозу. Такие мелкие детали помогают погрузить зрителя в состояние бессознательного страха, беспокойства за судьбу героя.
Оператор Константин Бровин.
Константин Бровин — оператор с военным опытом, снимал боевые действия на Карельском фронте.
Знакомство с Л.Гайдаем состоялось на короткометражном фильме «Пёс Барбос и необычный кросс», после которого они вместе сняли «Самогонщики», «Деловые люди», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». В каждом из фильмов вы можете найти много поучительных эпизодов, выполненных на высоком техническом и изобразительном уровне. На сайте Videotrain.ru уже выложены разборы:
– Монтаж по движению в эпизоде фильма «Кавказская пленница»;
– Метафорический монтаж в эпизоде фильма «Кавказская пленница»;
– Урок режиссуры в эпизоде фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Упражнение по теме «Драматургия света»
Отдельно обращаю ваше внимание на этот кадр:
Попробуйте для практики выставить такой же рисунок света — в солнечный день или в павильоне. Для бОльшего интереса можете исключить просмотр кадра на экране монитора или камеры — ведь фильм снят на плёнку и авторы фильма могли увидеть результаты своей работы только через несколько дней после проявки плёнки. Это поможет вам глубже понять тему экспозиции кадра.
Придумайте эпизод, в котором можно было бы воспроизвести такую же драматургическую постановку света, которую мы рассмотрели в этой статье.
Дополнительные материалы по теме «Драматургия света».
Свет в кадре. Белое солнце пустыни. Верещагин и Абдулла.
Урок режиссуры А.Тарковского. «Солярис»