Кажется, будто каждым своим действием Том Йорк пытается уйти от свалившейся на него в 1993 году популярности. А свалилось она тогда на него по причине его невероятного таланта. И благодаря этому же таланту каждый раз, когда Йорк снова пытается увильнуть от глаз и ушей общественности, его музыку тут же находят и слушают. Может поэтому каждый новый альбом Radiohead не похож на предыдущий. А может и нет. Но что бы группа не делала, всё находит отклик в душе и сознании многочисленных слушателей.
Уже много лет Radiohead не идут на поводу у слушателей и продюсеров. И остаются верны своему искреннему принципу до сих пор – A Moon Shaped Pool 2016 года также прекрасен и также не похож на предыдущие работы.
Участники Radiohead совершенно лишены эпатажа и надменности популярных рок-групп. Их интересует только музыка, в своем самом искреннем проявлении, и это прекрасно. Когда ребята собирались репетировать по пятницам после школы, нужно было решить, кто на чем будет играть. И инструменты выбирались так, как нужно было для конкретной песни. А вокалистом никто быть не хотел — так им стал Том Йорк. Каждому участнику группы музыка стала намного интереснее его собственного инструмента – так группа с тремя гитаристами записала Kid A в 2001, а в 2016 на альбоме A Moon Shaped Pool смогла провернуть доселе невиданное в мире музыки – соединить оркестр с рок группой. Тут многие читатели про себя приведут разное количество пластинок, записанных разными группами с оркестром. Но мне кажется, что всегда получалось так, что группа и оркестр играли отдельно. И только в A Moon Shaped Pool музыкантам удалось стереть эту грань.
Возможно неудивительно, что именно Radiohead смогли найти общий язык с оркестром. Burn the Witch начинается с агрессивного «запила» струнных – по-другому и не скажешь. Но несмотря на многочисленные скрипки песня получается очень рóковой – и только Йорк плывёт интригующей мелодией по облакам. Daydreaming – сон наяву, гимн мечтателям. Да, он совсем не звучит как гимн, но разве гимн таких людей может звучать как гимн? Это песня про нас – про людей, которые ходят по улице в своих мыслях, подобно Йорку в клипе. И сам Йорк такой же, поэтому он нас и понимает (ну или мы его). Но мечтать – дело непростое и требовательное, поэтому в конце концов Том устает, и песня заканчивается храпом контрабаса.
Неторопливо и плавно выплывает Decks Dark. Величественная, многослойная песня. Все инструменты знают свое место – но не от скромности, а от опыта и расчетливости музыкантов. Многослойность хоров прорезается точным фразами гитары, и песня меняется в настроении. Неожиданный номер Desert Island Disk – мы как будто действительно наплыли на необитаемый остров в море оркестра. Прямая бочка, ленивый чёс акустической гитары, успокаивающий вокал Йорка – уникальная песня в дискографии группы.
Плавание по оркестровому морю продолжается. После безмятежного острова наступает психоделический шторм – Ful Stop. Подвешенные в воздухе ударные, синтезаторные крики не то чаек, не то дельфинов, музыка напряжена до предела. А предел прорывает мантра Йорка «Truth will mess you up» – все инструменты устраняются за ней наверх, выше облаков шторма. Но в один момент шторм заканчивается – и в воздухе остаётся висеть только одинокая гитара Гринвуда. И ещё один – совсем не лишний – перерыв: умиротворение и меланхолия Glass Eyes. Прозрачные клавиши играют почти как арфа – но как-то более вязко и плавно, как будто из-под толщи воды.
Песня Identikit исполнялась во время концертов тура King of Limbs, оттуда и пришел рваных ритм гитары и драм-машина. Но это только первая часть песни. Вообще песни Radiohead часто кардинально меняются по ходу действия – это происходит и здесь. Ещё одна мантра Тома Йорка «Broken hearts, make it rain» вместе с гитарой направляют песню к катарсису – в песнях Radiohead всегда происходит что-то великое, если Йорк поёт одну и ту же строчку по многу раз. The Numbers – начинается с россыпи клавишных, продолжается по-радиохэдовски мягко и, благодаря оркестру, приходит к грандиозному финалу.
Очень трогательная Present Tense, как и поётся в песне, это танец: «This dance is like a weapon, against the present tense». Очаровательный танец о непопадании человека в мир, в котором он живёт. Именно танец – вспомните характерные движение Тома Йорка на сцене. Tinker Tailor… начинается с минималистично раскатистых ударных и клавишных, но оркестр снова тянет музыку к психоделии и смещению сознания. После которого оставлено послание преданным фанатам группы – True Love Waits наконец-то попала на альбом, хотя игралась на концертах еще в 90-ые. «Just don’t leave» — просит Йорк, а мы и не собирались. Конечно понятно, что не к нам обращение. Но любовь ждёт где-то на горизонте. Когда-то, обязательно, возможно не сейчас.
А сейчас у нас есть волшебный A Moon Shaped Pool. Над альбомом была проделана огромная продюсерская работа – но этого не слышно, альбом не звучит вымученно. Потому что музыканты смогли передать нам музыку в её чистом и естественном виде – и гармоничным потоком она светится на альбоме. Музыку Radiohead невозможно представить, её можно только услышать.