Самое глупое, что я когда-либо слышал про Дэвида Боуи, это фраза «хамелеон рок-музыки». Складывается ощущение, как будто все изменения причесок, костюмов и музыкальных стилей - это попытка угнаться за постоянно меняющейся модой, всегда играть то, что популярно в данный момент. А для артиста вроде Дэвида Боуи эта мысль просто оскорбительна. Он как раз тот, кому было абсолютно наплевать на моду, он никогда не держал нос по ветру в этом смысле. А что касаемо тех самых постоянных изменений – ну, человек просто был всю свою жизнь в восторге от музыки, причем от самой разной. И хотел всю ее сыграть, поэтому и собирал самых разных талантливых людей вместе. Так у Дэвида Боуи получилось записать 25 альбомов, среди которых вы не найдете ни одного, который бы был похож на предыдущий.
При этом «Дэвид Боуи» это все-таки сам Дэвид Боуи, а не музыкальная группа. У него просто не было надменности и самомнения рок-звезды. Поэтому он и бросался с такой легкостью во все направления и стили и не боялся работать с молодыми и непопулярными музыкантами. И поэтому в июле 1977 года дома у гитариста недавно вновь распущенной группы King Crimson Роберта Фриппа прозвенел телефон. Роберт Фрипп кстати был относительно немолод и вообще-то популярен, но конечно снял трубку:
«Do you think you can play some hairy-rock-n-roll guitar?» - спросил Дэвид Боуи.
«Well, I haven’t played guitar in a while, I am not sure, but if you are prepared to take a risk, so am I» - ответил Роберт Фрипп и в этот же день вылетел вместе с гитарой в западный Берлин, потому что Дэвид Боуи был готов рискнуть и на этот раз.
Почему Боуи в 1977 году жил в дешевой квартире Западного Берлина вместе с Игги Попом и записывал альбом с Брайаном Ино в студии с панорамным окном на берлинскую стену? Возможно этого не знал и Роберт Фрипп, однако за три дня записал все свои гитарные партии для выпущенного в сентябре 1977 года альбома Дэвида Боуи «Heroes».
Послевоенный Берлин и разделяющая его стена незримо присутствуют на протяжении всего альбома. Но, несмотря на невероятно гнетущую атмосферу этого места и все ужасы, обрушившиеся на город в тогда еще недавнем прошлом, альбом звучит в общем оптимистично. И даже начинается с того, что Боуи с Игги Попом назовут «металлическое диско». Первая песня – Beauty and the Beast - для диско слишком тяжело, а для метала слишком «диско». Заигрывающие пианино Ино, прямые барабаны и прорезающая вязкий бас гитара Фриппа. Под стать Берлинской Стене маршируют гитары с барабанами в Joe the Lion и чувствуется какая-то пронзительная романтика как будто вечернего города в вокале Боуи. Заглавная «Heroes» - без преувеличений одна из главных песен в моей жизни. На монолитной поверхности стены из синтезаторов и ритм-секции сверкает гитара Фриппа с бесконечным сустейном, и поверх этого дельфинами плывут влюбленные. Это песня о свободе, о любви вопреки и вообще о трудностях жизни, это читается в тексте. Авторские кавычки тут не просто так – герои они ведь только друг для друга (и, может быть, для нас!), привычные обществу герои выглядят не так. Под непрекращающуюся красоту гитары Фриппа Боуи все распевается и распевается, - и мы взлетаем над стеной ночного Берлина.
Sons of the Silent Age – «Сыновья молчаливых дней, смотрят чужое кино…» - об этой песне пел Борис Гребенщиков на альбоме Аквариума Табу. По мимо обращения к «стоящему на платформе» поколению в этой песне есть замечательная распевка в припеве и игра Боуи на саксофоне. Возвращение в «металлическое диско» на песне «Blackout». Вместе с речитативом Боуи музыканты отправляются в жизнь ночных клубов Берлина 70-х: и невероятно пеструю и яркую, но в то же время немного отстранённую, но главное – совершенно не такую, как везде.
Вторая сторона подобно предыдущему альбому Low инструментальная. Невероятно веселый и ехидный саксофон Боуи в V-2 Schneider привносит свет на угрюмые улицы, но ненадолго – сразу же после обрушивается бетонное пианино Ино в песне Sense of Doubt. После откровенно страшной Sense of Doubt можно отдохнуть – Moss Garden – песня с обволакивающими пространство синтезаторами и завораживающим кото – струнным японским инструментом. Но из космоса Moss Garden приходится спускаться в суровую реальность – саксофон Боуи в Neuköln играет страх, печаль и безнадежность пустынных улиц послевоенного Берлина.
Но на самом деле, мир все-таки прекрасен. И это одна из главных мыслей всего творчества Боуи. Поэтому последняя песня альбома – The Secret Life of Arabia – бег вперед, к новым открытиям. Так и получилось, ведь «Heroes» - не главный шедевр Боуи, а лишь один из. Впереди еще яркие путешествия альбома Lodger, удивительные мелодии с Робертом Фриппом в Scary Monsters, стадионный Let’s Dance 80-х, драм-н-бейс 90-х и много чего еще. «Heroes» - один из важнейших альбомов 70-х, великая остановка на пути поезда, несущегося вперед, к неизведанным просторам музыки, что не может не радовать.