Найти в Дзене
Мистический вестник

Японский феномен «испаряющихся» людей.

Оглавление

По официальным данным японского правительства в стране Восходящего Солнца насчитывается на 2023 год чуть больше 25 000 бездомных. Для страны с населением более 120 миллионов это достаточно скромная цифра. Например, в США нет точной статистики, но количество людей без своего дома оценивается примерно в 3,5 миллиона человек, а это почти 1% от всего населения. Но в Японии есть один феномен, который заставляет людей бросать всё, полностью разрывать связи со своей действительностью и уходить буквально в никуда. До сих пор об этом феномене было крайне мало известно из-за того, что родственники боятся рассказывать о таких случаях из-за страха осуждения. Но что же заставляет людей так поступать? Что же это за такой японский феномен Дзёхацу или феномен «испаряющихся» людей. Давайте попытаемся разобраться.

Ист.: https://clck.ru/37CXF8
Ист.: https://clck.ru/37CXF8

Историю, я думаю, необходимо начать с книги французского исследователя восточных культур. Он рассказывает в ней об одном сорокалетнем инженере Норихиро, которого неожиданно увольняют. Его стыд перед женой и сыном был настолько велик, что он не решался им рассказать о случившемся. Вместо этого он решил имитировать то, что продолжает дальше работать. Каждое утро он просыпался, как и раньше, умывался, завтракал, надевал деловой костюм, туфли, брал свою рабочую сумку и уходил на весь день. Т.е. он делал всё, что и раньше. Его утреннее расписание не поменялось ни на секунду. Затем он шёл до станции метро, садился в один из вагонов и весь день ездил от станции до станции. Вечером он возвращался со своей «работы». А в день зарплаты он аккуратно побрился, надел лучший костюм, попрощался с женой и сыном, сел в метро и больше уже никогда не вернулся. Он «исчез» из жизни своей семьи навсегда.

Далее в книге описывается его дальнейшая судьба. Автор якобы встретил Норихиро в небольшом отеле, который служит прибежищем для работяг-поденщиков. Такие работники выполняют самую тяжёлую, грязную и низкооплачиваемую работу. Сейчас Норихиро уже не тот ухоженный мужчина в костюме, которым был когда-то. За десять лет такой жизни он сильно постарел и похудел, его глаза впали. Теперь он дряхлый старик без смысла в жизни.

Норихиро поведал свою историю французу и единственное за что он теперь переживает, что родители искали его и надеется, что у них всё хорошо, если конечно они ещё живы.

Такие отели, где живут буквально тысячи таких же бывших инженеров и офисных менеджеров, контролируются японской мафией якудзой, которая используя дешёвый труд этих людей, которые больше не хотят возвращаться к своей прошлой жизни и единственным их желанием является то, что бы их больше никто не беспокоил, получает очень хороший доход. И такая ситуация устраивает обе стороны. Одни дают дешёвый труд, другие за это скрывают их от родственников, волонтёров и полиции.

Ист.: https://clck.ru/37CXF8
Ист.: https://clck.ru/37CXF8

Конечно, не все, как Норихиро. Не все решили разорвать свои отношения с прошлой жизнью, потому что их уволили с работы, и они теперь не в состоянии обеспечить свою семью. Кто-то скрывается из-за долгов, которые не смог выплатить, кто-то бежит от брака, в котором стал несчастен, а кто-то не смог оправдать ожидания близких родственников и стыд его погнал на самое дно.

Кроме Норихиро с французом пошёл на контакт ещё один японец. Его звали Юити и он когда-то был строителем. Сейчас это тоже был дряхлый старик с впавшими глазами и измученным лицом. Юити вспоминает, что когда его мать заболела, то все расходы по её лечению, аренду жилья и питанию легли на его, тогда ещё юные плечи. Счета всё росли, буквально в геометрической прогрессии из-за сложностей в лечении и в один момент Юити понял, что у него просто нет денег не то, что на лекарства для матери, а даже для того, чтобы купить еду. Тогда он решил влезть в кредиты. Из-за его юного возраста крупные банки ему отказали, и он обратился в полулегальную займовую компанию и взял деньги под бешеные проценты. В итоге он полностью погряз в долгах. Сгорая от стыда, что не смог позаботиться о своей больной матери, он решил исчезнуть. Это случилось ещё в начале 1990-х. Он утром поцеловал мать, попрощался и «растворился». В тот день он много часов бежал без оглядки гонимый уже не только стыдом, но и страхом за свой поступок.

«Бежать от общества значило умереть духовно. Здесь мы медленно добиваем наши тела.»

Это были последние слова Юити.

Тысячи японцев ежегодно так сбегают. Бегут они гонимые множеством факторов, которые на них повлияли. В стране даже придумали специальный термин для этого – дзёхацу, что в переводе означает «испарение». По некоторым данным это стало огромной проблемой для страны, так как число таких «испарившихся» достигает ста тысяч в год.

Эта цифра может многократно увеличиваться в период финансовой нестабильности. Настоящее цунами дзёхацу затопило страну в период кризиса конца 1980-х годов, за которым последовало «потерянное десятилетие». Такая же ситуация произошла и в период экономического кризиса 2008 года. В годы экономических штормов количество самоубийц возрастает на сотни процентов, а число «испарившихся» многократно увеличивается. Люди, гонимые непосильными финансовыми обязательствами, решают, что жизнь с чистого листа избавит их от навалившихся проблем.

Ист.: https://clck.ru/37CXZS
Ист.: https://clck.ru/37CXZS

Ещё одним фактором, который сильно влиял на количество «испарившихся», было и то, что в 1990-х годах дорожало жильё. Причем скорость, с которой увеличивался ценник за квадратный метр была настолько чудовищной, что он удваивался от месяца к месяцу. Строительные компании в погоде за ценными участками земли, где можно было построить новый дом, часто обращались за помощью к мафии, чтобы те в свою очередь надавили на жильцов старых домов с просьбой о переселении за скромную компенсацию. В итоге старое жильё сносилось, на месте строилось новое, дорогое. Только вот у бывших жильцов денег на него не было и им приходилось брать непосильные кредиты в финансовых организациях, которые часто они не могли выплатить, так как процентная ставка могла превышать 100%.

И здесь снова на помощь бизнесу приходила мафия. Они занимались выбиванием денег у задолжавших людей. Причём если человек не мог расплатиться ему не только наносился физический урон, но и его ставили на так называемый «счётчик», в результате действия которого сумма долга могла удваиваться чуть ли каждый день.

Причём частенько такие финансовые организации напрямую принадлежали мафии и в Японии появился термин «ямикин», который буквально означает «одолжить денег у мафии».

Ист.: https://clck.ru/37CXcp
Ист.: https://clck.ru/37CXcp

Люди, которые сталкивались с таким предпочитали не обращаться в полицию, суды или другие инстанции, так как они контролировались мафией, а просто исчезнуть, порвать со своей жизнью и раствориться.

Но не только долги гнали людей. Социолог Хироки Накамори разъясняет, что вообще термин «дзёхацу» это не результат японских «лихих 90-х», а он намного старше. Накамори утверждает, что ещё в 1960-х гг. так называли людей, которые «испарялись», чтобы расстаться с супругами. Официальный уровень разводов, что тогда, что сейчас в Японии очень низок. Это связано не только с культурой, но и со сложными бюрократическими проволочками, которые сопровождают бракоразводный процесс, которые могут растянуть это «удовольствие» совсем уж на какой-то неприличный период времени. Поэтому многие предпочитали сбежать. Легче исчезнуть.

Часто феномену подвержены и совсем юные японцы. Так как поступление в ВУЗ является не просто получением «бумажки», а буквально пропуском в лучшую жизнь и на юные плечи возлагается огромный груз ответственности, который помещают туда родители. Поэтому студенты и абитуриенты бегут после провальных экзаменов, а некоторые даже заранее, не выдержав психологического давления.

Ист.: https://clck.ru/37CXF8
Ист.: https://clck.ru/37CXF8

Усугубляет ситуацию с феноменом и игровые автоматы Патинко. Они стали суперпопулярными в стране из-за особенностей местного законодательства. Так в Японии запрещены казино, а тотализатор допускается исключительно на скачки и лодочные гонки. А Патико это такая промежуточная форма между денежным автоматом и вертикальным пейнтболом. Поэтому в 16000 залах с этой игрой регулярно играю более 15 000 000 японцев. А так как она, как и любая азартная игра, может вызвать зависимость, то есть множество случаев, когда люди проигрывались в пух и прах. И такие проигрыши тоже заставляли их «испаряться».

Ист.: https://clck.ru/37CWuX
Ист.: https://clck.ru/37CWuX

Один из полицейских детектив Сакаэ Фуруути, который занимается поиском «испарившихся» говорит:

«Япония — это страна-скороварка»

По его мнению, люди в Японии постоянно подвергаются испытаниям. Во всех сферах жизни. Нигде нет спокойствия. На работе давит начальство, дома давит семья. На японцев сваливается слишком много ответственности, обязательств и испытаний из-за концентрации которых они буквально закипают, как в скороварке. Это и ведёт к такому уровню феномена дзёхацу.

У Японцев есть два очень важных чувства, которые они несут не только через свою культуру, но и через воспитание. Это чувство долга и стыда. Японцы считают себя должниками предков, родителей, учителей, некоторые даже считают себя должниками монаршей семьи и императора, а необходимость уплатить им этот долг становиться делом честь и буквально смыслом жизни. А когда этот долг не удаётся уплатить, то это вызывает непреодолимое чувство стыда. Поэтому дзёхацу это еще и история об японской «вежливости». Исчезнув по этой причине люди как бы говорят:

«Я не хочу затруднять жизнь кому-то ещё, кроме себя»

Получается так, что уязвимость японцев к постигшим их неудачам будь то на работе, в семье или ещё где-либо очень легко приводит их к мысли о саморазрушении. Они не хотят делиться со своими проблемами с другими, не хотят показаться в глазах других более удачливых коллег, родственников и соседей неудачниками и выбирают путь самобичевания, побега. Но причём сбежав у них не пропадает чувство стыда. Многие из дзёхацу десятилетиями живут с этим чувством внутри. Оно подтачивает их жизненную силу и энергию. Они не могут нормально спать, есть и пить. Их оставшиеся жизнь превращается в личный ад с самобичеванием и самокопанием.

Ист.: https://clck.ru/37CXht
Ист.: https://clck.ru/37CXht

Причём несмотря на то, что этот феномен очень распространён в Японии о нём стараются молчать и делать вид, что такой проблемы не существует. Это буквально табу. Эта проблема прячется под ковёр и не выносится на какой-то высокий уровень обсуждения дабы как-то эффективно на неё повлиять.

Для японской семьи «испарение» кого-то является настоящей трагедией и непреодолимым стыдом. Поэтому многие в таких случаях боятся заявить в полицию и начать розыск. Но даже в случае обращения в полицию, то здесь у стражей закона не очень много полномочий. С точки зрения японского законодательства в таких случаях человек не сделал ничего противозаконного. Полиция не будет вмешиваться пока не произойдёт преступление. Поэтому часто, что может сделать семья, то это нанять частного детектива для поиска сбежавшего.

А некоторые на этом начали строить бизнес. В Японии появились десятки компаний, которые помогают своим соотечественникам «испариться». Чаще всего днём это обычные транспортные компании, а ночью перевозчики, которые не спросят документов.

Но есть и организации, которые помогают вернуться дзёхацу обратно к нормальной жизнь. Там волонтёрами работают детективы, психологи и священники. Одни из основателей такой организации говорит:

«Иногда на людей взваливают столько много обязанностей и ответственности, что совсем забывают о поддержке. А они готовы вернуться даже если услышат хоть одно доброе слово»

На этом всё. Спасибо, что читаете и ставите лайки. Так же не забывайте подписаться, если до сих пор этого не сделали, что бы не пропустить новые материалы.