Найти тему

Татьяна Маврина. Сказочная зима и звери

Каждый раз, когда вижу работы этой художницы, во мне вдруг открывается какой-то волшебный портал. Сказка вдруг перестает быть отдельным, неощутимым ожиданием праздника, а вдруг окружает, окутывает меня со всех сторон и погружает в мягкую негу. В душе поднимается радость. Как она кстати сейчас, перед Новым годом. И как хочется, чтобы это радостное настроение осталось в душе и после.

Есть у меня фотография, их даже несколько, где я стою на табуретке, а рядом Дед Мороз. Борода, костюм, мешок с подарками. Я читаю стишок, смотрю на подарок в руках. Там игрушечная кухонная плита. Мы тогда жили в коммуналке не Петроградской стороне. Маленький двор-колодец, без единой горки и кустика. Да и далеко не убежишь. Родители зорко блюдут в окнах, где мы. Перед Новым годом ждем Деда Мороза. Поздно уже. Родители нервничают, где он задерживается. Да вы знаете, как люди их встречали. Таким он и пришел. С запахом перегара. Слава Богу, что смог сказать несколько слов, да подарки не перепутал. Я стеснялась. Мне было неловко стоять на табуретке в коротком платье. Не нравилась прическа с прямой челкой. Боялась показать криво растущие зубы. Некрасиво, а тут вдруг пришел сказочный человек и подарил мне игрушку. Странно и необычно.

Татьяна Маврина одна из тех художниц, творчество которой для меня загадка. Ее творчество погружает меня в мое прошлое, где чудеса возможны. Как так? Вот как она делает эти чудесные зимние пейзажи?

Материальные

Настолько, что легко представляешь себя и в этих избушках, и на базаре, и идущей в храм, поскрипывая снегом.

Чудесные

Настолько, что вдруг оказываешься там, где ты не бывал, а кажется все знакомо и ты был там не раз.

Татьяна Маврина
Татьяна Маврина

Удивительно то, что художница словно протягивает нам руку из прошлого. Легко включает орнаменты, довольно условные, даже примитивные, не рамкой, как Билибин в своих иллюстрациях, а в саму картину.

Меня поражает ее удивительная способность сегодняшний день связывать с прошлым через лубок, через русское народное искусство. Действительность вдруг перестает быть унылой, становится радостной, появляется задор.

Картина с зимней избушкой прячет людей за окнами, в теплых домах. Согревает и укутывает, усыпляет лунной ночью глубоко, навевает яркие сны.

Акварель "Храм Григория Неокесарийского" растворяет людей. Оставляет у храма их души, ведь люди сюда идут не для того, чтобы продать кур или выпить чаю из дышащего жаром самовара. Они идут поговорить с Богом. А храм красен. Взмывает куполами вверх, зовет и призывает людей чистотой своего цвета.

Суздаль. Татьяна Маврина
Суздаль. Татьяна Маврина

И вот уже мы видим другое. Улица, где люди идут по своим делам. Дома разные. Тут и колокольня, и жилой дом, и избушка, и какое-то промышленное здание. Озабоченные люди в черном.

Базар

Нам представляет другую картину. Это праздник. Праздник жизни, где люди показывают все лучшее, что есть у них. Делятся, меняются, продают. Наполняются чем-то нужным. Думают о будущем.

Суздаль. Базар. Татьяна Маврина
Суздаль. Базар. Татьяна Маврина

А потом уже можно и отдохнуть. Пройтись по главной улице. Показать себя, других посмотреть. Съесть бублик, зайти в кабачок.

Все это есть и сегодня. Разве что одежда да дома наши изменились. Чуть-чуть. Да и лубок мы позабыли. Но иногда вспоминаем наше прошлое с самоварами и чашками из советского времени.

Свободная манера живописи, легкость, яркость, отсылка к русским традициям не могла не привести Татьяну Маврину к иллюстрациям. Книжная графика подходит для этого. Многие из нас разглядывали ее иллюстрации к "Русским сказкам", "Лукоморье", "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях".

А пока посмотрите на ее Сказочных зверей. Так хочется перед Новым годом наполниться ощущением сказки и праздника.

Согласитесь, они невероятные!

Понравилась статья, спасибо! Автору на вдохновение:

#маврина #лубок #примитивизм #котики #сказочныеживотные