Найти тему
Индийский Экономист

Россия стоит перед значительным вызовом в вопросе восстановления оборонных поставок в Индию.

Индия является крупнейшим в мире покупателем обороны и единственным крупнейшим покупателем для российской оборонной промышленности в мировом масштабе. Следующие десять крупнейших покупателей вооружений в мире в значительной степени полагаются либо на Соединенные Штаты, либо полностью зависят от британских, европейских и американских поставок за последние десятилетия. Они не склонны изменять свои поставки в Россию в ближайшем будущем.

Для российской оборонной промышленности крайне важно поддерживать отношения с Индией, которые на протяжении более пятидесяти лет. Однако внутри индийского военного управления возникли серьезные опасения относительно способности Москвы поставлять различные заказанные платформы и другие материалы в Индию вовремя или вообще.

Видны задержки в местном лицензированном производстве российских штурмовых винтовок Kalashnikov AK-203 в Индии. Этот дефицит проявляется в неспособности совместного предприятия Indo-Russian Rifles Private Limited (IRRPL), созданного в конце 2021 года, поставить первую партию примерно 5 000 винтовок AK-203 калибра 7,62x39 мм в индийскую армию к марту 2024 года. Вместо этого, по инициативе индийской армии, Министерство обороны недавно утвердило дополнительные импорты около 73 000 штурмовых винтовок 'Patrol' Sig Sauer из США для удовлетворения оперативных потребностей в вооруженных силах.

"Этот долгосрочный коммерческий военный союз находится на своем заключительном этапе", - заявил отставной генерал армии с тремя звездами. В результате новые закупки российского вооружения, вероятно, снизятся, поскольку Россия, как заключает Министерство обороны Индии, больше не является надежным поставщиком, несмотря на понимание текущей ситуации.

Они ожидают, что Россия продемонстрирует свою готовность соблюдать контракты, "поднимая планку" сразу после окончания СВО в Украине. Если это не произойдет, то, согласно мнению нескольких индийских экспертов по безопасности, это десятилетие долгосрочного партнерства будет "окончено".

За последнее десятилетие Индия приобрела более 20 миллиардов долларов оборонного оборудования из России, что составляет около 65% используемых вооруженными силами платформ и другого разнообразного оборудования. Однако санкции в отношении Москвы 22 месяца назад значительно сократили этот аспект из-за неопределенности в продолжении поставок запасных частей и компонентов для поддержания работоспособности российского военного оборудования Индии.

Иронично, российский оборонный промышленный комплекс, кажется, согласен с этим, поскольку недавно он признал свою неспособность продолжать поставки военного снаряжения своим клиентам, включая Индию, отдав предпочтение "производству и поставке продукции российской армии".

В заявлении от 19 октября Rosonboronexport признала наличие "насущных проблем, с которыми сталкивается оборонная промышленность страны и система военно-технического сотрудничества", что аналитики расценивают как прямую ссылку на внутреннюю оборонную промышленность России, поддерживающую ее военные действия в Украине.

Теоретически существует надежда, которая крайне заинтересует индийцев. Rosonboronexport предлагает потенциальным иностранным партнерам "новые формы сотрудничества в рамках мировых тенденций рынка вооружений", включая "технологические партнерства", оцениваемые в 40% к 2030 году.

Глава Rosonboronexport Александр Михеев заявил, что его конгломерат обладает "сильными компетенциями в запуске лицензионного производства, создании совместных предприятий и проведении совместных исследований и разработок с иностранными заказчиками". Такое соглашение, добавлено в пресс-релизе, предоставляет партнерским странам возможность "запустить полномасштабное производство на своей территории и развивать свою (военную) промышленную базу".

В рамках политики "Make in India" Моди это очень привлекательное предложение для индийцев, которые продолжают уменьшать свою зависимость от зарубежных поставок. Если слова Михеева серьезны и поддержаны действиями, сотрудничество в области обороны между Индией и Россией может войти в более устойчивую перспективную фазу.

Примеров такого сотрудничества между Россией и Индией предостаточно. В Индии под лицензией производятся и обслуживаются многоцелевые истребители Sukhoi Su-30 MKI, основные боевые танки T72M и T90S, боевые машины пехоты BMP 1/2, штурмовые винтовки AK-203 и разнообразные танковые и другие снаряды. Индийцы хотели бы расширить производство на новые виды вооружения.

-2

Тем не менее, текущая реальность вызывает серьезные беспокойства у индийцев. Помимо отложенного проекта AK-203, у Индии есть еще три других крупных российских платформы, находящихся на заказе и все страдающие от задержек.

Эти включают поставку двух из пяти зенитных ракетных систем Almaz-Antey S-400 Triumf, приобретенных для Военно-воздушных сил Индии (IAF) в сделке на 5,5 миллиарда долларов, подписанной в октябре 2018 года; двух управляемых ракетных фрегатов Project 1135.6M Admiral Grigorovich стоимостью примерно 950 миллионов долларов на верфи Yantar в Калининграде, а также возможность аренды подводной лодки с ядерным двигателем Project 971 'Akula' (Щука-Б) для Индийского флота за примерно 3 миллиарда долларов.

С января 2021 года по март 2023 года Россия поставила три системы S-400, и Михеев из Rosonboronexport недавно сообщил государственному агентству TASS, что оставшиеся две системы ПВО прибудут к концу 2023 года, что не произошло. Индийские военные офицеры рассказали индийской прессе, что российские высокопоставленные чиновники продолжают заявлять, что две оставшиеся системы S-400 прибудут в ближайшее время, но они просто этого не сделали, и этот срок остается "неустойчивым".

-3

Вместе с тем два стелс-фрегата, запланированных к поставке ВМС к началу 2024 года, были задержаны минимум на 12 месяцев, если не больше.

Как следствие, последующий проект, включающий строительство двух аналогичных фрегатов в рамках отдельного контракта на 500 миллионов долларов, подписанного в январе 2019 года с Goa Shipyard Limited (GSL) по технологическому трансферу, также отложен. Судьба арендованной ядерной подводной лодки, однако, также оставалась неясной, и, согласно источникам в индустрии, ее вполне могут полностью отменить, дополнительно ослабляя связи в оборонительной сфере между Москвой и Дели.

Дополнительной сложностью является продолжающийся конфликт между Индией и Россией в создании надежной структуры платежей, не нарушающей санкции в отношении Москвы. Индия готова платить, но реальность заключается в том, что из-за банковских и валютных санкций Россия не может получать доллары или евро.

Более 3 миллиардов долларов, которые Индия задолжала России за военное оборудование, запасные части и связанное оборудование для существующего вооружения, накопились за 12-14 месяцев, что привело к тому, что Москва «приостановила» все дальнейшие кредиты Дели на закупку военного оборудования. Рупии, накопившиеся в соответствии с согласованным протоколом оплаты в рупиях и рублях, были направлены через «vostro»-счета в российские банки Sherbank и VTB соответственно.

Однако с конца 2022 года ситуация дополнительно усложнилась массовыми платежами, также в рупиях, за российские нефтяные поставки, которые увеличились в 50 раз после вторжения в Украину. В сентябре министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что Москва столкнулась с проблемой избыточного количества рупий, которые в настоящее время "нельзя использовать". Он сообщил журналистам на саммите G20 в Дели, что эти рупии нужно "перевести" в другую валюту.

С индийской стороны существует "понятная обеспокоенность" в связи с торговым дисбалансом между Россией и Индией по вопросу военного оборудования, но они говорят, что обе страны должны сотрудничать на "очень срочной основе", чтобы решить эту затруднительную ситуацию, которая не зависит от Индии.

Индия отклонила предложение России расплатиться с нефтяными счетами и, возможно, даже с задолженностями за военное оборудование в китайских юанях. Индийские банки продолжают быть осторожными в отношении других форм платежей в Россию, через другие валюты, опасаясь привлечения вторичных санкций со стороны США и их союзников.

Ранее Индия предлагала России использовать рупии от продаж оружия для инвестирования в индийские долговые и капитальные рынки, но Москва отклонила это предложение.

Теперь мяч на стороне России. С одной стороны, поставки вооружения крупнейшему покупателю в мире прекратились или задержаны. Во-вторых, индийцы не будут рисковать санкциями со стороны Запада для "схем" по переводу денег в китайских юанях или других валютах.

Решения очевидны: российская сторона должна рассматривать Индию и индийскую экономику как равного партнера. Во-первых, производство в области обороны должно войти в новую фазу совместных предприятий в Индии, и, во-вторых, России необходимо усилить свое экономическое вовлечение в Индии.

На ежегодном инвестиционном форуме VTB в Москве президент Путин предостерег российских банкиров. "Примьер-министр Моди очень энергично защищает национальные интересы Индии".

Президент признался, что его иногда удивляет жесткая позиция индийского премьера, отстаивающего национальные интересы государства.

«Я не могу себе представить, чтобы Моди можно было напугать или заставить предпринять какие-то решения, противоречащие интересам Индии. А давление такое есть, я знаю», — подчеркнул российский лидер.

Он имел в виду, что российским банкирам нужно понимать, что "темные и хитрые" бизнес-сделки, "обходящие" индийские правила, приведут к очень серьезным наказаниям со стороны индийцев. Имеются сообщения о том, что российские банкиры именно так и поступают.

Реальность в том, что Россия почти не нуждается в российском рынке - из ее ежегодных экспортов в 500 миллиардов долларов только 5 миллиардов приходится на Россию. США и Франция стали огромными поставщиками военной техники для Индии, и они ждут своей очереди, чтобы вытеснить Россию из всех значимых военных контрактов.

Только серьезное, стратегическое мышление в Москве и реальные действия для создания "равного партнерства" изменят эту ситуацию в перспективную.