«Как пройти на улицу Шиллера?», - на этот вопрос житель Кёнигсберга отвечал ровно также, как и калининградец: дело в том, что это одна из немногих улиц города, которой не стали менять название после войны. История небольшой 600-метровой улицы связана с кёнигсбергским меценатством, а также двумя важными историческими персоналиями.
Своё название она получила в честь почитаемого в Восточной Пруссии Иоганна Кристофа Фридриха фон Шиллера, родившегося 10 ноября 1759 года в Марбах-на-Неккаре (ныне – административный округ Штутгарт) в роду бедных крестьян и ремесленников. С детства он увлекается литературой и театром, но средства на существования находит в работе военного врача. Под впечатлением от творчества Шекспира Шиллер пишет и самостоятельно издаёт трагедию «Разбойники». И если издателям она не пришлась по душе, то директор Мангеймского театра решил её поставить на сцене. Премьера состоялась 1782 года и имела огромный успех. Стало понятно, что в Германии появился новый талантливый драматург.
В этот же период Шиллером написана ода «К радости» (1785), которую композитор Людвиг Бетховен включил в финал 9-й симфонии как гимн грядущей свободе и братству людей. С 19 января 1972 года это произведение является официальным гимном Евросоюза.
Вместе с Гёте Шиллер был уверен, что задачей искусства является утверждение гуманистических идеалов красоты и гармонии, что содействует пробуждению национального самосознания. С именами этих двух гениев связано понятие Веймарский классицизм – направление в немецкой литературе, завершившее историю немецкого Просвещения. Шиллер всегда боролся за признание человеческой личности выше власти, он говорил, что «мерилом справедливости не может быть большинство голосов» и «свободен лишь тот, кто владеет собой». А ещё одно высказывание стало нетленным на века, и, к сожалению для человечества актуально поныне: «Лучше страшный конец, чем бесконечный страх». Легендарный драматург скончался от туберкулёза 9 мая 1805 года в возрасте всего 45 лет, работая над драмой о Смутном времени в России.
Бунтарского Шиллера безмерно почитали в Кёнигсберге. Возможно потому, что и в самом городе присутствовал такой же дух. Во время революции 1918 года столица провинции стала одним из главных центров борьбы против последнего монарха Вильгельма II. Идеи нацизма здесь тоже воспринимались в штыки, пока по здравомыслящим не проехали карательным и репрессивным катком нацизма. Да и в современной истории уже Калининград отметился «Мандариновой революцией» 2010 года, которая привела к смене губернатора.
В 1910 году Городской оперный театр Кёнигсберга праздновал 100-летний юбилей. По этому случаю рядом с ним торжественно открыли памятник Шиллеру, работы преподавателя кафедры скульптуры Академии художеств Кёнигсберга Станислава Кауэра. Поводом была не только большая любовь кёнигсбергцев к драматургу, но и тот факт, что постановкой шиллеровского «Вильгельма Телля» началась история театр. В 1934 году памятник перенесли в более логичное место – в сквер у Нового Драматического театра (совр. Калининградский областной драматический театр), где он стоит и поныне.
Именем Шиллера назвали Народную школу в районе Понарт (сейчас она расположена по адресу: ул. Маршала Новикова, 3/5).
Позже в Калининграде появилась и именная улица драматурга, начало которой в народе прозвали «Холм меценатов». Причиной тому являлись расположенные здесь здания приютов. Впрочем, такое имя можно было бы дать и всему столичному городу. Перед тем, как изучить объекты архитектурного наследия на улице Шиллера потребуется короткая предыстория одного вопроса, который оставил в Кёнигсберге существенный след.
18 января 1701 года в Кёнигсберге под именем Фридрих I короновался представитель рода Гогенцоллернов и первый правитель наконец ставшей независимой Пруссии. В тот же день король издаёт статуты и учреждает новый орден Чёрного орла. Его «рыцари» вносили по 50 дукатов в год на работу приюта для сирот, который был заложен возле Закхаймский ворот. Это событие дало старт благородной традиции меценатства в Кёнигсберге. В 1703 году вдова бургомистра Барча учредила Приют для вдов и сирот в районе Альтроссгартен, положив начало частным инициативам. К началу Первой мировой войны в Кёнигсберге насчитывалось более семи десятков (включая квартиры, которые под эти нужды выделяли богатые люди в своих владениях) частных и государственных приютов. Благотворителями становились как зажиточные граждане, так и преподаватели, чиновники.
Стоит отдельно отметить, что с точки зрения эстетики строения, возводимые под приюты для сирот, вдов, бедных студентов, являлись украшением города, ибо суть меценатства заключалась не только в помощи материальной, но и духовной, моральной. В красивом здании человек должен получить тягу к совершенству самого себя, невзирая на все сложности.
На улице Шиллера было несколько таких примеров. Начнём с дома под номером 3. В довоенном городе здесь располагался приют для неимущих студентов Кёнигсбергского университета, который получил народное имя «Резаниум» - в честь своего основателя.
Мартинас Людвикас Гедиминас Реза все свои жизненные силы и финансовые ресурсы отдал на сохранение литовского языка и культуры в Пруссии, которым было трудно выживать на территории большой Литвы. Реза, будучи профессором Кёнигсбергского университета, сделал многое для бедных литовских студентов, защищал и развивал Литовский семинар при Альбертине, с позволения министра просвещения Пруссии фон Гумбольдта даже открыл отдельный факультет, в который набирали по национальному признаку, а его выпускники становились преподавателями для школ Прусской (Малой) Литвы. В 1816 году Реза издаёт Библию и комментарии к ней на литовском языке, а спустя два года публикует произведение «Времена года» Кристиониса Донелайтиса, которое войдёт в список лучших литературных произведений Европы по версии ЮНЕСКО.
Жизненный путь Людвикаса, дослужившегося до должности ректора Альбертины, а за сборники литовских народных песен получившего имя «отца литовской фольклористики», начинался в бедной семье на Куршской косе, он рано потерял родителей, а до поступления в Кёнигсбергский университет учился и жил в приюте для бедных в Лёбенихте. Реза прекрасно понимал тех, кто начинал жизненный путь с тяжёлого детства, поэтому в 1834 году учредил фонд для неимущих студентов Кёнигсбергского университета, существовавший на его личные средства, а также пожертвования профессоров Альбертины и богатых горожан. Перед смертью в 1840 году Людвикас завещал своё состояние на строительство приюта.
В 1880-1890 годах на Шиллерштрассе было возведено кирпичное здание в стиле историзма с высоким готическим фронтоном. Главный корпус состоял из трёх этажей на высоком цоколе, дополнительное - двухэтажное. Здание имело высокую крышу с башенкой. Помимо самого приюта, здесь же располагалась столовая и помещения для дополнительного образования.
К сожалению, во время послевоенного ремонта строение потеряло все свои архитектурные изыски и было передано Минобороны. Сейчас в нём располагается Военный следственный отдел по Калининградскому гарнизону и Военторг-Запад.
Рядом с бывшим «Резаниумом» расположилась вилла – дом настоятеля приюта. Это симпатичное двухэтажное строение на цоколе сейчас имеет в адресе цифру 5.
А теперь перемещаемся в самое начало улицы Шиллера, где находится дом – замок, который можно смело причислять к числу самых интересных объектов культурного наследия Калининградской области.
В 1800 году в Кёнигсберге скончались супруги – аптекари Типольты. Перед смертью они пожертвовали городу 15 000 талеров для создания «Типольт-Булленской открытой армейской, индустриальной и воскресной школы», которую в 1876 году преобразовали в Городской дом для сирот имени Типольтов.
Новое здание приюта построено в Кёнигсберге на Шиллерштрассе в 1890-1900 годах по проекту архитектора Вильгельма Варрентраппа. В современном Калининграде сохранилось ещё несколько его работ: Вилла Шмидта младшего (ул. Марины Расковой, 23) и комплекс зданий Восточно-прусского заведения для слепых (ул. Комсомольская, 95).
Дом возведен из полнотелого красного керамического кирпича, крыша уложена волнистой черепицей голландского типа. В юго-западной части – высокая башня со шпилем. Фасады были декорированы ступенчатыми фронтонами, межэтажными и венчающими карнизами, нишами.
При штурме города в 1945 году здание пострадало. Впрочем, уже летом 1945 года в уцелевшей части разместилась контора Госбанка СССР. До 1960-ых годов шли ремонтные работы. Сейчас внутри одного из самых красивых архитектурных памятников, в стенах которого некогда жили сироты, располагается … отделение по Калининградской области Центрального банка РФ. Вот такая «преемственность».
Именами озвученных выше меценатов в Кёнигсберге были названы улицы: Типольтштрассе ныне именуется улицей Печорская, а Резаштрассе – улица Сергеева. Литовскому просветителю в Калининграде в 2005 году был установлен памятник в сквере на пересечении проспекта Победы и Каштановой аллеи, который нашему городу подарила Литовская республика.
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).