Дочитала «Призраков». Впечатлилась. Рекомендую, но с оговоркой: книга не для всех. И не только из–за нецензурной брани, сцен насилия и подробного описания того, что происходит с разлагающимся трупом.
Сюжет: семнадцать человек отправляются на писательский семинар из тех, где люди добровольно самоизолируются, чтобы ничто не мешало им заниматься творчеством. Они принимают договор на три месяца поселиться в доме, где их обеспечат всем необходимым, с одним условием: никто не может уехать, пока не напишет свой шедевр. Быстро выясняется, что никаких шедевров они писать не будут. Вместо этого участники решают представить всё так, будто организатор семинара маньяк, который насильно запер их в этом доме и три месяца над ними издевался, так что когда их спасут, они станут сенсацией и сказочно разбогатеют на своей популярности. Они уничтожают запасы провизии и ломают в доме отопление, чтобы их страдания от голода и холода выглядели убедительно, и сами отрезают себе уши и пальцы, чтобы потом представить увечья как доказательства пыток. Они дойдут даже до каннибализма - отчасти от голода, но отчасти и чтобы добавить истории скандала.
Интересная пародия на реалити-шоу, герои которых ради популярности готовы буквально на всё, и иллюстрация того, что стремление к боли и страданиям неискоренимо. Если их нет, люди создадут себе их сами.
Пока участники членовредительствуют (иногда в буквальном смысле) и ждут спасения, они делятся друг с другом историями - каждый рассказывает о поворотном событии в своей биографии.
Что делает «Призраки» не столько романом, сколько сборником рассказов.
Открывают сборник знаменитые «Кишки», рассказ о подростке, который мастурбировал, нырнув на дно в бассейне, и из-за неблагоприятного стечения обстоятельств (и циркуляционного насоса) лишился большей части кишечника. Остальные рассказы не такие мерзкие, но по содержанию не легче, хотя бы потому что большинство из них про убийства.
Чем ближе конец «семинара», чем сильнее едут крышей герои, тем, кажется, более трагической должна быть развязка. Но нет. Финал у романа неожиданно тихий, просто грустный.
Что в «Призраках» понравилось:
- Персонажи. Участники семинара люди с очень извращённой психикой, но Паланик пишет про них так, что начинаешь их понимать. Их не назовёшь сумасшедшими. Они не творят зло просто так, у каждого их мерзкого, ужасного поступка есть причина, причём вполне понятная, потому что мы все время от времени испытываем такие же эмоции и думаем такие же мысли. Большинство людей, правда, подумав про себя «ах ты гад, убила бы», не идут на самом деле убивать. Тем интереснее читать, что в голове у тех, кто идёт.
Поэтому я «Призраков» не рекомендую людям впечатлительным: если слишком глубоко погрузиться в книгу, начинает потихоньку расплываться своя внутренняя граница между добром и злом, между приемлемым и категорически недопустимым.
- Повествование от первого лица, но нет рассказчика, есть безличное «мы». Интересный ход, особенно в сочетании с тем, что у большинства персонажей нет имён, только прозвища. Хорошо работает с общей идеей, что на месте «нас» мог быть любой.
- Несмотря на обилие крови и кишок читать не противно, вся гадость немножечко бутафорская. Возможно, этому способствует тот факт, что дом, где заперты участники, - это здание заброшенного театра.
- Понравились истории, которые рассказывают персонажи. Они разные и друг с другом не связаны, а книга всё равно читается, как единое произведение.
- Моя любимая - про Мерилин Монро.
Мерилин хотела получить роль в новом фильме, но студия была против, потому что актриса уже начала стареть и терять популярность. Тогда Мерилин пригрозила в знак протеста самоубиться. Продюсеры даже для вида не стали её отговаривать, уже прикидывали в уме, как в случае трагической смерти звезды вырастет популярность её старых фильмов, и сколько денег они выручат, запустив их в повторный прокат. А Мерилин им на это - хрен вам, а не повторный прокат. И заявила, что составит завещание, по которому её доля в прибыли перейдёт к организациям типа нацистской партии или ку-клукс-клана, и все будут знать, что, покупая билет, финансируют нацистов и расистов, и студия может тогда про эти фильмы вообще забыть, потому что на таких условиях их никто смотреть не пойдёт.
Конечно, в реальности этого не было, но - интересно придумано, правда? Кстати в романе много таких «фактов», которые на самом деле выдумка автора: вируса Кигана не существует, и шариковая ручка была изобретена задолго до Второй мировой войны.
Из минусов:
- Стихи. Перед каждым рассказом автор помещает небольшое стихотворение в прозе. Мне стихи показались мутными, ни смысла, ни пользы сюжету я в них не увидела.
- По сравнению с открывающими книгу «Кишками» остальные рассказы заметно слабее. Не плохи, просто «Кишки» ближе к законченному шедевру, а те - к этюдным наброскам.
- Заимствований многовато. Некоторые рассказы чересчур близки к стилю Стивена Кинга, а финал и вовсе списан с «12 негритят». Само по себе подражание великим не проблема, но в случае с «Призраками» подпортило картину.
- Перевод. В оригинале много красивых лапидарных фраз, и почти все они в переводе смазались. С пунктуацией проблемы, и есть смысловые ошибки, например, говядину Веллингтон (= мясо, запечённое в слоёном тесте) переводчики называют мясом под соусом Веллингтон. Мелочь, конечно, но осадок остаётся.
Итого:
В целом книга мне понравилась. Гадкая, местами отвратительная, но читала я с удовольствием. 7/10⭐
*****************
Подписывайтесь на книжный ХорГромДзен!
*****************
Покупайте роман Чака Паланика «Призраки»:
Читай-город 📚🛒
Book24 📚🛒
*****************
Другие интересные публикации книжного ХорГромДзена: