Евпатий Коловрат и рязанский модернизм

На пересечении одной из центральных улиц Рязани, улицы Ленина, с её главной пешеходной улицей, Почтовой, собрались здания и памятники, иллюстрирующие многовековую историю этого древнего города.

Древнейшая история воплощена в установленном в октябре 2007 года памятнике Евпатию Коловрату работы скульптора О. Седова. Евпатий Коловрат изображён с палицей в руке на вздыбленном коне. Он будто готов снова защитить город от любой нечисти, как в далёком XIII веке, во время татаро-монгольского нашествия. Статуя стоит на гранитном пьедестале красного цвета. Цвет постамента символизирует родную землю, орошённую кровью, за которую и сложил свою голову Евпатий.

Такой мог разрубить монгольского батыра пополам.
Такой мог разрубить монгольского батыра пополам.

Впервые народный герой упоминается в «Повести о разорении Рязани Батыем». Согласно этому сказанию, во время нападения Батыя на Рязань воевода находился в Чернигове, где искал помощи в противостоянии против монголов. Узнав о вторжении врага в родное княжество, Евпатий Коловрат вместе со своим войском спешно двинулся на защиту родной земли. Однако по прибытии на место увидел полностью разоренный город и множество убитых. Собрав уцелевших людей, воевода с дружиной в 1700 человек пустился в погоню за монголами.

Враг был настигнут в суздальских краях. В беспощадной битве арьергард монголов был полностью уничтожен. Изумлённый Батый послал в подкрепление своего самого сильного богатыря – Хостоврула с ещё одним отрядом. Монгольский воин обещал привести Коловрата живым, однако был повержен в бою с ним. Несмотря на значительный перевес в живой силе, монголы потеряли много воинов и проиграли очередную битву. Батый был поражен смелостью, военным искусством, отчаянностью и мужеством русского витязя. Он даже говорил, что отдал бы многое, чтобы суметь переманить воина на свою сторону. Согласно преданию, переговорщик от Батыя на вопрос о том, чего хотят воины Евпатия, получил ответ: «Умереть!». В результате русская дружина была разгромлена, но это далось монголам с неимоверным трудом. Некоторые древние источники свидетельствуют о том, что врагам удалось уничтожить дружину Коловрата только при помощи камнемётных орудий, которые применялись для разрушения укреплений. Монгольский хан в знак почёта и уважения отпустил уцелевших русских воинов без причинения им вреда. Им же он отдал тело убиенного Евпатия.

За памятником Евпатию Коловрату видны два очень красивых здания: слева – здание Областной Думы, справа – здание Арбитражного суда Рязанской области.

Рязанская областная Дума располагается в здании бывшего Дворянского собрания. Дом строился в несколько этапов. В 1809-1814 годах рязанский купец П.А. Мальшин построил на углу Почтовой и Астраханской (нынешней Ленина) улиц двухэтажный каменный дом. Мальшин – богатый откупщик и заводчик, купец первой гильдии, именитый гражданин, городской голова Рязани в 1791-1794 годах, а с начала 1800-х годов – надворный советник, чиновник. Будучи одной из самых влиятельных фигур городского сообщества, П.А. Мальшин внес заметный вклад в формирование архитектурного облика Рязани, выступая в роли заказчика проектов и, тем самым, определяя местные архитектурные вкусы, финансируя строительство крупных общественных объектов, привлекая столичных архитекторов для работы в Рязани. Чуть позже уже новым владельцем особняка к нему были сделаны пристройки. С 1821 по 1826 год в доме располагалась резиденция генерал-губернатора А.Д. Балашова. В 30-х годах XIX века дом был выставлен на продажу. В 1844 году здание выкупило рязанское дворянское общество. А в 1848-1853 годах по проекту рязанского губернского архитектора Николая Ильича Воронихина, племянник знаменитого петербургского архитектора Андрея Воронихина (кстати, именно он был создателем четвертого яруса Соборной колокольни Рязанского кремля) была сделана пристройка по улице Астраханской. Эта часть здания привлекает внимание одиннадцатью барельефами, изображающими гербы уездных городов Рязанской губернии.

Рязанская областная Дума (здание Дворянского собрания).
Рязанская областная Дума (здание Дворянского собрания).

Здание построено в стиле классицизма. Первый этаж облицован выпуклым камнем – рустом. Второй этаж оставлен гладким. Центральный корпус Дворянского собрания двухэтажный на высоком цоколе. Главный фасад, выходящий на улицу Ленина (Астраханскую), выдержан в стиле Александровского ампира. Его левая часть скруглена ротондой и завершена сферическим куполом. На выступе цоколя по кругу фасада располагаются круглые полуколонны коринфского ордера. Опоясывает ротонду узкий балкон. Сверху по периметру всего здания – художественная лепнина.

Парадный зал здания обладал прекрасной акустикой. Здесь выступали знаменитые певцы: Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Ф.И. Шаляпин. До революции Дворянское собрание было культурным центром Рязани. Здесь проходили балы, в 1895 году праздновалось 800-летие Рязани.

В октябре 1917 г. в здании работал военно-революционный комитет, в камерном зале, переименованном в Красный зал, проходили выступления А.В.Луначарского, Н.К. Крупской, М.И. Калинина и др. Позже здесь размещались кинотеатр «Октябрь», Дом офицеров. Многие рязанцы помнят здание как Дворец бракосочетания. А с 2014 года в доме Дворянского собрания проходят заседания депутатов областной Думы.

Напротив Рязанской областной Думы (Почтовая ул., 43/44) находится одно из самых красивых зданий Рязани. Оно было выстроено в 1867-1868 годах по проекту рязанского губернского архитектора С.А. Щеткина для купца Н.И.Игнатьева. Это был первый в Рязани купеческий дом со встроенными торговыми залами магазина, а не традиционными купеческими лавочками на первом этаже. Купец был азартным карточным игроком и часто проигрывал. Из-за долгов вынужден был продать дом для государственных нужд. В апреле 1884 г. здание было куплено рязанской конторой Государственного банка, которой и принадлежало более 100 лет. Именно по этой причине иногда часть здания по Астраханской улице обозначалась как Государственный банк, а часть на Почтовой как дом Н.И. Игнатьева. В настоящее время в этом здании располагается Арбитражный суд Рязанской области.

Напротив здания Арбитражного суда Рязанской области на другой стороне Почтовой улицы расположено одно из немногих зданий в Рязани, имеющих элементы стиля модерн. Это бывшая гостиница Штейертов, обрусевших немцев. На пересечении Астраханской и Нижнепочтовой улиц (ныне Ленина и Почтовая) с 1829 года при сменявших друг друга владельцах размещалась гостиница. В 1881 г. гостиницу приобрел купец Карл Штейерт с целью создать лучшую в городе гостиницу. В свой проект он вложил все силы и семейные средства. Открылась новая гостиница в 1890 году. Позже гостиница перешла к его сыну – Николаю Карловичу Штейерту. Изначально здание было двухэтажным. Со стороны Астраханской улицы прямо напротив здания Дворянского собрания был устроен парадный вход. Удачное расположение гостиницы и качественный сервис сделали гостиницу популярной. А чтобы соответствовать статусу лучшей городской гостиницы, её оснастили электричеством, водопроводом, канализацией, а некоторые номера – телефоном.

Гостиница Штейертов.
Гостиница Штейертов.

После 1917 года в здании бывшей элитной гостиницы обосновался губисполком. Когда пришли новые хозяева, внешний облик гостиницы тоже поменялся: парадное крыльцо ликвидировали, нарядные балконы верхнего этажа срезали. О былой роскоши напоминает лишь чудом сохранившийся угловой балкон, украшенный львиными головами.

На пересечении одной из центральных улиц Рязани, улицы Ленина, с её главной пешеходной улицей, Почтовой, собрались здания и памятники, иллюстрирующие многовековую историю этого древнего города.-7

В 1930-е годы в этом здании обосновались рязанские органы госбезопасности: до недавнего времени располагалось ФСБ, теперь здание передано Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Рязанской области.

Другие статьи о поездке по Рязанской области можно посмотреть здесь:

Кирицы: замок не для Золушки

Храм Святой Троицы в Туме: 900 кв. метров фресок В.Васнецова, М.Нестерова, А.Иванова в Рязанской глубинке

Баташёвские владения в Рязанской области

Иоанно-Богословский Пощуповский монастырь: легенды и фаянсовый иконостас

Солотчинский Рождества Богородицы монастырь - обитель в эксклаве Рязани

Где начинал Шехтель: творения мастера в Рязанской глубинке

Статьи о Рязани:

Рязанский кремль

Рязань. Кремлёвский сквер.

Соборная колокольня Рязанского кремля

Рязань. Храм Спаса на Яру.

Все фотографии в статье мои.