В этой статье мы с вами обсудим швейные производства современной России. На этот раз с примерами прибыльных бизнесов, с алгоритмом действий и предостережениями, которые сэкономят миллионы рублей и километры нервов.
Я расскажу, как взаимодействуют бренды одежды и швейные производства между собой. И покажу варианты, как можно улучшить сотрудничество между ними.
Нет ничего приятнее, чем встреча со старыми друзьями. Если вы меня уже знаете, то можете пропустить следующие пару абзацев. Если вы читаете меня впервые, то я немного расскажу о себе.
Меня зовут Антон Гуреев, я специалист в области швейного производства. Последние 4 года я развиваю и создаю предпринимательское сообщество, которое называется «Человек, который шьет». Мы собрали вокруг себя людей, которые занимаются производством одежды. И теперь это самое большое сообщество предпринимателей в этой отрасли - https://t.me/sewing_man
В телеграме я пишу о швейном бизнесе. Там же я показываю производства и людей из нашей отрасли: владельцев швейных предприятий и брендов одежды. Делюсь полезными материалами. Бери информацию и внедряй в свой бизнес.
Я считаю, что богатых людей должно быть много. И я искренне верю в то, что в швейном бизнесе можно зарабатывать большие деньги. У нас можно создавать классные бренды одежды, открывать прибыльные швейные производства. Опыт предпринимателей это доказывает.
Если ты развиваешь швейный бизнес, хочу тебе дать полезные контакты. Я владею базой телеграм-чатов и каналов по швейному бизнесу. Например:
- Если тебе нужен конструктор, то поможет чат “Экспериментальный цех” https://t.me/konstruktorOnline
- Если ты хочешь найти производство, то нужен “Каталог швейных производств” https://t.me/sewing_manufacture
- Если ты ищешь сотрудников на швейное производство, тебе в канал “Вакансии швейного производства” https://t.me/sewing_people
А теперь я хочу поговорить о том, что же из себя представляет швейный бизнес сейчас.
Во-первых, мы с живем в такое странное нестабильное время. Внешняя обстановка достаточно тяжелая и напряженная. Но при этом в бизнесе открывается очередное окно возможностей. В стране и в мире последние лет 8 что-то происходит, все меняется. И при каждом событии появляется новое такое окно.
Все изменения последовательны, хоть и непредсказуемы. И с каждым разом “перерыв” все меньше и меньше. Кризисные ситуации становятся плотнее. И, если в 2014 году случился первый инцидент, всех тряхнуло. Потом пандемия в 2020. Только оправились, и снова, снова, снова.
Поэтому, не стоит ждать идеального времени для начала бизнеса, когда все станет спокойно. У нас не будет тепличных условий, чтобы открыть швейный бизнес, заработать свои миллионы и укатить на Мальдивы.
Приведу одно сравнение о бизнесе вообще и швейном бизнесе в частности.
Быть предпринимателем - это как стоять на балансире. Если у вас был такой опыт, то вы понимаете, о чем я. Если замереть на этой доске с трубой, вы с нее упадете. Нужно постоянно двигаться, хоть на миллиметр, но вправо-влево. Так и в бизнесе, нужно постоянно тестировать новые гипотезы, двигаться вперед и придумывать новое. Именно такое движение позволит вам оставаться на ногах и зарабатывать деньги.
Когда я начинал заниматься швейным бизнесом в 2015 году, я не знал, где брать информацию. Никто мне ничего не подсказывал, приходилось всё проходить самому. Я купил первую консультацию за 1500 рублей. Я пришел в ателье, чтобы мне показали и объяснили разницу между прямострочной машиной и распошивальной.
Повторюсь, это был 2015 год. И вы можете представить себе мой уровень компетенций, когда я попал в швейный бизнес. Тогда не то что курсов, вообще ничего не было. Я, как мог, добывал знания, контакты и наработал тот опыт, которым сейчас делюсь с другими людьми.
Кто занимается швейным бизнесом в России?
Я бы выделили 3 группы предпринимателей.
1 группа. Назовем их старожилы. Мне встречаются люди, которые 20-30 лет в производстве. Это не значит, что они самые крутые и опытные. У кого-то сейчас и правда все хорошо. А кто-то, как работал 30 лет назад на коленке, сам подменял закройщика, так и работает сейчас. Что тогда боялся разогнать непутевых швей, что сейчас трясется над своим коллективом из 5 человек.
Также я знаю несколько людей, которые в семейном бизнесе с 2015, и они сейчас добиваются классных результатов. Так называемое “поколение 2015 года” в швейном бизнесе. Это те люди, которые создавали свои бренды одежды на фоне первого резкого скачка курса валют. У них были первые интернет-магазины в запрещенных соцсетях, они торговали оптом. Кто-то из них даже занимался “палью” на тот момент. То есть они делали реплики дорогих брендов. Хорошо, что потом поняли, что это не очень здоровая история и начали создавать свое.
2 группа. “Поколение 2019 года”.
Вторая волна появления новых брендов одежды и швейных производств была в 2019 году. Зайдите на Вайлдбериз и посмотрите статистику успешных брендов одежды.
Многие из них попали в осенний сезон 2019 года. Они просто решили попробовать с платьями, костюмами или еще чем-то. А потом началась пандемия 2020, которая подстегнула всех. Все думали, что это конец, а это только начало для интернет-магазинов и маркетплейсов. 2020 год с его ограничениями вызвал рост покупательской активности в этих ваших интернетах.
У меня есть замечательный пример. Девушка работала в соцсетях со своим брендом одежды, у нее долго ничего не получалось. В декабре 2021 года она делает последнюю попытку. Заказывает коллекцию у дизайнера и если не получится, то будет закрывать проект. Из 12 моделей, которые нарисовал дизайнер, лишь одна модель была более-менее, остальные - полная фигня. Они взяли эту удачную модель, запустили ее на маркетплейсах и сделали очень классный результат. За год они сделали выручку 80 млн рублей на одной модели! Как думаете, что это было? Женские поло из кулирной глади. Они размещали свои заказы на швейных производствах, при этом не имея собственного производства.
И 3 группа - новички. Это те люди, которые что-то открывают сейчас. Новички видят перспективу развития в швейке, видят реальный дефицит одежды. Им есть, что предложить покупателям.
Сейчас самое время открывать швейный бизнес. Говоря “швейный бизнес”, я подразумеваю и бренды одежды, и швейные производства. Потому что это две составляющие швейного бизнеса.
Это разные направления, которые отличаются и трудозатратами, и окупаемостью. Каждое из этих направлений подходит определенному типу людей. Не получится сделать так, что у тебя есть бренд одежды, и ты чисто по фану открываешь швейное производство. Нет, это надо любить. Если ты занимаешься швейным производством, то ты либо это любишь, либо ежедневно страдаешь. Мне кажется, уж лучше любить то, что ты делаешь.
В 2023 году достаточно много успешных швейных кейсов. Спасибо запрещенным социальным сетям, спасибо семье Бакальчук (WB) за то, что они предоставили реальные возможности зарабатывать деньги в швейном бизнесе. А успешные предприниматели начинают распространять информацию о себе. Я беру интервью у таких людей, у них есть чему поучиться. Вот классный пример - https://telegra.ph/YA-ne-rodilsya-idealnym-predprinimatelem-YA-stroyu-sebya-probuyu-i-oshibayus-08-23
Успешный бизнес в лицах.
Я хочу привести примеры молодых компаний, которые зарабатывают хорошие деньги в швейном бизнесе. Они начали буквально вчера, в период максимальной нестабильности.
- Компания Uzcotton. Ребята отгружают по 300 000 футболок в неделю только с печатного цеха.
- Швейное производство Юлии Токаревой, которое она открыла 4 года назад. Работают в сегменте “мидл” (пиджачок за 4000 рублей). Сейчас выручка предприятия 4 млн рублей.
- Производство Максима Титова, я еще расскажу о нем подробнее. Парень открыл свое производство 2 года назад. Он торгует на Вайлдберис, в июле этого года он продал 18 000 изделий. 26 000 изделий он отгрузил на площадку.
- Швейное производство Екатерины Балахничевой. У нее бренд детской одежды https://telegra.ph/Celi-dolzhny-byt-velikimi-09-14.
3 года назад я консультировал ее, тогда выручка была в районе 5-6 млн в месяц. За 3 года она выросла в 6 раз, сейчас ее выручка около 30 млн в месяц и это не предел. Новая цель - 60 млн в месяц. В том числе с продажами на маркетплейсах.
Что делали все эти люди, чтобы достичь таких результатов? Почему у них получается, а у других нет? Сейчас будем разбираться.
Кому нужны швейные производства в России?
- Брендам одежды. Бренд – это некое послание, зашифрованное в форме вещей. Когда мы говорим: «то, что я люблю», или «невозможное возможно», или «просто сделай это». В головах сразу возникает ассоциативная цепочка, и вы понимаете, о каких вещах идет речь. Потому что люди транслировали ценности и привязывали их к одежде, это и есть бренд.
Торговая марка - это другое. Просто одежда, на которую пришили бирочку с логотипом.
Ни в бренде, ни в торговой марке нет хорошего и плохого, просто это разные виды бизнеса. Можно продавать 18 000 изделий в месяц, не являясь брендом. А можно создавать бренд, накручивать смыслы и остаться без продаж. Потому что люди просто еще не успели понять твои ценности, не знают кто ты и о чем вещаешь.
В любом случае, бренду одежды и торговой марке просто необходимы подрядчики или собственное швейное производство.
2. Селлеры маркетплейсов. Если человек попадает в струю, если он дружит с цифрами и в состоянии анализировать то, что происходит у него в торговом кабинете, то у него растут объемы. Поясню, в чем заключается смысл работы на маркетплейсах.
- тестировать гипотезы,
- выводить из ассортимента то, что не идет.
- добавлять объемы товаров, которые востребованы. Это может быть 1-2 модели. Но за счет них можно делать неплохой оборот.
В какой-то момент люди решают - мне проще открыть свое швейное производство. И для этого есть 3 причины: свое производство более гибкое, ведь будет работать на мои интересы, самому производить дешевле и будет меньше проблем с браком.
3. Дизайнеры и мечтатели. Есть дизайнеры, которые создают какие-то вещи, которые нужны людям. А есть мечтатели, которые создают вещи, которые интересны им. Что-то типа чешуи с кожи дракона, она нужна только ему и интересна только ему.
4. Оптовики и те, кто занимается тендерной историей. В этом случае люди открывают свое швейное производство для того, чтобы получить бОльшую гибкость в исполнении заказов.
Типичные проблемы российского швейного производства.
- Уровень сервиса. Мы сейчас делаем упор на это, но даже 5 лет назад никто не задумывался о сервисе. Швейные производства не думали, как помочь своему заказчику. Раньше не было ни сервиса, ни культуры бизнеса вообще.
Но так нельзя. Нужно встать на сторону заказчика и помочь ему. Рассказать, что нужно сделать, чтобы разместить свой заказ. Дать контакты менеджера, который ответит на все вопросы, подписать договор и оговорить сроки и оплату.
Раньше как было: отдаешь свой заказ в цех и потом просто молишься, чтобы тебе его отдали, желательно в срок и тот ассортимент, что ты заказал.
Такие проблемы возникают до сих пор. Еще не все подрядчики перешли на новые рельсы клиентоориентированности. Радует, что таких производств, которые не исполняют свои обязательства, становится все меньше. Они просто не выживают в кризисное время.
Им на смену приходят классные молодые предприятия. У них все хорошо: они умеют считать и не работают в убыток, они четко выполняют свои обязательства и работают на результат для себя и для заказчика.
2. Отсутствие предпринимательских компетенций. Давайте сравним швейный бизнес и пиццерию. Сколько нужно денег, чтобы зайти в ту и в другую сферу? Чтобы открыть пиццерию в небольшом городе нужно от 7 до 10 млн рублей. Сколько денег нужно на то, чтобы открыть швейное производство на 10 человек? Это 1,5-2 млн, даже с учетом запаса капитала. Итого мы имеем низкий уровень входа в швейный бизнес.
Бренды одежды можно развивать с еще меньшей суммы, даже с 50-100 тысячами рублей в кармане. Золотые горы не появятся в ближайшие несколько лет, но ты потихоньку будешь разгоняться.
В швейный бизнес часто попадают люди, которые не имеют существенных предпринимательских компетенций. Они не знают, что такое учет, они не понимают, как настраивать процессы, они не знают, что такое планирование закупок, планирование производства, платежей и т.д. В связи с этим возникает огромное количество проблем.
3. Проблемы с персоналом. Ключевая проблема, которая существует сейчас не только на рынке швейного производства, но и в целом в бизнесе. Когда молодой начинающий предприниматель говорит: все подрядчики – негодяи, не исполняют свои обязательства, я открою свое производство с блэк джеком и красивыми женщинами. И первое, с чем он сталкивается в новом направлении - это проблема с персоналом. Где искать швей, как справиться с текучкой кадров, как выстраивать работу с персоналом. Обо всем этом я уже писал. Более подробно найдете по ссылке https://telegra.ph/SHvei-est-A-esli-najdu-10-09
4. Адекватность. Работая на рынке швейного бизнеса уже 8 лет, я пришел к выводу, что адекватность – это главная валюта. Что я вкладываю в это понятие? Адекватный человек старается не брать на себя тех обязательств, которые он не может выполнить. Адекватный человек предупреждает клиентов, сотрудников о том, что у него возникают форс-мажоры. Адекватный человек старается считать свои показатели и не лезть туда, где невыгодно.
Энтузиазм хорош на этапе создания бизнеса, когда нужно в чем-то быстро разобраться, но потом энтузиазм привлекает больше проблем, нежели помогает их решать. Зачем брать в работу тот ассортимент, который ты видишь впервые и не знаешь всех тонкостей? В этом случае ты рискуешь не своими деньгами, а чужими деньгами и репутацией. Не получилось и тебе не заплатят. Еще и придется возмещать убытки заказчика. Нет денег - нечем платить зарплату. И так далее, пошла цепная реакция.
Запомните: адекватность владельца швейного производства – это главная валюта.
Когда бренду одежды пора открывать свое собственное швейное производство?
У тебя бренд одежды и ты задумываешься о том, чтобы открыть свое идеальное швейное производство. Получится ли? Расскажу подробнее, все ли так прекрасно, как в твоих мечтах.
- Швейное производство – это инструмент решения конкретных задач. Телефон нужен, чтобы звонить и отвечать на сообщения, иногда фотографировать. Но если я начну заколачивать им гвозди, то у меня ничего не выйдет. Многие открывают швейное производство для того, чтобы потешить свои амбиции, чтобы быть гибче, дешевле, но при этом не считают рентабельность. Это можно сравнить с тем, как я телефоном гвозди заколачиваю, результата нет, одни убытки.
- Швейное производство – это отдельное направление бизнеса со своими процессами, своими сложностями и своей ментальной спецификой. Люди, которые открывали швейное производство в регионе, удивляются простым вещам. Например, заработная плата не является мотивацией для сотрудника.
– Останься сверхурочно, поработай на 2 часа дольше и получили сверху 5 000 рублей.
– Нет, вы что, уже 17:00 и пора домой, до свидания.
А еще май месяц, начинаются сады-огороды. И все швеи дружно уходят на летние работы, до встречи в сентябре.
Либо ты очень любишь швейное производство и заранее знаешь об этих косяках, либо ты выпадаешь в осадок и не знаешь, как дальше жить и что делать.
Как понять, что ты готов открыть свое швейное производство?
1. Калькуляция на старте. Посчитать окупаемость нужно до открытия производства. Иначе ты столкнешься с такой проблемой. Оказывается, у подрядчика шить дешевле раза в 1,5, чем на собственном швейном производстве. Почему? Потому что издержки, которые несет собственник швейного производства, они и правда большие. Без предварительного просчета это можно пропустить. Поэтому, стоит составить базовую калькуляцию и сравнить цены с подрядчиками.
2. Запас денег на раскачку. Не стоит открываться на последние деньги и ждать мгновенной отдачи и сверхприбыли. Нет, у тебя должны быть деньги минимум на 2-3 месяца вперед, а лучше на полгода. Я писал выше, что парень открыл производство 2 года назад. Он в августе открыл производство и только в феврале у него вышло первое изделие. Первые месяцы ушли на отработку технологии и отладку всех процессов. По сути первые полгода человек не зарабатывал ни копейки, потом еще какое-то время не зарабатывал. И сейчас он стал продавать по 18 000 изделий в месяц. Неплохо, да?
3. Время для отработки технологии и адаптации сотрудников. Ты открываешь новое производство, набираешь сотрудников. И нужно время, чтобы всех причесать под одну гребенку, научить делать одинаково и так, как нужно тебе.
Когда я открывал свое второе швейное производство в 2019 году, мы месяц отрабатывали технологию пошива изделий. Мои сотрудники говорили: “А мы так никогда не делали, мы всегда по-другому работали”. И целый месяц я пробивал их сопротивление, учил новому. На это тоже нужно закладывать время и деньги. Зарплату нужно платить, аренду тоже. И о себе не забывать на это время.
4. Стратегия продвижения и поиска заказчиков. Если проще, то я про план загрузки. Когда у тебя есть предсказуемый, понятный объем своего производства. Условно, ты продаешь 1000 изделий в месяц, 1000 замечательных футболок со стразами. Я бы тебе порекомендовал открыть производство на 300-400 изделий в месяц, для того, чтобы потренироваться. За несколько месяцев ты поймешь, как выгоднее и проще работать.
! Не спеши рвать все отношения с подрядчиками. Тебе нужно время на адаптацию и переход на новый тип работы. Вот когда все настроишь, тогда и попрощаешься.
5. Необходимое оборудование. Ты должен понимать, какой ассортимент ты будешь шить и в каком объеме. Шьешь много футболок? Хорошо, давай возьмем распошивалку с автоматизацией и оверлок, который сразу горловину притачивает. Предлагаю сразу автоматизировать операцию усиления горловины. Поясню: это операция, на которой больше всего брака. И вместо того, чтобы менять 18 человек на этой операции, проще купить машину, которая будет это делать. Да, придется заплатить в 2 раза больше, но это необходимые вложения, которые уберегут от постоянного брака.
6. Логистика. Производство можно открыть в глухом регионе или в крупном городе. Сейчас коротко: не желательно открывать швейное производство в Сочи и в Санкт-Петербурге. В Сочи – потому что там народ расслабленный, а в Санкт-Петербурге реально трудно нанимать людей. Во всех остальных городах попроще. В целях экономии на аренде многие хотят открыться не в Москве, а где-нибудь в регионах. Нужно сразу понимать, что либо ты переезжаешь туда поближе, либо ты будешь постоянно в дороге. Потому что на первых этапах нужно лично присутствовать и контролировать процессы.
7. Производство в кредит. У кого-нибудь есть история, что человек взял кредит, с нуля открыл производство и стал деньги зарабатывать? Нет такой истории. Не факт, что это невозможно. Я знаю редкие примеры, когда это получалось. Но все равно нужно понимать, что кредит и инвестиции – это плечо для развития. Можно привлекать инвестиции, когда уже есть отработанная бизнес-модель, когда ты понимаешь, откуда взять деньги и на что их потратить.
8. Партнерство. Я говорил, что у меня было 2 швейных производства, в 2019 году я разошелся со своими партнерами, нас было 4 человека. Меня жизнь кое-чему научила за это время, поэтому сейчас я веду бизнес один, без партнеров.
Если ты работаешь с партнером, то вам нужно составить партнерский договор и на берегу решить все вопросы. Знаете поговорку: нельзя делить шкуру неубитого медведя. На самом деле, делить шкуру неубитого медведя – это бизнес-планирование. Сразу решаем, кому достанется голова, кому задница этого медведя. А что будет, если мы этого медведя не поймаем? А что будет, если этот медведь сам нас поймает? Заранее поговори об этом со своим партнером.
Еще один момент про партнерство. Часто бренды одежды хотят запартнериться со швейным производством на таких условиях: “Я продаю, ты производишь, мы классные и все замечательно и все здорово”. Но в 99% случаев это не партнерство, а перекладывание ответственности, чтобы какой-то человек сделал что-то за меня. Поэтому, если тебе поступает такое предложение о партнерстве, или у тебя возникают такие мысли, подумай 12 раз, скушай мороженку, снова подумай. А потом возвращайся к тому, чем занимался. К сожалению, такие партнерства практически никогда не приводят к финансовым успехам.