Когда знаменитый конструктор болидов Формулы-1 Гордон Мюррей проектировал McLaren F1, он категорически отказывался делать его гоночным автомобилем. Его главной целью было создание стопроцентно дорожного суперкара с выдающимися характеристиками, при этом достаточно надежного и комфортного в ежедневной эксплуатации.
При этом, все понимали каким опытом обладает Мюррей и ждали, когда F1 можно будет выкатить на трек. Первым с запросом гоночной версии McLaren F1 явился Рэй Беллм – гонщик любитель, участвовавший на Porsche в гоночной серии BPR. Получив оглушительный отказ, он задействовал все свои связи и попросил надавить на Мюррея руководителя McLaren – легендарного менеджера Рона Дэнниса. Человек, в свое время собравший в одной команде двух «медведей» Сенну и Проста, конечно, смог объяснить Мюррею, что гоночный McLaren F1 – отличная идея!
Беллму озвучили бюджет в миллион фунтов, что ему не очень понравилось. Дабы снизить затраты гражданин нашел еще двух сумасшедших энтузиастов – немецкого банкира и генерального директора L’Oreal, которые, кстати, уже стояли в очереди за дорожными F1. Имея три твердых заказа (вскоре подтянулись другие любители гонок), Мюррей собрал гоночные F1 GTR в соответствии с международными правилами класса GT1, с прицелом на участие в «24 часах Ле-Мана». Несмотря на отсутствие каталитических нейтрализаторов, мощность двенадцатицилиндрового (!) двигателя BMW для соответствия требованиям FIA пришлось снизить на 30 лошадиных сил, но и 600 л.с. было более чем достаточно, тем более что вес удалось сократить аж на 120 кг, выбросив «комфорт». Автомобиль оказался чрезвычайно быстрым и в 1995 – 1996 годах громил на трассах чемпионата BPR Global GT таких серьезных соперников как Porsche 911 GT2 и Ferrari F40 LM. А затем случилось главное! С первой попытки, в 1995 году, McLaren F1 GTR выиграл «24 часа Ле-Мана», причем в первой пятерке было 4 (!) McLaren F1. Пилоты Янник Далмас, Масанори Секия и Джей Джей Лехто преодолели 298 сложнейших кругов и принесли McLaren неофициальную «Тройную корону» - больше ни одна команда не побеждала в Ле-Мане, Инди-500 и Гран-при Монако!
А в 1997 году, когда BPR Global GT трансформировался в чемпионат FIA GT, у McLaren F1 GTR появились суперсерьезные соперники в виде Porsche 911 GT1 и Mercedes CLK GTR с сумасшедшей аэродинамикой. И если оригинальный McLaren F1 GTR был по сути модифицированным дорожным автомобилем, то для сезона 1997 года версию Longtail («длинный хвост») пришлось создавать практически с нуля, а главные изменения произошли в области аэродинамики автомобиля – появился тот самый «длинный хвост». К сожалению, чемпионский титул в итоге «забрал» Mercedes, но F1 GTR Longtail боролся на протяжении всего сезона, а в Ле-Мане 1997 года занял 2-е и 3-е места. Восходили другие «звезды», но McLaren F1 уже занял почетное место в истории мирового автоспорта!
Всего было выпущено 10 экземпляров McLaren F1 GTR Longtail и несколько из них впоследствии были переоборудованы в дорожные версии. Конечно, это уже не автомобиль на каждый день как задумывал Гордон Мюррей, а жесткий гоночный снаряд, но только посмотрите, как круто он выглядит на улицах Лондона.
Сергей Клюшниченко
Фото Alex Penfold