Завершение
Появление в Голливуде выходца из Рязани Факторовича буквально преобразовало индустрию. Кинематографисты попросту не учли особенностей киносъемок в отношении грима для актеров и актрис.
До прихода Макса Фактора в киноиндустрию актерам по-старинке накладывали театральный грим, который, под софитами, с многочасовыми сменами и дублями, высыхал, стягивал кожу, да и смотрелся совершенно не так, как того требовали особенности кинопроцесса.
Факторович, впрочем, тогда уже привычно укоротивший фамилию для облегчения коммуникаций, разработал тональный крем в тюбике, который отлично смотрелся на коже и не высыхал.
Со временем он сам стал подбирать актерам индивидуальный макияж, чтобы звезды блистали на экранах в самом выгодном свете. Индивидуальности его работе способствовал изобретенный им же «калибратор красоты». Жутковая по замыслу и виду вещь позволяла измерить черты лица и понять, что именно нужно сгармонизировать, приближая к идеальным пропорциям.
Его салон красоты посещал практически весь Голливуд. И именем выходца из Рязани и сегодня названа крупнейшая косметологическая марка.
Рубен Мамулян из семьи банкира и актрисы армянского происхождения. Он с детства учился и в Париже, и в Москве, а когда эмигрировал в США, поначалу ставил оперы в музыкальном театре. Позже именно он стал автором первого в истории полнометражного цветного фильма («Бекки Шарп»). Вообще, фильмы, срежиссированные Мамуляном, 12 раз были номинированы на премию «Оскар». За годы работы в кино Рубен выработал свой авторский стиль, особую работу над образами героев и сюжетом. Сложность и психологизм удивительно сочетались с коммерческой успешностью его работ. Внутренний монолог героев, психологизм персонажей роднили его эстетику с другим выходцем из Российской Империи – Антоном Чеховым. Внимание к деталям, подробностям и необычно закрученным сюжетам и повлияли на ценящую оригинальность западную публику.
Почему Запад так принял эти новшества и активно их применял? Западный менталитет любит зрелищность. Вся культура западного мира наследует античному гедонизму, потому что эта западная культура исторически его продолжает. После Античной Греции, ставившей наслаждение, эстетику, удовольствия на первое место, эту модель восприняли сибариты Древнего Рима, после - страны Европы, еще позже разнесшие эти идеи и в Новый свет. Культ телесной мощи, ярких эмоций, фантастических возможностей. В конце концов, хлеб и зрелища как главные ценности родом тоже оттуда. Потому-то и идеи того же Клушанцева, гарантирующие зрелищность, так пришлись по душе западным кинематографистам и зрителям. А на Родине с ее тягой к внутренним переживаниям, психологизму в искусстве, эти изобретения и возможности были нужны постольку поскольку. Были дела поважнее, те же исследования космоса – и не кинематографические, а реальные.
Неудивительно, что придуманные нашими фундаментально мыслящими соотечественниками новые и эффективные методы и приёмы в кино с успехом применены (как они применяются и сегодня) именно западными, чаще американскими режиссерами.