Не скажу, что все, но бОльшая часть - точно! Потому что, помотавшись по коммуналкам - а я просмотрела - не шучу! - около сотни вариантов - я самостоятельно сделала вывод о полнейшем износе нашего исторического центра. Как он стоит до сих пор - загадка!
Мой бывший дворик-колодец (на фото) на Гороховой, 68, в доме, где я провела почти десять "счастливых" лет, при мне ремонтировался дважды: красили стены и укладывали брусчатку (как убеждали нас рабочие, через которых приходилось перешагивать, итальянскую, дорогую).
В следующем году дому исполняется 165 лет. Внешне он выглядит молодцом. И в нем полным-полно по-настоящему хороших, не коммунальных квартир, в которых замазаны и залиты все щели для поползновения насекомых, поменяны коммуникации и укреплены стены. И часто из-за этих самых ремонтов страдают коммуникации и стены самого дома. Но более всего они страдают от действий извне, когда рядом с домами, подобным нашему, начинают что-то строить, ремонтировать или прокладывать очередную транспортную магистраль.
Тогда по стенам начинают расползаться трещины, на них ставят "маячки", на которые первое время еще реагируют, потом - машут рукой, а в итоге - экстренно расселяют дом, потому что он - вот-вот рухнет! Хотя...
Поначалу мало кто верит, что вот-вот рухнет такая махина! Это же не дом, а исполин! Полтора века стоял и - еще простоит! У него же крепкий фундамент!
А главная отговорка - "Вот умели же раньше строить!". Дескать, не то, что сейчас. Ткни в дом нового образца - он и развалится. А получается, что и тыкать особо не надо: разваливаются и те, и другие. И дом на Гороховой, 73 - тому примером. Внешне он тоже выглядел - ого-го! И я тоже могла бы там какое-то время жить, потому что один мой хороший приятель выкупил там у своих кровных родственников огромную комнату! На самом верху. И сразу же предложил: "Юль, будешь жить в моих хоромах? За коммуналку? Просто нужно хоть как-то поддерживать в ней жилой дух. А через 5-7 лет я ее продам и мотану в Австралию на ПМЖ. Кстати, напротив - дом Распутина. Ну, ты и так в курсе, соседи же!".
Я пришла, посмотрела "хоромы", увидела, как по стене кухни ползет по своим делам излишне деловитый тара.кан (Дзен упоминание этих насекомых не признает), как в ржавой ванной осыпается столетними "конфетти" потолок и... осталась в своей. С антисоциальными элементами и "доброй бабушкой".
А сегодня ночью дом сел.
Я не знаю, удалось ли приятелю эмигрировать на ПМЖ в другую страну. И успел ли он продать ту милую комнатку на шестом этаже, но точно знаю, что Бог меня от миграции по коммуналкам в историческом центре тогда уберег.
Правда, он не уберег меня потом, но в этом моя и только моя вина. Потому что я могла бы сжать волю в кулак и продолжить инспектировать унылое для моей бьющей фонтаном энергетики Красное Село. И тогда не было бы вызова МЧС в Щербаков переулок, и комнатки на Конной...
Не было бы многого из того, что мне пришлось пережить, когда реально было некуда бежать. Но! Речь не о том.
Когда вы покупаете недвижимость в старых домах, вы покупаете кота в мешке.
Безусловно, не всех их ждет печальный финал: город все-таки заботится о своем реноме и понимает, что все это великолепие - хотя бы внешнее - досталось нам не зря, оно - наша гордость и краса, и благодаря ему мы теперь снимаем с туристов еще и курортный сбор. Потому что поддерживать все это чудо из чудес в надлежащем виде - стоит огромных денег!
Но, когда читаешь в лентах, что где-то у кого-то в доме обвалилась часть крыши. Или лестница. Или - что еще ужаснее! - балкон (вы их видите почти повсеместно, обмотанные зеленой строительной сеткой), понимаешь, что всему на этом свете когда-то приходить конец, если его не ремонтировать.
Это же - как с человеком! Только он - живой, поэтому - смертный, человек.
А дом? Получается, что и дом - как человек? Тоже?