Джон Рональд Роуэл Толкин – один из самых известных английских писателей, поэт, переводчик, лингвист, филолог, наиболее известен как автор таких произведений как «Хоббит, или туда и обратно» и трилогии «Властелин Колец». Сюжет этих ключевых произведений происходит в единой вселенной и рассказывает об истории Средиземья. На сегодняшний момент большинство людей знакомы с основным сюжетом его книг, поэтому нет смысла останавливаться на нем.
Центральный предмет трилогии – само кольцо Всевластия, главное из Колец Власти, подчинявшее себе все другие, выкованное Тёмным Властелином Сауроном в огне Роковой горы во Вторую Эпоху с целью порабощения им Свободных народов Средиземья, в особенности – эльфов. Кольцо тем самым является сосредоточением практически всей тёмной силы Саурона. Также было выковано ещё 19 колец: Девять Колец для людей и Семь Колец для гномов, они были выкованы Сауроном и Келебримбором, который попал под влияние Саурона, но Келебримбор лично выковал ещё Три Кольца для эльфов. После того, как Саурон убил Келебримбора и попытался подчинить себе весь мир, гномы стали более жадными в отношении золота, люди, принявшие кольца, пали во тьму, подчинились Саурону, эльфы же остались верны добру. Таким образом, Кольцо Всевластия – это образ зла, либо же греха. Как и в Библии – тяга к власти, жажда золота, тщеславие убивают человека, делают его воплощением зла и греха.
Все, кто использовал Кольцо, переставали быть теми, кем были раньше. Кольцо порабощало хоббитов Бильбо, Фродо, Голлума. Именно кольцо владело хоббитом, а не наоборот, приобщая ко злу. Кольцо нельзя использовать во благо, оно не несёт в себе ничего, что могло бы послужить добру, используя Кольцо, можно лишь преумножить зло в мире. Это и есть одна из главных идей христианства. Важным в Библии является и то, что сам человек отказаться от греха не в силах, ему нужна помощь, что мы и видим в книгах Дж. Толкина – никто из героев не мог отказаться от Кольца самостоятельно, жизнь владельцев превращается в жалкое существование и служение Кольцу.
Если рассмотреть тех, кто поддался соблазну использовать Кольцо, то их всего трое – Бильбо, Фродо и Голлум. Начнем с Голлума, так как именно его друг Деагол достал Кольцо со дна реки Андуин, а Голлум, будучи тогда ещё Смеаголом, убил его, потому что Кольцо его притягивало, это можно сравнить с библейским сюжетом о братоубийстве Авеля Каином. Кольцо решило, кто будет его хозяином, подтолкнуло ко страшному греху, а через пять веков снова решило сменить хозяина, ушло к Бильбо. Бильбо использовал Кольцо у не для убийства, но тоже из корысти. Бильбо так же не мог отказаться от Кольца, его заставил Гендальф. Далее оно попадает к его племяннику Фродо, у которого при использовании Кольца начинаются припадки, в которых он видит Око Саурона, а Саурон – образ Дьявола, так как является воплощением самого тёмного зла, самим злом.
Продолжая тему героев, поддавшихся злу необходимо рассказать об орках – уродливых существах, созданных в Мордоре. Орки были выведены из захваченных в плен эльфов – высших существ, подобных создателю Эру Илуватар. Если обратиться к Библии, то можно привести фразу: «Человек сотворенный по образу и по подобию Божию, с бессмертной, разумной и свободной душой – и возвеличенный безмерно над всеми неразумными тварями, вместе с тем предназначенный к вечному блаженству, за соблюдение заповеди Божией и подчинение своей несовершенной, ограниченной воли – бесконечно совершенной, премудрой и небесной воле Божией». Падшие же это «по невниманию, самолюбию и неблагодарности пал в грех непослушания, гордости, своеволия, прельстившись запрещенным плодом. С того времени человечество впало в плен первого богоотступника – диавола, который отклонил мысли и сердца людей от Единого Виновника бытия и всех благ – от Бога, обратил помышления и сердца к земным тленным благам, от Бога же созданным в пользу и наслаждение человека, и всеял в сердца их лукавство, неверие, неблагодарность, злобу, зависть, стремление к земному и тленному». Таким образом, мы видим явную параллель между орками и падшими в Библии.
В Книге Откровений говорится об Армагеддоне, как о месте, где случится последняя битва между добром и злом, там соберутся все цари земли, чтобы противостоять Дьяволу. В Армагеддоне погибнут все, кто поддавался злу, а Дьявол навсегда будет побежден.
В последней книге из трилогии Толкина «Возвращение короля» битва происходит между Темным Властелином и его приспешниками и всеми остальными народами Средиземья, кто остался на стороне добра. По итогам битвы Саурон был убит, зло повержено, все союзники Саурона убиты или заточены навсегда.
Автором «Властелина Колец» ставится проблема выбора перед человеком между добром и злом, актуализируется значение таких ценностей, как Добро, Верность, Дружба, Любовь. В последней битве законный наследник трона Гондора Арагорн говорит такую фразу: «Возможно, наступит день, когда мужество оставит род людей, и мы предадим друзей, и разорвем все узы дружбы, но только не Сегодня. Может быть, придет час волков, когда треснут щиты и настанет закат эпохи людей, но только не Сегодня… Сегодня мы сразимся! За все, что вы любите на этой славной земле. Зову Вас на бой, Люди Запада!». Автор показывает мотивы главных героев, которые явно отсылают к библейской мысли об истинных мотивах преданных Богу людей.
Гендальф – маг, который, обладая огромной силой, старался добиться своих целей без неё, ставил своих подопечных на истинный путь добросовестности и добра в целом, именно он настоял на том, чтобы Фродо уничтожил Кольцо Всевластия, то есть он исполнял роль человека, который помогал избавиться от греха, отказаться от него полностью.
От Кридана Корабела, одного из старейших эльфов, Гендальф получил Кольцо Наир, Кольцо Огня. Также Гендальф был известен как маг огня, хотя в Шире его знали только как мастера фейерверков, что связано с тем, что он не говорил и не показывал своей маги без крайней необходимости. Следует отметить, что Гендальф спас Фродо и его спутника Сэма из плена Сарумана, прилетев на орле. Орёл же в мифологии является символом солнца, так же, как и Гендальф в мифологии Дж. Толкина, что видно из его фразы: «И владею огнём Анора». «Анор» с эльфийского означает «Солнце». Следовательно, Гендальф не только образ огня, но и солнца, что уже придаёт ему некую божественную принадлежность. Немаловажным является и то, что Гендальф имеет способность создавать «вторичные миры» по образу и подобию Бога.
В пещерах Мории Гендальф, защищая своих спутников, остается, чтобы задержать Балгора, даже ценой собственной жизни. Битва эта продолжалась на протяжении двух дней и двух ночей, в конце которой Гендальфу удалось столкнуть Балгора в пропасть. Но физическое тело волшебника тогда погибло, а дух его бессмертен. Эру возродил тело Гендальфа, но волшебник возродился не серым, как раньше, а белым, что весьма символично, так как серый цвет означает смерть, прах, а белый – жизнь и божественную силу. То есть Гендальфа как человека, обладающего силой праведного огня, принадлежащего к божественному миру, способному творить и направляющего других на истинный путь добра, можно было бы охарактеризовать как второе или третье лицо Святой Троицы.
Таким образом, в этих нескольких примерах можно увидеть некие параллели между сюжетом книг Дж. Р.Р. Толкина и библейскими мотивами. Можно также предположить, что автор делал целенаправленно, так как был глубоко религиозным человеком, об этом мы можем говорить, исходя из личных писем автора к своим детям, позднее опубликованных в книге «Письма»