Найти тему
Пограничный контроль

Доброта и разум, которые освобождают. Сериал «Кентервильское привидение»

Самая длинная ночь в году осталась позади. И самое время хотя бы немного выдохнуть и вместе со всем просвещенным человечеством провести спокойные и светлые рождественские выходные. Мы уже посмотрели с вами в этом году немало мрачных, грустных и философских сериалов. По сравнению с ними, британско-американский мини-сериал «Кентервильское привидение» 2021 года выглядит, как самая что ни на есть детская сказка.

Многие критики его за это осуждали – на мой взгляд, конечно, совершенно не заслуженно. Потому что, как и во всех современных сериалах и фильмах, за видимо легкой формой здесь скрывается довольно серьезное содержание. Ругали эту очередную экранизацию бессмертного произведения Оскара Уайльда и за заметное сюжетное несовпадение с первоисточником, которое выглядит то ли как растягивание повествования, то ли как дань стереотипическим ожиданиям от формата «фильм про старый замок с привидением». На самом деле, мне кажется, что ироничному Уайльду эта слегка усложненная и переделанная история бы понравилась. Задача всех этих сюжетных усложнений состоит в том, чтобы создать контекст – и, тем самым, донести смысл уайльдовской притчи до всех, кто не умеет и не любит читать между строк.

В полном соответствии с замыслом Уайльда, здесь в центре сюжета стоит история о духе, который как бы застрял в лимбе и не может – а главное, не хочет – найти себе покой. Во-первых, из-за собственных довольно странных представлений о покое – лимб многим может показаться покоем, во-вторых, из-за чувства вины, разрушающего личность и ничего не способного при этом исправить. Скверный характер привидения обусловлен, как это обычно и бывает, искаженным представлением его носителя о реальной действительности. И, как это обычно и бывает, познакомить носителя этого скверного характера с реальной действительностью – и значит освободить его и дать ему подлинный покой.

Здесь, как и в первоисточнике, освободителем является исключительно добрый и милосердный человек, способный разглядеть в скверном характере призрака его жизненную и душевную трагедию. Но в сериале Вирджиния не только добра, но и умна. Причем является дипломированным юристом, умеющим не только декларативно, но и вполне в правовом поле оправдать бичующего себя сэра де Кентервиля.

Высший суд, на котором Вирджиния выступает адвокатом старого привидения, конечно, является метафорой психологического разбора человеком своих травм и проблем. В результате которого человек и освобождается из плена своих комплексов, триггеров, маний, страхов и предубеждений. Когда ты, наконец, получаешь подлинное представление о том, как на самом деле обстоят дела, ты выходишь из морока иллюзий, покидаешь этот невнятный и страшный сумеречный лимб навсегда.

Жизнь – сложная штука, в ней много всего разного может происходить, и не всегда ты можешь проявить себя в ней самым лучшим и должным образом. Эта довольно банальная мысль развертывается в «Кентервильском привидении» в две совсем не такие очевидные. Сложность жизни может пугать тебя до паники и вынуждать постоянно сражаться с ней, подгоняя и ее, и себя самого под стереотипы и простые схемы. А можно, наоборот, принять эту сложность и жить, стараясь всегда и во всем досконально разбираться. Да, это тяжело и трудно – но только так ты сможешь оставаться свободным.