Найти в Дзене
Бузина Тиграна

Первые впечатления об Армении декабриста Евдокима Лачинова

Русская литература, посвященная Армении в XIX веке, не является однородной и в жанровом, и в тематическом отношениях: рассказы, дневники и путевые заметки, поэмы, повести, эссе, этнографические и исторические очерки. В воспоминаниях военных, служивших в то время на Кавказе, в яркой и образной форме отразилась эмоциональная сторона восприятия окружающей действительности. Это очень важно в контексте понимания исторических процессов, происходивших в то время и их современным восприятием. Как мы знаем, в начале XIX века Армения уже несколько столетий была разделена между Османской империей и Персией, ведших между собой нескончаемые войны за господство в Закавказье. В 1783 году Россия установила свой протекторат над Грузией. Россия пришла в Закавказье. В результате русско-персидской войны 1804-1813 гг. в состав России вошли земли Карабаха, где жило много армян. Несомненный интерес представляют собой воспоминания будущего декабриста Евдокима Емельяновича Лачинова (1799-1875). Впервые Лачино

Русская литература, посвященная Армении в XIX веке, не является однородной и в жанровом, и в тематическом отношениях: рассказы, дневники и путевые заметки, поэмы, повести, эссе, этнографические и исторические очерки. В воспоминаниях военных, служивших в то время на Кавказе, в яркой и образной форме отразилась эмоциональная сторона восприятия окружающей действительности. Это очень важно в контексте понимания исторических процессов, происходивших в то время и их современным восприятием.

Как мы знаем, в начале XIX века Армения уже несколько столетий была разделена между Османской империей и Персией, ведших между собой нескончаемые войны за господство в Закавказье. В 1783 году Россия установила свой протекторат над Грузией. Россия пришла в Закавказье. В результате русско-персидской войны 1804-1813 гг. в состав России вошли земли Карабаха, где жило много армян.

Вид на гору Арарат. Гравюра начала XIX века
Вид на гору Арарат. Гравюра начала XIX века

Несомненный интерес представляют собой воспоминания будущего декабриста Евдокима Емельяновича Лачинова (1799-1875). Впервые Лачинов был отправлен на Кавказ в 1816 году, где он служил под началом главнокомандующего Кавказской армией генерала А. П. Ермолова. Сопровождая в числе других «русского посла» в Иран в 1817 году, Лачинов составил «Дневник следования посольства», в котором он делится своими впечатлениями от посещения Персии и Армении, находящейся под персидским владычеством.

Представляем фрагменты его записей, относящихся непосредственно к Армении.

"17 апреля 1817 г. посольство выступило из Тифлиса, чрез селения Коды, Эмир-Айвазлы, Ах-керпи (Белый, по-солдатски Бабий, мост), горы Ахзе-беюк и Безобдал, селения Караклис; Бекант, Гумри (нынешний Александрополь). 30 апреля вошло в Эриванскую область."

"Развалины древних зданий в Армении удивляют. Огромные камни плотно притесаны один к другому; цемента не видно. Есть церкви, построенные за одну тысячу лет, и некоторые из них, оставленные без поддержки, местами обрушиваются, но не разрушаются.

1 мая вступили мы в первопрестольный армянский монастырь — Эчмиадзин, близ Арарата, по-татарски Учь-килиса (три церкви) по числу в нем церквей. Монастырь с садом окружен довольно высокою каменною стеною с бойницами. Место прекрасное, вода чистая, здоровая. Строения большею частью в два этажа, но есть и в три. Патриарх, глава Армянской церкви, имеющий в этом монастыре постоянное жительство, встретил посла версты за две от монастыря и, несмотря на свою дряхлость, не сел на дрожки, предлагаемые ему генералом, а со всею свитою ехал верхом. Впереди шли 12 его телохранителей, а еще впереди несли хоругви. При входе монастырь ожидало духовенство в полном облачении и с пением молитв проводило посла в назначенные ему комнаты.

Монастырь этот очень богат и был бы гораздо богаче, если бы эриванский сардар (главнокомандующий) не обирал его. Кроме патриарха, в нем живут четыре архиерея и много духовенства."

"От Эчмиадзина до Эривани 15 верст и на пятой от монастыря ожидал брат эриванского сардара Гассан-хан с конницею около 3 тыс. В этом числе были кочующие курды, лучшие персидские наездники. Эриванская область не выставляет столько конницы и, вероятно, много мирных граждан красовалось в рядах воинов. Парадному вступлению посольства в Эривань помешал сильный дождь. В версте от города стояла регулярная персидская пехота (сарбазы), которую обучают англичане, но трудно сделать из персиянина хорошего солдата. При пехоте ожидал посла полновластный сардар эриванский и проводил его до города, а через день сделал визит послу, который через час поехал к нему со всею свитою. Сардар угощал завтраком и пригласил на следующий день к себе в сад, где опять давал завтрак, а посол угощал мороженым, шоколадом и ликерами. Посольская музыка сменялась персидскою и пляскою мальчиков. Персидская музыка, пляска и одежда плясунов казались нам дикими."

"Эривань — обыкновенный азиатский город. Улицы тесны, дома скрыты в садах, которых очень много. Торговля довольно обширная, лавки с товарами изрядные".

"7 мая перешли верст 20 до дер. Дюгюн, куда выслан почетный караул сарбазов. Потом чрез сел. Девалу, Норашен, Хок в Нахичевань.[...] Нахичевань гораздо меньше Эривани. Местоположение хорошее, садов много. В городе есть башня, сажень в 20 вышины и около ворот с двумя колоннами той же высоты. По преданию, ворота и башня построены Тамерланом. От Нахичевани прошли 13 мая до реки Аракса, близ древней Джульфы; потом к развалинам крепостцы и 15 мая в г. Маранду, верстах в трех от которого встретил Назар-Алн-хан. Тут показывают в мечети гроб жены Ноевой.

Из Маранды 17 мая в Софиян, Соглан и 19 мая в Тавриз, резиденцию шах-заде Аббас-мирзы, наследника персидского престола. От Нахичевани до Маранды верст 85, от Маранды до Тавриза верст 60 (выходит, что от р. Аракса, нынешней нашей границы со стороны Нахичевани, до Тавриза верст 120)."

В эти годы Лачинов по поручению Ермолова сделал также топографические зарисовки некоторых районов Грузии, Армении и Южного Азербайджана. В 1818 г. Лачинов вернулся в Москву и продолжал свою учебу в Московской военной школе для колонновожатых. С апреля 1821, г. служил в квартирмейстерской части Главного штаба 2-й армии в Тульчино, где он и сблизился со многими революционно настроенными офицерами, в том числе и с Пестелем; в дальнейшем он вступил в Южное общество.

Источник: “Наша Среда online" - https://nashasreda.ru/pervye-vpechatleniya-ob-armenii-dekabrista-evdokima-lachinova/