Законодательное собрание проголосовало сегодня за акционирование девяти государственных унитарных предприятий. Согласно поправке к федеральному закону до конца 2025 года предстоит провести преобразование госпредприятий в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.
Позиция КПРФ понятна – мы и на комитете, и на заседании Заксобрания голосовали против этой идеи. Такую же позицию занимала наша фракция в Государственной думе.
Ликвидация МУПов и ГУПов – первый шаг к приватизации, к созданию очередного лакомого кусочка для олигархов и олигархических кланов, и это многомиллиардный рынок.
И дело тут вовсе не в создании конкурентной среды, а просто в желании перераспределить пока еще находящиеся в государственных руках ресурсы. Дело в том, что все зарубежные активы сейчас для олигархов практически недоступны, вывод средств за рубеж существенно ограничен, и частный бизнес пытается компенсировать потери.
Опасность решения об акционировании заключается, в первую очередь, в том, что все эти предприятия – ГУПы и МУПы – обслуживают социальную сферу: перевозки, коммунальные службы, водоканалы и так далее. Когда все отдается на откуп частным структурам, главной целью для которых является извлечение прибыли, мы получаем, как показывает опыт, плачевные результаты.
Нас ожидают очень серьезные негативные последствия в жизненно важных для жителей Нижегородской области сферах: общественный транспорт, жилищно-коммунальные услуги и так далее. И сегодня-то население получает эти услуги не в полном объеме, ненадлежащего качества, зато по огромным тарифам.
Еще один принципиальный момент заключается в том, что практически во всех случаях государственно-частного партнерства не получается добиться результата, при котором государство что-то выигрывает.
В существующих концессиях я не вижу плюсов для государства и для нижегородцев. Концессионер вкладывает копейки, а получает на многие годы концессионные платежи, причем, имеет возможность еще и потребовать индексацию на размер инфляции. Год за годом он просто получает с государства ренту, ничего не вкладывая и ничем не рискуя – все платежи по кредитным процентам и по основному долгу платит область.
Это хорошо заметно по истории со «Школой 800». Что хорошего мы получили от партнерства с частным бизнесом? Открылась ли школа вовремя? Как она работает? Сейчас строится еще одна школа по той же схеме – сколько мы будем за нее расплачиваться?
А медицинский центр в Выксе? Пятьсот миллионов рублей вкладывает частное лицо, а полтора миллиарда взнос области – плюс мы отдаем все физические объекты концессионеру, а сами получаем долг на несколько миллиардов. В чем прелесть?
Число концессий растет год от года, но результат один – растущая нагрузка на бюджет. А ведь мы сами могли бы просто брать кредиты и реализовывать эти проекты, не платя концессионные платежи.
Если правительство таким образом пытается снять с себя ответственность за социальную сферу, то это не самый лучший способ. Можно укрыться от уличных проблем за красивым витражом, но что останется от этого витража, когда проблема постучится в ваш дом кирпичом?
Гражданам все равно, кто именно выполняет социально значимую функцию. Государство в ответе за все. Граждане заключают договор с властью, ей и отвечать за жизнеобеспечение народа.
Карусель с перекладыванием ответственности с федерации на регионы, с регионов на муниципалитеты, с муниципалитетов на ресурсоснабжающие компании никого не обманет. Если проблема человека не решается, в конечном счете всегда виновата власть.
Стоит обратить внимание еще вот на какой момент.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагает отложить реализацию закона об акционировании госпредприятий до 2030 года. Она считает, что такая реформа МУПов и ГУПов, особенно в сельской местности, будет иметь катастрофические последствия.
Так что если кто-то воспринимает нашу позицию как блажь – вот вам мнение представителя партии власти, третьего лица в государстве по статусу.
Роман Кабешев, депутат Законодательного собрания Нижегородской области