Мы открыли для себя интернет-магазины и маркет-плейсы. Это действительно удобно: скачал приложение магазина, изучил предложения, кликнул «Добавить в корзину», оплатил, заказал доставку. До чего дошел прогресс!
Но затем приходит увлечение, переходящее в страсть. Особенно сейчас, перед Новым годом, в момент предпраздничной лихорадки. Онлайн-покупки становятся чем-то вроде пролистывания ленты в соцсетях. Более того, процесс гораздо более приятный, ведь он связан с покупками, ощущением новизны, выработкой «гормона счастья». А что хорошего напишут в социальных сетях? Процесс увлекает, затягивает. Вскоре мы уже не можем сказать «нет», тратим, заказываем, снова тратим. Заканчиваются свои средства, приходится доставать кредитную карту… Как соскочить с этой иглы, как заставить себя остановиться?
Проанализируйте свои эмоции и побуждения. Наверняка корень проблемы заключается именно здесь. Хочется радости, новизны, положительных эмоций. В повседневной жизни всего этого остро не хватает. Удивительно, но факт: мы научились уходить от рутины и серости, делая онлайн-покупки. Два клика, легко и просто.
Теперь займемся самоанализом. Вот вы снова открыли страничку любимого магазина. Отложите смартфон, зафиксируйте свои чувства и эмоции. Что вы испытали пару минут назад: грусть, пережили неприятное событие или размолвку, ярость или злость, испытали тревогу, скуку. Разберитесь в себе. А теперь идите дальше. Вы делаете покупки. Что получаете? Прилив сил, положительных эмоций, возвращается уверенность в себе, элементарно снимаете стресс? Решение таково: покупки как таковые действительно приносят радость, но радость кратковременную. Накопившихся проблем они не решают. Разматывайте весь клубок до конца – как, с чего, с каких событий вы обратились к онлайн-магазинам, приобрели от них зависимость. Как вариант, перенесите свои мысли и переживания на бумагу. Возможно, в форме таблицы: одна графа «Мои проблемы», другая графа – «Решения». Действуйте ступенчато, выберите одну из проблем, постарайтесь сделать несколько шагов, чтобы от нее избавиться. Переключитесь с покупок на конкретные действия – для своего же блага.
Удалите все соблазнительные приложения. Да, это радикальный и даже жестокий метод. Всё равно, что сказать заядлому курильщику: всё, с завтрашнего дня ты больше не куришь. Неизбежно возникнет ломка, придет сильный стресс. Хорошая новость: всё в конечном итоге переживаемо. Но пережить это надо.
Вы спросите: в каких случаях проблема лечится «хирургическим путем». Вот пример – по пути на работу вы пролистываете соцсети. И видите любимого певца или блогера с новым аксессуаром. Лишаетесь покоя и начинаете выяснять, что за аксессуар, что за бренд, где это всё можно купить. Успокоение приходит только с оплатой новой покупки. Принимайте поздравления – вы приехали на конечную. Немедленно сносите все приложения, чего бы это ни стоило. В порядке компенсации воспользуйтесь полезной функцией нашего мозга. При резком переключении рода деятельности, получении новых ярких эмоций всё старое постепенно уходит на второй план. Попробуйте, вдруг поможет. И да: поменьше глянцевых журналов, блогеров и их сомнительных, оплаченных спонсорами видосиков. И не забудьте отписаться от рассылок.
Нет кредитным картам и электронным кошелькам. Маркетологи и разработчики предусмотрели даже мельчайшие детали. Вы же просто обязаны тратить, тратить, тратить, сесть на иглу как можно сильнее. Пойти в банк и взять кредит. Или микрозаём. Всё ведь продумано для вас – приложения заботливо хранят данные ваших банковских карт, включая уникальный трехзначный код. Пара кликов – и покупка сделана, заходите к нам еще. Что делать? Только радикальное лечение. Вы же чистите кэш или файлы cookies! Почистите и данные своих карт. В следующий раз (вдруг сорветесь и не сдержитесь) магазин попросит всё это ввести повторно. А вы вспомните эту статью и крепко задумаетесь: а что же я делаю? Так ли мне нужна эта покупка? Я что, жить без нее не смогу?
Но интернет-магазин – это же так удобно. Никто и не спорит. И удобно, и практично (привет пандемии), а еще и выгодно в большинстве случаев. Мы много говорим и пишем о минимализме, разумной достаточности, снижении потребления. Если вы сумели побороть в себе шопоголизм, остыли, переварили – смело переходите к этому пункту. Снесенные приложения можно быстро восстановить. Какие – это вы решите сами, исходя из практической целесообразности. Только, пожалуйста, не возвращайтесь к старым привычкам – мы имеем в виду сёрфинг «от нечего делать». Обратимся к старым советам – ведь рекомендовали же перед походом в супермаркет составлять список планируемых покупок, чтобы не вестись на разные уловки в виде скидок и акций. Так и здесь: включайте логику, здравый смысл и расчет. Никто не против онлайн-магазинов. Делайте покупки с удовольствием. Только покупки на самом деле необходимые, которые принесут пользу, помощь – нужное подчеркнуть. Имейте при себе дежурный лист «ожидаемых покупок». Составьте его хотя бы на своем смартфоне. Сообразуйтесь со своими финансовыми возможностями: что-то добавляйте, что-то удаляйте. Не подчиняйтесь голым эмоциям – только необходимость. И возьмите некоторую паузу. Импульсивные покупки – не самые лучшие покупки. Напротив, настройтесь на ожидание. Убаюкайте себя тем, что купите здесь и сейчас, а прямо завтра выскочит более выгодное предложение. Покупки, как и месть, лучше совершать с холодной головой.
Расчет, логика и практическая необходимость. Всё. Электронный шопоголизм можно считать побежденным.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы регулярно узнавать еще больше интересной и полезной информации!