Суда, предназначенные для перевозки сухих грузов (сухогрузы), обладают просторными грузовыми трюмами, которые занимают основную часть корпуса. Обычно такие суда имеют две палубы - однопалубные применяются для малых судов, в то время как двух- и трехпалубные используются для больших судов. Каждый трюм оснащен грузовым люком (иногда и двумя), закрываемым металлическими закрытиями, которые оснащены механизированным приводом. Для погрузочно-разгрузочных работ применяются краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн, а для перевозки тяжеловесных грузов - грузовые стрелы с грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. В некоторых случаях на современных сухогрузных судах присутствует один рефрижераторный трюм для перевозки скоропортящихся грузов, а также диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Однако речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм для удобства погрузочно-разгрузочных работ. Важно отметить, что сухогрузы включают множество различных типов судов, которые, в свою очередь, разделяются на специализированные в зависимости от груза, который необходимо перевозить.
- рефрижераторные - предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С. Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда еще называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов. Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.
- контейнерные суда или контейнеровозы - предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов. Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах. Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами - портальными кранами.
Классификация контейнеровозов:Ультра большой Контейнеровоз (ULCV) - более 15000 тонн;
Новые Panamax - от 10000 до 14500 тонн;
Пост-панамакс - от 5101 до 10000 тонн;
Панамакс - от 3101 до 5000 тонн;
Фидермакс - от 2001 до 3000 тонн;
Фидер - от 1001 до 2000 тонн;
Малый фидер - до 1000 тонн; - подвидом контейнеровозов являются лихтеровозы - суда для перевозки плавучих контейнеров-барж. Такие баржи грузоподъемностью 250-300 тонн выгружают с судна непосредственно на воду, после чего их отбуксировывают к причалу грузополучателя. В связи с тем, что контейнерные перевозки, особенно выгодные при смешанном сообщении (железная дорога - автомашина - судно), позволяют доставлять груз от отправителя к получателю с минимальными затратами при перегрузках с одного вида транспорта на другой и обеспечивать при этом хорошую сохранность груза. Контейнеровозы получили в последние годы широкое развитие и являются наиболее перспективным типом сухогрузного судна.
- трейлерные суда - служат для перевозки грузов, находящихся в так называемых трейлерах автоприцепах (суда типа Ро-Ро или Rolker «Ro-Ro» ship). Груз, размещенный в колесных прицепах, можно погрузить (или выгрузить), вкатывая или выкатывая трейлеры на судно и обратно в течение очень короткого времени - за несколько часов вместо нескольких суток на обычном сухогрузе. Грузоподъемность трейлерных судов составляет от 1000 до 10000 тонн, скорость хода 20-26 узлов. Как и контейнерные, трейлерные суда в последнее время получают большое распространение. Некоторые новые суда этого типа приспосабливают для одновременной перевозки трейлеров (в трюмах) и контейнеров (на верхней палубе). Такие суда называют контрейлерными.
- суда для перевозки навалочных грузов или балкеры - предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрении, строительных материалов, зерна и т.п. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспортного флота.,
- лесовозы - предназначены для перевозки лесных грузов - круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием - независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес. Усиленная верхняя палуба и люковые закрытия обеспечивают перевозку значительного количества груза (около трети) на открытой палубе. Лесовозы обычно даже в полном грузу принимают водяной 6алласт (около 10 процентов от грузоподъемности) для обеспечения остойчивости, поэтому они имеют балластные отсеки большой емкости. Существуют и безбалластные лесовозы, но при рейсе без леса они испытывают порывистую качку, что нежелательно. В последнее время лес начинают перевозить в пакетах. Такой способ перевозки позволяет более чем вдвое сократить стоянку под грузовыми операциями. Лесовозы-пакетовозы имеют большие по размерам люки и высокопроизводительные грузовые устройства (краны поворотные или катучие козловые, краны стрелы),
- суда для перевозки автомашин, скота.