Кто о чем, а я, как житель декабрьского Петербурга, о снеге. Эта напасть, совершенно неожиданная для наших широт, не прекращается у нас уже который год подряд. Снег заполоняет все, портит обувь и жизнь, калечит и убивает людей. Зловещий враг, полуночный тать, с которым никто не может справиться и на которого есть единственное оружие – внезапное потепление.
Само собой, с проблемой снега хорошо знакомы не только петербуржцы, но и жители множества других городов. В этом году, говорят (пишу об этом без всякого злорадства) в силу непреодолимых обстоятельств с этой проблемой со всей ее полнотой и объемом познакомились и те, кого раньше она обходила стороной в силу определенного привилегированного положения региона. Снег становится катастрофой, по факту же ей абсолютно не являясь.
У всех, кто с самого рождения или много лет живет в снегах, вырабатывается такое своеобразное «чувство снега», как у тех самых предсказывателей горных снежных лавин. Оно выражается в понимании, что снег неизбежно случается каждый год, и к нему надо готовиться. Как минимум, покупать подходящую обувь, скребки и лопату в машину, и как максимум, проектировать дома и улицы так, чтобы снег причинял им как можно меньше разрушений.
У обладающих «чувством снега» людей есть те или иные, но вполне конкретные представления о том, что эта проблема существует, но ее можно преодолеть. Есть те или иные знания, как именно ее надо преодолевать, есть какие-то навыки. У людей с отсутствующим «чувством снега» ничего из этого нет – для них-то снег и является каждый год неожиданностью. Их машины и обувь выходят из строя, террасы их дачных домов обрушиваются под тяжестью наметенных за зиму сугробов, их дела срываются и отменяются из-за снегопадов и гололеда. Бывает – «чувство снега» дано не каждому.
Но помимо «чувства», существует еще и «фактор снега» - а именно, организация дел в обществе таким образом, чтобы за решение проблемы снега хотя бы отвечали люди с «чувством», а не полностью лишенные его. Этот «фактор» является идентификатором состояния дел в обществе, его социальной отметкой. И отсутствие людей, способных решить проблему снега, на должностях, за решение этой проблемы отвечающих, дает, на мой взгляд, все основания поставить «двойку» этому социальному устройству.
«Фактор снега», как по мне, абсолютно обнуляет все другие достижения (если они есть) этого устройства, делают их смешными и нелепыми, как и все такое устройство целиком. В XXI веке стыдно не уметь убирать город от снега, и это неумение обнажает фиктивность и искусственность любых научных и технологических прорывов. Человеку, не способному организовать уборку снега, странно проектировать полеты на Луну, как странно ребенку, не освоившему горшок, читать лекции о квантовой механике.
И точно так же странно и нелепо человек, не умеющий справиться со снегом, выглядит, когда вступает в любые противостояния с любым внешним или внутренним врагом. Потому что в каждом таком противостоянии он априори обречен на поражение. Если уж с таким предсказуемым, понятным, простым и вполне побеждаемым противником, как снег, он каждый раз дает ему себя одолеть, то что уж говорить о других – намного более изощренных и сложных.