Ассоциация "Национальные системы управления" в ноябре 2023 года в рамках оценки состояния цифровизации и автоматизации производственного комплекса Российской Федерации провела исследование 19 компаний, работающих в России и оказывающих услуги по разработке логистического программного обеспечения.
В условиях санкций отечественные компании столкнулись с вопросом импортозамещения в вопросах логистики. В России активно развивается рынок платформенных цифровых услуг, постепенно вытесняя коробочное программное обеспечение. Выбор между логистической цифровой платформой и “стационарным” программным обеспечением зависит от потребностей и предпочтений конкретной компании. Если для предприятия важна широкая функциональность, гибкость и возможности интеграции со сторонними сервисами, то цифровая платформа может быть лучшим вариантом. Или если для обеспечения грузоперевозок для компании важны настройки под точные требования и контроль над сохранностью локальных данных, то коробочное программное обеспечение может быть более подходящим выбором.
Из 19 компаний-разработчиков только 4 предоставляют возможность использования коробочного программного обеспечения. В то же время у 18 из них есть цифровые онлайн-платформы.
Что скрывается внутри логистического ПО?
Мы начали исследование с определения архитектуры программного обеспечения, примененной разработчиками в основе продукта. Почему это важно: архитектура определяет, насколько гибкой и адаптивной будет система. К примеру, микросервисная архитектура предполагает разделение программы на отдельные независимые сервисы, каждый из которых выполняет свою функцию. Это позволяет улучшить масштабируемость, гибкость и устойчивость системы. С другой стороны, монолитная архитектура представляет собой единую программу, которая выполняет все функции. Она может быть более простой в разработке и поддержке, но менее гибкой и масштабируемой.
Нам удалось выяснить, что в продуктах только трех компаний использована монолитная архитектура. 16 компаний используют микросервисную архитектуру. Как показало исследование АНСУ, сегодня в России ограниченный выбор логистического отечественного коробочного ПО, но широко представлены цифровые платформенные решения. Однако некоторые из них являются иностранными продуктами, а также часть разработчиков использует в своей архитектуре иностранные компоненты, что создает дополнительные уязвимости для использующих их компаний.
В основе изученного логистического программного обеспечения нам чаще всего встречались следующие языки программирования: Java, Python и C++. Язык Java выбирают за то, что он обладает высокой производительностью и надежностью. Это делает его отличным выбором для разработки сложных систем управления складом и транспортировками. Python выбирают для написания систем аналитики данных и машинного обучения. Он имеет простой и понятный синтаксис, удобен для быстрого прототипирования и разработки новых функций. C++ используется для создания высокопроизводительных приложений, обладает высокой скоростью выполнения кода и широкими возможностями для оптимизации производительности.
Из опрошенных компаний 13 используют языки Java, Python, C++. Одна компания разработала и применяет собственный язык программирования. Также вместе с указанными языками используются C#, JavaScript, Ruby, Go.
На следующем этапе исследования мы обратили внимание на то, какие системы управления базами данных (СУБД) внедряются разработчиками. Это очень важный компонент, с помощью которого хранится и управляется информация о складах, транспортных средствах, заказах, поставках, маршрутах доставки и других операциях, связанных с логистикой. СУБД также отвечает за процесс координации между различными отделами компании.
Как выявилось в процессе исследования, и в цифровых платформах, и в коробочных версиях логистических программ в настоящий момент используются как отечественные, так и иностранные СУБД. Важно отметить, что использование иностранной СУБД скрывает определенные риски: проблемы совместимости с другими компонентами, в том числе при интеграции с внешними сервисами. Уязвимости, которые могут быть использованы злоумышленниками для взлома системы и могут привести к нарушению законодательства о защите персональных данных.
Как минимум 9 из 19 компаний-разработчиков логистического ПО используют иностранные СУБД, такие как Oracle, Microsoft SQL Serve или MySQL. Четыре компании - отечественные и иностранные системы. И только одна компания использует исключительно...