Конкурсный управляющий АНО «Клиника НИИТО» обратилась с заявлением в Арбитраж, потребовав привлечь директора ФГБУ «ННИИТО имени Я.Л.Цивьяна» к субсидиарной ответственности по обязательствам частной клиники.
Напомним, что АНО «Клиника НИИТО» находится в банкротстве с 25 мая 2023 года, когда Арбитражный суд Новосибирской области ввел конкурсное производство в медучереждении.
Первоначально обязанности конкурсного управляющего были возложены на Татьяну Болотову, которая фактически взяла курс на прекращение работы клиники, разослав сотрудникам уведомления о сокращении. Это могло стать финальным аккордом для АНО «НИИТО», но 13 июня арбитраж утвердил нового конкурсного управляющего Марию Емельянову. Именно с ней сотрудники клиники теперь связывают надежды на постепенное финансовое оздоровление и выход из процедуры банкротства.
— Мне стоило больших усилий предотвратить волну увольнений, и переформатировать людей с ликвидационного формата на развитие. Я пришла к выводу, что не в состоянии закрыть предприятие в силу моральных и экономических факторов. Я считаю, что закрывать клинику - это варварство. Чтобы с нуля создать такой коллектив, а это 372 человека, это очень сложно. И просто взять и росчерком пера завершить эту историю, я считаю, что с моей стороны это было бы и непрофессионально, и неэтично, — заявила Мария Емельянова в недавнем интервью «Прецеденту».
Одной из задач для конкурсного управляющего стала попытка показать кредиторам, что клиника может работать в плюс и постепенно закроет долговые обязательства, перевернув банкротную страницу своей истории.
Но в копилке конкурсного управляющего есть и другие кейсы, которые, по мнению Марии Емельяновой, могут повлиять на завершение процедуры банкротства. Одним из них стало требование о привлечении к субсидиарной ответственности директора ФГБУ «ННИИТО» Андрея Корыткина по обязательствам АНО «Клиника НИИТО».
Частная клиника и федеральный институт имени Цивьяна все последние месяцы фактически находятся в состоянии «холодной» войны. Нынешнее руководство ФГБУ «ННИИТО» уничижительно называет АНО «Клиника НИИТО» клоном. Хотя именно федеральный институт в начале нулевых создал клинику как свое дочернее предприятие. Медицинские учреждения имеют единую компьютерную сеть, подключены к единым коммуникациям, их здания находятся в шаговой доступности.
Именно в рамках уголовного дела в отношении бывших сотрудников «ННИИТО», здание, которое арендует частная клиника, было передано следователем на ответственное хранение в ФГБУ, так же как и часть оборудования. Именно правовой режим использования этих активов стал камнем преткновения в общении двух медицинских учреждений.
Свое требование о привлечении Андрея Корыткина к субсидиарной ответственности по обязательствам АНО «НИИТО» Мария Емельянова мотивирует следующим образом: "Частная клиника на протяжении длительного времени оказывала медицинские услуги в здании, арендованном у ООО «Техинком». Сейчас часть арендуемых помещений и оборудования находится в безвозмездном пользовании у ФГБУ "ННИИТО им. Я.Л. Цивьяна". Отдав имущество, должник утратил возможность продолжать деятельность по ряду направлений, а врачи и пациенты АНО «Клиника НИИТО» ушли работать и лечиться в ФГБУ "ННИИТО", которое получает доход вместо частной клиники, которая не может рассчитаться по своим долгам".
По мнению Марии Емельяновой АНО «НИИТО» могла бы существенно увеличить количество принимаемых пациентов и выручку, что могло бы позволить пополнить конкурсную массу и произвести расчеты с кредиторами. Или могло бы сдавать указанные помещения в субаренду, также погашая свои долги. Когда частная клиника закрыла детское и нейрохирургическое отделения из-за переданных в ФГБУ помещений, была уволена и часть врачей, часть пациентов пришлось перенаправить в федеральный институт.
Как считает конкурсный управляющий, потере пациентов способствует и то, что после введения конкурсного производства ФГБУ развернуло агрессивную политику, направленную на переманивание врачей АНО «Клиника НИИТО» в свой штат и публичные выступления Корыткина с нелицеприятной оценкой работы клиники.
Кроме Андрея Корыткина к субсидиарной ответственности требуют привлечь и бывшего директора АНО «Клиника НИИТО» Андрея Башаров.
— Вина Башарова в доведении должника до банкротства заключается в том, что именно он безвозмездно передал ФГБУ "ННИИТО"помещения и расположенное в них оборудование, необходимое для оперирования пациентов. Если же Башарову А.Р. о передаче имущества не было известно, он не наладил эффективную систему работы и отвечает за это, — значится в заявлении конкурсного управляющего.
То, что привлечение руководителя ФГБУ к субсидиарной ответственности может быть неожиданным поворотом в деле о банкротстве АНО «НИИТО» главный редактор издания ЦДЖ Андрей Кузнецов заявлял еще два месяца назад.
— Тогда не исключено, что это затронет и министерство здравоохранения. Будет ли у ФГБУ экономическая возможность компенсировать эту субсидиарную ответственность, либо придется обращаться к учредителю, мы не знаем. Можно только уверенно предположить, что если минздрав окажется перед необходимостью закрывать эту ответственность, то это будет жирным минусов в отношении нынешнего руководства ФГБУ, — комментировал ситуацию главред ЦДЖ.
На официальный запрос редакции с просьбой прокомментировать возможные риски привлечения к субсидиарной ответственности Андрей Корыткин в середине декабря резюмировал следующее: «В адрес ФГБУ «ННИИТО» данного заявления от конкурсного управляющего не поступало. В настоящий момент информации для комментариев недостаточно».
Еще одним неожиданным поворотом в деле о банкротстве частной клиники стало заявление конкурсного управляющего в Арбитражный суд с требованием к федеральному институту возместить убытки в размере почти 30 миллионов рублей.
— Общая площадь незаконно используемых помещений ФГБУ «ННИИТО имени ЦИВЬЯНА" Минздрава России составляет 1 210,40 кв.м. Следовательно, сумма ежемесячных убытков, для АНО «Клиника НИИТО» составляет 665 720,00 рублей. Количество месяцев для расчета убытков – 45 – с марта 2020 года по ноябрь 2023 года (включительно). Итого размер убытков по состоянию на 27.11.2023 г. – 29 957 400 рублей, — значится в исковом заявлении.
Это требование директор ФГБУ тоже отказался комментировать, сославшись на то, что заявления от конкурсного управляющего не располагает. Примечательно, что на брифинге, который прошел 7 декабря на площадке «КП-Новосибирск», Андрей Корыткин сказал следующее: «Нам заявляются убытки, которые могли привести к банкротству, такой иск есть…После заключения договора ответственного хранения, мы являемся содержателями данного имущества. Мы получили имущество для дальнейшей сохранности для принятия до момента вынесения решения по уголовному делу».
При этом на вопрос «Прецедента» о распространении негативной информации в адрес частной клиники, которая может плохо сказываться на ее работе, Корытки ответил так: «Вопрос некорректный, так как не отражает объективной реальности. Негативных оценок деятельности АНО не высказывалось и не высказывается».
Впрочем, истинные мотивы, которыми может руководствоваться директор ФГБУ, хорошо прослеживаются в его идее объединения двух юридических лица.
— В принципе это давно нужно было сделать. Объединить коллективы, урегулировать вопросы, связанные с задолженностью перед кредиторами. Большего я пожелать не могу. Будущее за объединением, за расширением объема хирургической помощи, чтобы большему количеству людей оказать помощь. Безусловно, в структуре федерального учреждения это сделать проще и эффективнее, — заявил Андрей Корыткин.
В этой системе координат, похоже, нет места для частной клиники. Но сбрасывать ее со счетов очевидно рано. История банкротства АНО «ННИТО» будет зависеть о того, какую положительную финансовую динамику будет показывать предприятие и с каким результатом Арбитражный суд рассмотрит требование конкурсного управляющего о взыскании убытков с ФГБУ «ННИИТО» и привлечении к субсидиарной ответственности Андрея Коруткина.
И в качестве Р.S.: на прошлой неделе коллектив клиники записал обращение для прямой линии президента.
— Сейчас мы столкнулись с беспрецедентным давлением на нас со стороны наших коллег, ФГБУ «ННИИТО». Нам заблокировали серверную, отключили от программного обеспечения. У нас нет доступа к архиву данных клиники. ФГБУ с 2020 года использует практически треть площадей клиники. Это, естественно, не могло не сказаться на финансовых показателях. Мы также столкнулись с бездействием правоохранительных органов, — заявили сотрудники клиники в своем видео обращении Владимиру Путину.
Светлана ВОРОНКОВА