Василий Верещагин еще при жизни стал известен как художник батальных сцен. Однако его «непатриотичные», как их называли, работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений: с погибшими, ранеными, измученными солдатами. Художник ходил не только в военные походы, но и путешествовал по всему миру, привозя эскизы для будущих полотен — экспрессивных, красочных и детальных. Коллекционер Павел Третьяков скупал работы Верещагина целыми сериями.
Верещагин был боевым офицером, литератором, философом, исследователем-этнографом. Но его главный вклад в русскую культуру в том, что он совершенно по-другому подошел к батальному жанру. В отличие от коллег-живописцев, Верещагин поместил в центр своих картин рядового солдата, настоящего героя войны, а также с помощью художественных средств заставил зрителя воспринимать и оценивать их с точки зрения сочувствия к «маленькому человеку».
Василий Верещагин родился в Череповце в семье богатого помещика. Его отец сделал в этот день в своей, памятной книжке запись: «1842 года, 14 октября, в 7 часов вечера родился сын Василий».
Всем четверым сыновьям Василия Матвеевича Верещагина – Николаю, Василию, Сергею и Александру – была уготована судьба военных. Таково было желание отца, предводителя череповецкого дворянства.
В 10 лет родители определили Василия в кадетский морской корпус. Во время пребывания в корпусе формировались основные черты характера будущего художника, крепли его волевые качества, упорство, развивалась прямота, гордость, неподкупная честность. «Корпус терпеть не мог, — вспоминал художник, — товарищество только выносил, как необходимое зло, но никогда не любил его искренно. Закал, дух и проч. противны до сих пор, как огульное, резкое, ложное».
Сохранить лидерство по учебе стоило большого напряжения. Приходилось систематически недосыпать, отказывать себе в развлечениях, чтобы выкроить время на подготовку к урокам. Но морская судьба не сложилась по независящим от Верещагина причинам: в ходе первого учебного заграничного плавания на фрегате «Камчатка» у него обнаружилась морская болезнь.
Еще во время учебы проявилась его способность к живописи — он посещал рисовальную школу, знакомился с художниками. После окончания кадетского корпуса Верещагин на морскую службу не пошел. В 1860 году против воли родителей он поступил в Академию художеств, по окончанию, которой решил побывать в Средней Азии.
В 1867 году Верещагин поступил на службу к туркестанскому генерал-губернатору Константину фон Кауфману — штатным художником, поехал потому что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал.
В Средней Азии в это время господствовали крайне отсталые феодальные отношения, отягощенные к тому же пережитками рабовладельчества и патриархата. Туркестан был раздроблен на ряд феодальных ханств, враждовавших между собой и воевавших друг с другом десятилетьями. Народ страдал от этих междоусобиц, в результате которых разрушались сооружения, уничтожались города, сжигались и опустошались посевы.
В середине XIX века Средняя Азия была предметом желания английской буржуазии, готовившей захватить Туркестан. Присоединение к России избавляло народы Средней Азии от этой печальной участи. С присоединением к России и Средней Азии прекратились разорительные междоусобные войны, была ликвидирована работорговля.
Живописец прибыл в Самарканд в мае 1868 года. Вскоре крепость с русскими войсками оказалась в осаде: восстали местные жители. Верещагин участвовал в битве с бухарцами и даже получил орден Святого Георгия 4-го класса за отвагу.
Живопись и графику, привезенные из Туркестана, художник представил в 1869 году в столице. Большинство работ были выполнены в этюдной манере. Благодаря картинам Верещагина посетители увидели неизвестную им Среднюю Азию.
В ряде своих работ Верещагин обличает нищету («Нищие в Самарканде», 1870), отравление опиумом («Опиумоеды», 1868). В картине «Продажа ребенка – невольника». Он выступил против пережитков рабовладельчества.
Насыщенная жизнь, войны, путешествия, госпитали, природные катаклизмы, несовершенство почты, ненадежность оказий все это привело к тому, что огромное количество набросков художника было потеряно. К утраченным можно отнести и те картины, которые он мог бы написать на основании этих набросков, но теперь нам их никогда не увидеть. Но с некоторыми из утраченных работ все-таки можно ознакомиться.
Прежде всего, это картина «Забытый» из «Туркестанской серии», написанная после участия в походе в Среднюю Азию. В Средней Азии художник бывал в 1867-70 годах, а над картинами работал в 1871-73 годах в Мюнхене. Выставка этих работ в 1874 году наделала в Санкт-Петербурге много шума. Выставку посетил император Александр II. Публично он выразил восхищение мастерством художника. Однако, как передавали современники, картину «Забытый» царь приказал уничтожить. Скрепя сердце, Верещагин согласился с монаршей волей.
Картина «Забытый» изображала лежащее в степи тело русского солдата с распростёртыми руками. На запах мертвеца уже слетелась туча воронья. Одна из птиц села на грудь солдата, и зритель понимает, что скоро покойный будет обглодан дочиста. Вдали видны уходящие в сторону гор русские войска, которые «забыли» подобрать убитого.
Верещагин сопроводил картину эпиграфом из народной песни:
«Ты скажи моей молодой вдове,
Что женился я на другой жене;
Нас сосватала сабля острая,
Положила спать мать – сыра земля...»
Кстати говоря, Цензурный комитет запретил воспроизводить даже копии «Забытого» вследствие его «тяжёлого сюжета». Тем не менее в магазине эстампов Багрова пользовалась покупательским спросом заграничная литография с картины.
В картине «Парламентеры» воспроизводится конкретный боевой эпизод, показана воинская отвага русских воинов, защищающих цитадель и готовившихся контратаковать.
Самая знаменитая картина Верещагина «Апофеоз войны».
Главный элемент «Апофеоза войны» – большая пирамида из человеческих черепов. Она символизирует смерть, которую приносят войны. На заднем плане картины мы видим разрушенный город и обугленные деревья, которые подчеркивают масштаб разрушений, причиненных массовыми убийствами. Вороны, которые вьются вокруг пирамиды, добавляют атмосферу печали и опустошенности. Желтый цвет, в котором выполнена картина, ассоциируется с упадком.
Он подчеркивает бесплодность и безжизненность места, где происходят ужасные события. Именно эта картина определяет основные темы в творчестве Верещагина – война и мир. Он задумывал ее как «Торжество Тамерлана», но во время работы она обрела символический и вневременной характер.
Понимая неизбежность войны, о чем в частности говорит надпись на раме картины «Апофеоз войны»: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим», тем не менее, Верещагин считал ее страшным злом. Только испытав и пережив ужасы войны, участвуя в атаках и боях, подвергаясь всем тем опасностям, которым подвергается каждый солдат, художник надеялся представить обществу настоящую, неприкрашенную картину войны.
«Выполнять цель, которую я задался, – говорил Верещагин, – дать обществу картины настоящей, неподдельной войны, нельзя, глядя на сражение и бинокль из прекрасного далека, а нужно все прочувствовать и преодолеть, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то».
Первая выставка Туркестанской серии в Петербурге в 1874 году заканчивается грандиозным скандалом. Ею недоволен император. Генерал Кауфман, при котором Верещагин состоял в Туркестане, начал обвинять художника во лжи. Консервативные критики намекают, что Верещагин изобразил войну глазами "туземцев".
Художник в отчаянии сжег три самые скандальные картины и уехал в длительное путешествие по Индии. Как раз в разгар этой истории все 250 картин, рисунков, этюдов, сделанных Верещагиным в Средней Азии, и покупает Павел Третьяков за баснословные 92 тысячи рублей серебром. Покупает, понимая, что Туркестанская серия Верещагина невероятно важный момент в развитии современного искусства.
Верещагин в 1904 году направился на театр русско-японской войны. Это война для Верещагина последней. Он погиб вместе с адмиралом С. О. Макаровым на броненосце «Петропавловск», взорванном 31 марта (13 апреля) 1904 года японской миной.
Художник-патриот, чье творчество согрето любовью к народу, обличает террор «цивилизованных» колонизаторов, жестокость интервентов. Даже противники (японцы) признали, что Россия потеряла художника-баталиста, который гениально мог изображать мрачные картины военных действий.
Верещагин воспитывал ненависть к войне. Его творчество вместе с творчеством Репина, Сурикова, Перова, Крамского будило и будит лучшие мысли и чувства миллионов зрителей.
В нашей библиотеки большой репертуар книг и репродукций великого художника А. В. Верещагина. Непременно советую обратится к источникам, чтобы лучше узнать нашу отечественную культуру.
Татьяна Юрьевна Фирсова, библиотекарь отдела городского абонемента