Военная стратегия Китая претерпела значительные изменения с момента основания Народной Республики в 1949 году. Эволюцию этой стратегии можно проследить по наставлениям сменявших друг друга лидеров - от "Народной войны" Мао Цзэдуна до "Китайской мечты" Си Цзиньпина.
Концепция народной войны Мао, в которой особое внимание уделялось партизанской тактике и изматыванию захватчика, заложила основу Народно-освободительной армия Китая(НОАК). Однако по мере экономического роста Китая менялась и его военная стратегия. Дэн Сяопин ввел концепцию локальной войны в современных условиях, в которой основное внимание уделялось скорости, мобильности и летальности, а не затяжному истощению.
Цзян Цзэминь усовершенствовал эту стратегию, разработав "Локальные войны в современных информатизированных условиях", в которой подчеркивалась важность информации как области войны и необходимость уничтожения операционной системы противника. В "Локальных войнах в условиях информатизации" Ху Цзиньтао была представлена концепция войны на уничтожение систем, в которой участвовали совместные подразделения с интегрированными командными сетями, позволяющими наносить критические удары по передовым боевым сетям и системам противника.
Китайская мечта Си Цзиньпина привела к самой масштабной реформе и реорганизации НОАК с 1950-х годов. Он ввел систему командования на театральном направлении и создал две дополнительные силы, НОАК и НОАК, эквивалентные сухопутным войскам, ВМС и ВВС. Си также сместил акцент на попытку превратить Китай в великую морскую державу, одновременно укрепляя свою власть и власть партии над НОАК.
НОАК уникальна тем, что политически управляется Коммунистической партией Китая. Она функционирует на основе военного руководства, предоставляемого партийным руководством. Это руководство носит индивидуальный характер и меняется в зависимости от того, какой лидер находится у власти. НОАК претерпела значительные изменения в связи с социальными и демографическими изменениями в Китае, которые происходят относительно быстро и возникают, когда в обществе происходят непредвиденные изменения.
Однако, похоже, существует несоответствие между амбициозным политическим руководством, высокой военной стратегией, отсутствием военного руководства, коррупцией и реальной способностью реализовать ее на местах. По мнению автора статьи, любой проницательный враг воспользуется этими слабостями.
Кроме того, в эпоху проведения многодоменных операций боевое пространство сокращается, а военное пространство расширяется. Теперь информация считается центральной областью войны, а сведения - главным средством ведения сражений. Силы стратегической поддержки Народно-освободительной армии (НОАК), как ожидается, обеспечат НОАК информационное доминирование. По мысли Си Цзиньпина, китайский подход заключается в том, чтобы запретить доступ к операциям в зонах, представляющих опасность для китайских интересов, путем достижения механизации и создания сетевых структур к 2027 году, завершения военной модернизации к 2035 году и создания вооруженных сил "мирового класса" к 2049 году.
Хоть НОАК интенсивно модернизируется для защиты от внешних угроз, она также представляет угрозу для лидера из-за своей двухзадачности и повторяющихся чисток. Руководство НОАК выглядит неустойчивым после стольких чисток и увольнений. Поэтому их способность реализовывать сложные стратегии в соответствии с требованиями своих политических хозяев вызывает подозрения в отсутствие постоянного профессионального военного руководства.
Военная стратегия Китая: От народной войны Мао до китайской мечты Си
20 декабря 202320 дек 2023
1
2 мин