«Силачу» выпала тяжелая миссия: он вывел в море на буксире тяжело раненный торпедой эскадренный броненосец «Севастополь» – последний из оставшихся в Порт-Артуре российских боевых кораблей. Сегодня рассказ «Вестей: Приморье» и «Энциклопедии Приморья» о судьбе первого ледокольного судна Владивостока.
Всем хороша была бухта Золотой Рог для размещения в ней порта, кроме одного – замерзала зимой. А в XIX веке лед был непреодолимым препятствием для большинства судов. Чтобы порт работал круглогодично, требовались ледоколы.
Первым стал ледокольный буксир «Силач». Замечательное это судно было построено в начале 90-х гг. в Швеции. Водоизмещение – 738 тонн. Двойное днище. Корпус лучшей стали разделен 19-ю водонепроницаемыми переборками. Паровые машины в 1007 л. с. Скорость до 13 узлов. Осадка позволяла работать на мелководье.
Около года «Силач» обслуживал на Балтике линию Ревель-Гельсингфорс. А 22 августа 1892 г. вместе с миноносцами «Нарген» и «Гогланд» отправился из Кронштадта во Владивосток. По приходе 23 июня 1893 г. он вошел в состав Сибирской флотилии.
Зимой «Силач» занимался ледовой проводкой военных и гражданских судов, поддерживал в Золотом Роге канал во льду. Если же он не справлялся, то минеры лед взрывали. Летом служил «Силач» по гидрографической части, исследуя прибрежные воды. Между прочим, вторым помощником на нем служил переведенный из гидрографической партии Петр Петрович Шмидт.
Утром 14 января он сделал запись в вахтенном журнале: «6.30. Будил команду. Затем молитва, завтрак, приборка на верхней палубе. 8.15. Снялись с бочки и пошли ломать лед в бухте Золотой Рог». Здесь же, на «Силаче», был «… произведен мичман Шмидт в лейтенанты». В этом звании он и войдет через 10 лет в историю.
В 1898 г. Тихоокеанская эскадра перешла в новую базу – Порт-Артур и Дальний. В качестве буксира-спасателя ушел вместе с ней и «Силач». Здесь служил он и буксиром, и боевым кораблем. С началом блокады порта во время русско-японской войны на «Силаче» в море выходили пограничники в поисках вражеских сигнальщиков.
После разгрома Тихоокеанской эскадры 20 декабря 1904 г. «Силачу» выпала тяжелая миссия: он вывел в море на буксире последний из оставшихся в Порт-Артуре кораблей – тяжело раненный торпедой эскадренный броненосец «Севастополь» с частью команды.
На глубине броненосец был затоплен, а его моряки перешли на борт «Силача». Там, на дне, «Севастополь» и лежит по сей день.
1 января 1905 года в преддверии сдачи Порт-Артура уже сам «Силач» был командой взорван и затоплен. Впоследствии поднят японцами, отремонтирован и под названием «Иодохаши-мару» включён в состав японского флота. Во время Первой мировой войны участвовал в захвате немецкой военной базы в Циндао. В 1939 году прошёл капитальное переоборудование, а в 1945-м продан гражданской спасательной компании.