Найти тему

Жизненные ценности подростков

В нашей динамичной системе общества особое место занимают подростки. Именно на этом возрастном этапе у них начинают формироваться свои взгляды на мир, которые, безусловно, будут отличаться от старшего поколения, в ходе взаимодействия друг с другом, это будет вызывать недопонимание друг у друга. Важно на этом этапе взросления молодого поколения знать: к чему стремиться подросток, каких принципов он придерживается и самое главное - это их жизненные ценности, которые служат фундаментом при построении своей цели.

Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это принципы, ориентиры, убеждения в их жизни. Ценности могу быть материальными (деньги, имущество и т.п) и духовными (известность, любовь, счастье и т.п). Именно жизненные ценности играют огромную роль в деятельности подростка, благодаря ним у молодых людей есть цель, которая даёт стимул двигаться дальше по жизни, стать лучшей версией себя, поменять окружающий мир в лучшую сторону и осчастливить близких. Выбор своей ценности, которая может сформироваться не без помощи семьи, искусства, своего жизненного опыта и своих размышлений, несомненно, влияет на будущие не только самого подростка, но и на общество.

Как было сказано выше, существует большое количество ценностей, но какие сейчас актуальны? Как подростки приходят к своему выбору? И как их цели влияют на будущие планы в жизни? На эти вопросы можно найти ответы в данной статье.

Для того чтобы понять современного подростка, необходимо знать: к чему он стремиться, что для него является настоящим ориентиром и важным для жизни. Чтобы узнать эту информацию был создан опрос, в котором были вопросы, которые напрямую связаны с вопросами данной темы.  В опросе были даны наиболее популярные ценности современного человека: Насыщенная жизнь, образование, искусство и творческая жизнь, богатство, любовь (семейная жизнь), известность и признание, красота (внешняя привлекательность), счастье других.

Выбор опрошенных и анализ результатов

Было опрошено 50 человек от 14-ти до 18-ти лет.

Первый делом участнику нужно было определить одну свою жизненную ценность

Выберите свою жизненную ценность:

1) Насыщенная жизнь (активная деятельность, полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

2) Образование (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

3) Искусство и творческая жизнь

4) Богатство

5) Любовь (Семейная жизнь)

6) Известность и признание

7) Красота и внешняя привлекательность

8) Счастье других

-2

Из всех предложенных вариантов ценностей на первом месте оказалась насыщенная жизнь, её выбрали 21 человек ( 42%) , что говорит о том подростки ценят яркие эмоции, интересные события, это можно объяснить тем, что в силу своего возраста молодые люди свободные, они пользуются возрастом,чтобы совершить всё на свете.

Второй вопрос:

С помощью кого или чего у Вас сформировались жизненные ценности? *

1)Окружение

2)Семья

3)Искусство

4)Собственный жизненный опыт

5)Мысли

-3

С помощью мыслей, за которые проголосовали 13 человек(26%), и семьи, так же 13 человек (26%) формируются жизненные ценности. Действительно, семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества.

Самое главное для подростка - это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

Третий вопрос:

Есть ли у Вас цели в жизни? *

1)Да, они устойчивы

2)Да, но имеют тенденцию меняться

3)Нет

4)Не задумывался над этим

-4

30 (60%) человек проголосовали за то, что у них есть цель в жизни, но они имеют тенденцию меняться.

Следующий вопрос был важен тем, что без цели сложно существовать человеку, подросток, который в основном занять учебной деятельностью это должен ставить себе цели, так как важно заранее продумать свои планы для того, чтобы идти к ним и добиться того, к чему стремишься.

Четвёртый вопрос:

Из-за чего Вам трудно определится со своими целями? *

1)Отсутствие мечты

2)Тревожность и непредсказуемость будущего

3)Отсутствие времени

4)У меня нет таких проблем

-5

36-ти (72%) подросткам трудно определиться со своими целями из-за тревожности и непредсказуемости будущего.

Не зря общество называют динамичной системой, практически каждый день происходят какие новшества и изменения, которые безусловно будут тревожить молодое поколение. Результаты говорят о том, что важно поддержать подростка в том, чтобы тот сделал выбор о котором о не пожалеет и поддержать так, чтобы это действительно помогло и направило его, ведь не помогая молодым, можно потерять какие либо доверие с их стороны и ухудшить отношения вообщем. Так же подростки - это наше будущее

Пятый:

Строите ли Вы планы на будущее ? *

1)Строю только на ближайшее будущее

2)Строю на отдалённое будущие

3)Строю на ближайшее и на отдалённое будущее

4)Не строю планов

-6

Строят планы только на ближайшее будущее 20 человек ( 40%)

Следующий вопрос был связан с целью, насколько далеко подростки задумываются о своих планах на жизни и оказалось, что только на ближайшее будущие. Начну с того, что положительное то, что эти планы вообще строят, четкое осознание своего ориентира полезно, ведь это помогает жить тем, что можно продумать пути к достижению цели, а значит без проблем добиться её и стать счастливым. Так же плюс ближайший планов в том, что планы в далёкое будущие шаткое, так как мир не стоит на место, что то меняется, что то вовсе появляется и исчезает. С начала построения цели проходит большое количество времени, к тому моменту, когда планы реализуются, у подростка может просто пропасть интерес к этому, а это самое худшее, что может случится.

Шестой вопрос:

Формируете ли Вы стратегии для достижения своих планов/целей *

1) Да, без проблем

2) Да, но с этим есть трудности

3) Предпочитаю жить сегодняшним днём

-7

24 подростка (48%) формируют стратегии для достижения своих планов, но с этим есть трудности

Последний вопрос был связан с формированием методов, с помощью которых добываются своих планов и целей. 24 подростка выбрали, что у них есть стратегии для достижения желаемого, но с эти есть всё равно трудности. Это может быть связано с неуверенностью в будущем ( что как раз было подтверждено выше) , повторю свои слова о том, что мир не стоит на месте, появляются новые возможности для достижений своих целей, которые могу как продвинуть, так и отбросить назад, поэтому риск того, что план может пойти не так велик, в большинстве случаев что то поменяется обязательно, влияет большое количество факторов на это, поэтому очевидно, что у подростков будут с этим проблемы.

Таким образом, ценности подростков это важная деталь в их жизни, они являются ориентиром, которого они придерживаются, вокруг него они строят свои планы и ищут методы в получении желаемого результата, как показал опрос ценностью в приоритете стоит это насыщенная жизнь. Создание незабываемых эмоций, ощущений и воспоминаний, которые будут с ними на протяжении всей жизни, каждое такое мгновение будет ценно для подростка. В конце всего пути, прокручивая в голове свою молодость будет понимание того, что жизнь прожита не зря.

Автор статьи: Дмитриева Алина Алексеевна, ученица ОУ "Таврическая школа"
почта: dmitrieva.00.00@bk.ru

Вк: https://vk.com/fffffffaaaaaaaaaaaaaaa