Найти тему
Сретенский монастырь

ИЗ АМЕРИКИ В РОССИЮ: С ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ, ЛЮБОВЬЮ

Священник Иосиф Глисон со своей большой семьей живет и служит в России. Несколько лет назад он с супругой и восемью детьми переехал из Америки в российскую глубинку. Их семья – прекрасный пример того, как строить малую церковь в Церкви большой, как стойко, с упованием на Бога, переносить испытания, ведь «надежда не постыжает» (Рим. 5: 5). О причинах их переезда, о жизни и служении на русской земле, о семейных ценностях пойдет речь в этом интервью.

«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16: 13–14)

 Отец Иосиф с семьей
Отец Иосиф с семьей

– Отец Иосиф, расскажите, пожалуйста, о себе. Откуда Вы? Как Вы стали православным священником?

– Я родился в Америке и воспитывался в протестантизме. Конечно, меня учили верить во Христа, читать Библию. Но в нашей деноминации не было священников и епископов. Будучи уже взрослым, я стал протестантским пастором и продолжал изучать Священное Писание. Также я изучал историю Церкви. И постепенно начались изменения в моем мировоззрении: чем больше я читал Библию и церковную историю, тем больше убеждался, что мы с женой должны крестить наших детей. Даже будучи протестантом, я верил, что в протестантизме должны быть священники и диаконы, как в англиканской Церкви, к примеру. И мы перешли в англиканство. Я также считал, что даже маленькие дети двух-трех лет должны причащаться. В протестантизме это не принято. Даже если они и крестят младенцев, то обычно ждут, когда детям исполнится семь лет и даже больше, чтобы преподать им первое Причастие.

Я продолжал изучать Священное Писание и в конце концов обнаружил, что в Православной Церкви все это есть: там крестят младенцев, там есть священнослужители и преподаются Святые Тайны младенцам. И это меня очень заинтересовало, я захотел больше узнать о православии.  И я задумался: что же, собственно, существовало еще до протестантизма? Была ли это только Католическая Церковь? Нет. Я узнал о греческом и русском православии и, наконец, задался вопросом, что же такое само православие? Ведь оно отличается от католицизма. Я стал размышлять: во что верили святые апостолы? Когда мы читаем что-то о ранней Церкви, «Писания мужей апостольских», это выглядит по-протестантски? Или же это похоже на современное католичество? И я понял, что если прочитать раннехристианские тексты, датируемые несколькими веками от Рождества Христова, то это уже православие. И современная Православная Церковь не изменила своего предания и веры с тех пор, как возникла.

Однако католики, будучи когда-то православными, когда Церковь была еще единой, позже изменили свою доктрину и отдали власть Папе. Они начали менять доктрину, перестали давать Причастие маленьким детям, одним словом, они многое изменили.

Протестанты же изменили все это еще больше. И вот, изучая все это, я, наконец, пришел к выводу, что хочу стать частью той самой Апостольской Церкви, которую создали Иисус Христос и Его апостолы, я должен стать православным.

Вообще, когда я стал православным, то являлся протестантским пастором. И мой приход тоже перешел в православие. Мне посоветовали пойти на православные семинарские курсы, которые я окончил. Через несколько лет меня рукоположили во диакона. Я дистанционно закончил магистерскую программу по богословию в Баламандской духовной школе, расположенной в Ливане. Мы с семьей и общиной принадлежали тогда к Антиохийской Церкви Америки. В 2014 году мой епископ рукоположил меня в священство.

– Если сравнивать Антиохийский Патриархат и Русский, где Вы сейчас служите, то где лучше служить?

– Сложно сказать. Ведь православная вера едина. В Православных Церквях по всему миру, будь то русские, сербы, антиохийцы, греки, грузины, должно проповедоваться одно и то же учение. Но есть некоторые отличия в организационном плане, и где-то лучше в одном, где-то в другом. Самое главное – везде, по всему миру, в Православных Церквях учат одной и той же православной вере.

 Фрагмент иконы «Двенадцать апостолов», XIV век
Фрагмент иконы «Двенадцать апостолов», XIV век

– Как же так получилось, что Вы живете сейчас в России?

– В 2015 году Верховный суд Соединенных Штатов Америки утвердил право всех штатов на признание однополых браков. Это было той причиной, почему Бог разрушил Содом и Гоморру. Я верю, что фундамент любого общества и любой нации основывается на том, что люди думают о Боге, во что они верят, как относятся к институту семьи. Если будут разрушены эти основополагающие ценности – вера в Бога и семья, тогда вся страна придет к разрушению и погибели. Думаю, что или Америка покается в этом чудовищном грехе, в этой идее однополых браков, которая уничтожает семью, или эта страна будет разрушена. В России на официальном уровне ведется работа против идеи однополых браков, против этого предпринимаются определенные меры.

Да, Россия не совершенна, здесь много проблем. Но, думаю, благодаря отношению русских к этому конкретному вопросу, Бог особо печется о России, ведь русские отстаивают истину. И я хочу, чтобы мои дети жили в этой стране, а не там, где мужчина может жениться на другом мужчине, что, вообще говоря, просто абсурдно.

Когда мы приехали, было очень сложно подготовить все необходимые документы для разрешения на временное проживание. Но теперь у нас есть российское гражданство.

– Расскажите, пожалуйста, какими были первые месяцы пребывания Вашей семьи в России?

– О, это было прекрасно! Я встретил столько хороших православных людей! Единственной проблемой был русский язык, так как мне приходилось везде ходить с переводчиком. Но, знаете, я чувствовал, что мы с этими людьми принадлежим к одной большой семье. Когда я общался с православными христианами в России, то чувствовал, что, несмотря на наши различия, несмотря на то, что мы приехали из другой страны и говорим на другом языке, мы составляем с ними одну семью. Язык, конечно, мне нужно еще подучить, а в остальном мне здесь очень нравится. Наверное, два сложных вопроса в России, особенно v glubinke (это слово произносит по-русски), – это бюрократия и дороги. Но люди и Церковь здесь прекрасные.

– Где Вы живете и служите сейчас? Расскажите о Вашем приходе.

– Мы живем в крошечной деревне недалеко от Ярославля. Но не очень далеко оттуда есть маленькое село с Богоявленской церковью. Там я и служу уже несколько лет. Среди моих прихожан, конечно, моя жена и восемь детей, babushkas (произносит по-русски), местные семьи. Также у нас есть и несколько американских семей, люди из Швейцарии, Дании, Канады. Все они приехали жить в нашу местность и посещают мой приход. Кто-то из них уже купил дом, кто-то арендует. Но в основном это американцы. Конкретно в Америке сейчас такая ситуация, что если вы против однополых браков, то у вас будут сложности с поступлением в колледж, с работой, и ситуация все ухудшается. Эти семьи приехали сюда по тем же причинам, что и мы.

 Дом отца Иосифа в деревне под Ярославлем
Дом отца Иосифа в деревне под Ярославлем

– Получается, у вас там община иностранцев.

– Да. Но в Золотом кольце России так много церквей! И некоторые приехавшие иностранцы посещают церкви, расположенные недалеко от их дома или Борисоглебский монастырь.

– Как живет Ваша семья? Чем занимаются ваши дети?

– У нас есть дом и 50 гектаров земли. У меня есть трактор, коровы, козы, куры, гуси, свиньи, большой сад и огород. Часть земли мы сейчас обрабатываем, и я хочу еще приобрести коров. Одна из моих дочерей делает домашний сыр на нашу большую семью.

Мои дети находятся на семейном обучении. Из Америки мы привезли пачку учебников. Но для того, чтобы изучить русский язык, дети сначала занимались с русскоязычной послушницей одного из близлежащих монастырей. Они ездили к ней несколько раз в неделю. Им нравится в России. Они теперь хорошо говорят по-русски. Им нравится ухаживать за животными в нашем хозяйстве.

Они любят Русскую Православную Церковь. Мои дочки поют на клиросе, сыновья – алтарники. Когда мы переезжали, моему младшему сыну было всего восемь месяцев, сейчас ему уже семь лет, он помогает в алтаре. Старшему сыну 20 лет. Все дети пока живут в нашем с матушкой доме. Они практически не пользуются современными гаджетами и не сидят в интернете. К ним иногда приезжают друзья. Дети много читают. У нас большое количество духовной литературы, и они постоянно читают Синаксарь, Священное Писание и просто хорошие книги. Некоторые из них играют на пианино, одна из дочерей – на гитаре, а один из сыновей любит шахматы. Все дети, конечно, помогают и в уходе за нашими домашними животными.

Знаете, в течение тысячелетий люди жили на планете без телевизоров, телефонов, интернета... Да, иногда мы смотрим всей семьей какой-нибудь хороший, чистый фильм или мультфильм. Я не против интернета, но, согласитесь, большая часть информации в интернете – это просто мусор.

Мы недавно смотрели мультфильм о святых благоверных князьях Петре и Февронии Муромских. Нам нравятся такие фильмы. Я считаю, что жить на свежем воздухе, обучать детей дома, иметь маленькую ферму – это все очень хорошо. Но самое главное – жизнь должна быть христоцентрична.

– Какие святые особо почитаемы Вашей семьей?

– Самый любимый наш святой – это преподобный Венедикт Нурсийский. Мы любим его житие и его правила. У нас есть даже частица его мощей в семейном молитвенном углу. Он много значит для нас.

 Преподобный Венедикт Нурсийский
Преподобный Венедикт Нурсийский

Другой святой – святитель Николай Сербский. Каждый день, когда мы собираемся всей семьей за завтраком, мы читаем выдержки из его сочинений.

Мы любим и святителя Николая Чудотворца, и преподобного Серафима Саровского, и преподобного Серафима Вырицкого, и преподобных старцев Оптинских, и святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских, еще святителя Димитрия Ростовского, блаженного Иоанна Милостивого, преподобного Петра Ростовского. Ох, много у нас любимых святых!

– Можете ли Вы вспомнить святые места, которые Вы посещали и которые особо запомнились Вам?

– Да. В течение первых месяцев нашего пребывания в России мне диагностировали онкологию. Мне нужна была операция и химиотерапия, и это было тяжело, я так плохо себя чувствовал. Мне сделали операцию, и я нуждался в восстановлении после нее, пока не начали делать химиотерапию. Тогда я взял двоих моих сыновей, и мы поехали на Святую Гору Афон в монастырь Ватопед. Там находится оригинал чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица». Это очень старинная икона. Я знал, что множество людей молится перед этим образом и исцеляется. И я решил туда поехать с моими мальчиками. Там мы горячо молились Божией Матери.

Мы вернулись в Москву. А до этого я слышал, что в одной из тысяч церквей Москвы есть список с этой иконы, и к ней тоже приходят сотни людей и исцеляются. Я лишь слышал об этом, но не знал, где она находится. В субботу, как помню, мы вернулись со Святой Горы и заселились в отель, который я случайно нашел. На следующее утро, в воскресенье, я проснулся и не знал, куда нам пойти на литургию. Я выглянул в окно номера, увидел позолоченные купола и сказал детям: «Давайте пойдем туда». Мы пошли и обнаружили, что это не просто церковь, а целый монастырь!

И что удивительно, когда мы туда вошли, то я встретил своих знакомых американцев. Они радостно подошли ко мне: «Привет! Что ты здесь делаешь?»

Оказалось, что это был Алексеевский женский монастырь, где служит протоиерей Артемий Владимиров, такой замечательный, добрый священник. Он пригласил меня в алтарь сослужить ему. После литургии я вышел из алтаря поговорить со своим знакомым – американцем, прихожанином этого монастыря. Я начал ему рассказывать, что только что вернулся с Афона, где молился у чудотворной иконы «Всецарица». И говорю ему, что где-то в Москве есть церковь с копией этого образа, что к этой иконе приходят сотни людей и просят об исцелении. И вдруг я ясно почувствовал, что эта икона находится именно в этой церкви… И он сказал: «Вот она!» Я повернулся и увидел ее.

Я понял, что это было чудо! Богородица Сама позвала меня в эту церковь. Ведь до этого я не знал, что эта икона находится здесь. Я был поражен до глубины души. Конечно, я помолился у иконы «Всецарица», взял немного освященного масла. Потом я продолжал химиотерапию, продолжал молиться, заказал копию Божией Матери «Всецарица» на Святой Горе, помазывался маслом от московского списка этой иконы.

После всех курсов лечения, спустя шесть лет со дня обнаружения болезни, я приехал в Москву на обследование, и у меня ничего не обнаружили. И я благодарю Господа и Пресвятую Богородицу за свое исцеление!

– То, что Вы рассказали, удивительно. В каких святых местах Вы еще были? Встречали ли Вы святых людей в своей жизни? Видели ли Вы старца Ефрема Аризонского, когда жили в Америке?

– Нет, его я не видел. Но я посещал монастырь в Платине в Калифорнии, где жил иеромонах Серафим (Роуз). Я был в его келии, и это было необыкновенно. Вы знаете, что в Грузинской Церкви его уже провозгласили святым? И в Москве есть церковь, где его уже изобразили на фреске. Я чувствую, что он каким-то образом близок мне. И когда я посещал монастырь в Платине, это было особым событием.

 Иеромонах Серафим (Роуз)
Иеромонах Серафим (Роуз)

Конечно, я был и в соборе в Сан-Франциско, где покоятся святые мощи святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского, Сан-Францисского. Может быть, Вы слышали об игумене Дамаскине из Платины? Он написал биографию иеромонаха Серафима (Роуза). Я встречал его. Он дал мне частицу фелони отца Серафима. Это драгоценность для меня.

Еще такой интересный момент. Преподобный Паисий Святогорец жил одно время на горе Синай в Египте, потом переехал на Афон. Когда мы были на Афоне, то побывали с сыновьями в каливе, где он жил, помолились там. Несколько лет спустя мы с двумя дочерьми поехали на Синай. Мы гостили в монастыре святой Екатерины в течение недели. В один прекрасный день мы просто пошли исследовать окрестности и наткнулись на пещеру, которая выглядела как монашеская келия. Она принадлежала преподобному Паисию, когда он подвизался там. Опять произошла встреча с ним, но уже совсем в другой стране. Святые таким образом общаются с нами.

– Давайте вернемся к Вашей жизни в России. Какими Вы находите современных русских верующих?

– И в Америке, и в России я видел одну и ту же картину. И там, и здесь есть люди, которые вообще не задумываются о Боге. В Православной Церкви в Америке есть люди, которые приходят в храм, в лучшем случае, только на Пасху и Рождество Христово. Есть те, кто приходит каждое воскресенье. И не так много тех, кто серьезно подходит к вопросу веры, кто молится дома, соблюдает посты, часто причащается.

В России не так много баптистов, католиков, большинство крещены в православии. Но в Православной Церкви здесь наблюдается то же самое. Здесь много номинально православных, тех, кто почти никогда не ходит в церковь. Но есть и те, кто приходит на службы каждое воскресенье. Но, к сожалению, лишь немногие относятся к своей вере со всей серьезностью, часто посещают богослужения, читают Священное Писание, жития святых, стараются проявлять послушание тому, о чем сказано в Евангелии.

В этом смысле, думаю, ситуация обстоит так же, как и в Греции. Да, крещеных в этой стране много, но здесь видим весь спектр людей: от атеистов до крайне суровых православных. И, конечно, много людей, находящихся посередине. Поэтому, когда я встречаю нового человека, сначала пытаюсь понять, насколько серьезная у него вера.

– Есть ли что-то особенное, что Вы хотели бы сказать русским верующим?

– Да. Есть слова, которые я хотел бы сказать не только русским, но и американцам, а также любым православным верующим.

Важно осознавать, что не все, чему учат с амвона епископы или отдельные священники, несомненно православно. Даже если епископ нечто разрешает или священник нечто запрещает, мы должны сами вдумчиво читать Священное Писание, жития святых, сочинения святых отцов. Не думайте, что вы автоматически становитесь по-настоящему православными, если следуете тому, что говорит ваш епископ или священник с амвона. Вы приобретете православный дух, если будете исполнять то, чему учат вас, в первую очередь, святые отцы. Нам всем нужно стать на сто процентов православными, а не наполовину.

– Но если человек понимает, что у него слабая вера, что он православный только наполовину, как Вы говорите, как он может укрепить свою веру до ста процентов?

– В Писании сказано: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Если у кого-то есть малая толика веры, но он хочет большего, такому человеку нужно каждый день выделять больше времени на чтение Священного Писания, сочинений святых отцов и житий. И чем больше человек будет читать эти книги каждый день со смиренным, открытым, детским сердцем, тем больше вера будет возрастать у него.

-6

– В современном мире, в том числе и в России, сейчас много людей, которые чувствуют себя потерянными, находятся в смятении от происходящего вокруг. Как христиане могут помочь таким людям, привести их к вере и вселить в них надежду?

– Для начала крепкая вера должна быть у нас самих. Даже если мы ходим по воскресеньям в церковь, но в остальное время смотрим телевизор, растрачиваем время и деньги на что-то нехорошее, неправедное; если не молимся ежедневно вместе с семьей; не знаем, что написано в Священном Писании; если мы сами не верим подобающим образом, как же мы можем помочь другим? Первый шаг в помощи другим должен начинаться с самих себя. Начинаю ли я каждый день с молитвы перед иконами? Ложусь ли я спать, помолившись? Читаю ли я Библию и святых отцов? Посещаю ли я церковь по праздникам, соблюдаю ли пост? Когда человек сам утвердится в вере, он сможет передать благую весть и другим.

Однако, даже если у вас есть самые лучше православные книги, но люди смотрят на вашу жизнь и видят, что вы живете не в соответствии с тем, о чем вы говорите, они подумают: «Почему я должен к тебе прислушиваться? Ведь ты сам не веришь, ты фарисей». Но если вы говорите от сердца и живете в соответствии со своими словами, то люди увидят вашу настоящую веру. И вот тогда, возможно, уверуют сами и обретут опору.

Мы должны сначала перестроить самих себя, свою жизнь. «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. Если мы не живем, как люди вокруг, как атеисты, как будто Бога нет, но всеми силами стремимся делать то, что я сказал выше, знаете, что произойдет? Новый образ жизни изменит вас, и Дух Святой вселится в вас, и дарует вам силы и необходимые слова для поддержки ближних. И тогда вы придете к людям, посмотрите им в глаза, и они увидят, что вы действительно верите, что Христос приходил на землю и умер за всех на Кресте. И вот тогда вы сможете передать другим благую весть надежды о том, что Христос воистину воскрес.

Беседовала Александра Калиновская

Священник Иосиф Глисон

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм