Найти в Дзене

«Слово пацана». Хорошо забытое старое

"Слово пацана" и "Однажды в Америке". Почему оба фильма так цепляют? 

Сериал "Слово пацана" мегапопулярен. Почему? Потому что хочешь снять популярное кино, сними бандитскую сагу. Сюжет, кстати, совсем не нов. Количество параллелей с американским фильмом "Однажды в Америке" (1984г) меня впечатлило. Считаем параллели: 

1. "Однажды в Америке" (ОвА) показывает жизнь городских юношеских банд в неблагополучном районе Нью-Йорка. 20-е годы, Америка времен Сухого закона. "Слово пацана" (СП) — конец 80-х в СССР — горбачевский Сухой закон; 

2. и там и там юношеские банды делят территорию и влияние, промышляют грабежом. Иногда их "нанимают" взрослые бандиты на более, так сказать, масштабные дела; 

3. в СП мы видим Андрея (прозвище "Пальто") — подростка с неплохой ценностной базой. Основная линия — его дружба с Маратом, весьма неоднозначным по ценностям персонажем. В ОвА ключевой персонаж — подросток Дэвид ("Лапша"), у него есть друг Макс, с ним они организуют банду и "крутят пацанские дела"; 

4. В СП мы видим отношения Андрея и следователя Ирины. В ОвА мы тоже видим отношения плохого мальчика Лапши и хорошей девочки балерины Деборы; 

5. смерть Ералаша в СП и смерть парня по имени Доминик в ОвА. Там ситуация разыгрывается просто один в один: Доминик первым замечает Багси — молодого преступного "авторитета", конкурента их банды. Багси убивает его, тот умирает на руках у Лапши; 

6. Лапша решает отомстить за Доминика, набрасывается на Багси и закалывает его ножом, заодно наносит удары полицейскому и попадает в тюрьму на 10 лет. В СП Андрей решает отомстить за Ералаша и ему грозит реальный срок; 

7. в СП друзья Ирины отказываются находиться в одной комнате с Андреем, в ответ на это Андрей играет для них на пианино. В ОвА Лапша приглашает Дебору в шикарный ресторан, она сначала не соглашается туда ехать. Оба пытаются показать девушке, что они не просто хулиганы с улицы; 

8. Лапша насилует Дебору в машине на пути из ресторана, она больше не желает его знать. В СП мы тоже видим изнасилованную девушку... 

А теперь спойлеры на "Слово пацана". Что же будет дальше? 

По идее кто-то должен сесть. Надолго. В ОвА это Лапша. Вероятно, сядет Андрей. 

Когда Лапша вышел, его друзья поднялись. Думаю, что в СП ребята тоже "поднимутся". Заправлял всем Макс. В СП это будет Марат. Постепенно он займется всё более и более серьёзными делами, связанными с ограблениями и убийствами. Банду Лапши и Макса в последствии использовали политики.

Лапша против вмешательства в политику, на этой почве у него возникает первая размолвка с Максом, которого, напротив, роль уличного гангстера уже не устраивает. Марат тоже хочет масштаба. Это видно. 

Макс забирает общаг, оставляет Лапшу с носом, и Лапша уезжает из города. Через 30 лет Лапша встречается с Максом. Макс на тот момент министр экономики. Дебора — некогда любимая девушка Лапши — рожает от Макса сына и состоит с ним в отношениях. 

Макс забрал у Лапши всё: деньги, любимую и заставил жить с чувством вины, что он виноват в смерти всех своих друзей (банду растреляли). 

Фильм "Однажды в Америке" был выпущен в прокат почти 40 лет назад и был невероятно популярен. Оба героя — и Андрей и Лапша — идут на сделку со своей совестью, по сути, подписывают некий договор. Взамен оба хотят достатка, безопасности, сытости и комфорта. 

Марат и Макс — прообраз тех самых искусителей, которые предлагают всё это, но не говорят, что заплатить придётся свободой или даже жизнью. 

*** 

"Слово пацана" показывает "свежайшую" историческую травму. Конец 80х — 90е годы: беднота, бандитизм, пропасть между богатыми и бедными, МММ, чёрные риелторы и прочие аферисты всех мастей... 

Что испытывают те люди, кому фонит эта травма: 

— страх дефолта, бедности, обвала валюты, что накопления превратятся в пыль, нежелание делать подушку безопасности, потому что завтра всё сгорит; 

— финансовые авантюры, зависимости, игромания, 

— ненависть к успешным людям, убеждение, что все они подлецы, 

— ощущение себя третьим сортом, страх нужды, дефицита продуктов, отсюда нарушения пищевого поведения.

Если у вас совпало несколько факторов — неудивительно, что сериал вас зацепил. 

Историческая травма — события в масштабе страны, эпохи или этноса, которые повлияли на род болезненно, трагично, возможно, даже смертельно. 

То, где плохо нашим предкам (родителям, бабушкам, дедушкам), нас обычно сильно цепляет или триггерит. Так как 80-90е и то, что там происходило — это свежайщая историческая травма, нас — ближайших потомков она будет очень остро цеплять. 

Особенно тех людей, кому сейчас до 30 лет — вы идёте через поколение. Исторические травмы через поколение — самые зудящие... 

#ira_po_ty_storony 

Смотрели сериал? Как вам?

-2

-3

-4

-5