Найти тему

"Советское Дулёво". Юбилейный номер журнала "Декоративное искусство".1957г.

Сегодня хочу поделиться с вами интересной статьёй - "Советское Дулёво", напечатанной в юбилейном номере журнала "Декоративное искусство", за 1957 год.

Как обычно, материал дополняю многочисленной подборкой иллюстраций.

В. Попов. "Советское Дулёво". "Декоративное искусство". Юбилейный номер.1957.
В. Попов. "Советское Дулёво". "Декоративное искусство". Юбилейный номер.1957.

"Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда» — крупнейший в стране завод художественного фарфора.

В дореволюционное время завод выпускал изделия в расчете на широкие, но отнюдь не лучшие вкусы. Монотонная, сухая и вместе с тем слащавая натуралистическая живопись в виде разнообразных цветов, букетов, идиллических сценок и пейзажей, часто сплошь покрывавшая стенки сосуда, отвечала буржуазно мещанским вкусам и определяла художественное лицо Дулевского завода. Продукция эта являла собой самый яркий пример деградации буржуазного искусства конца XlХ — начала ХХ века.

С победой Советской власти изменился и художественный путь Дулевского фарфорового завода. Он определяется теперь совершенно иным подходом к задачам декоративной формы и росписи, основывается на высоких вкусах народа. Характерной чертой живописи художников завода стала насыщенность и яркость цветовых ее сочетаний. Красочная по цвету, выразительная по рисунку, новая орнаментальная живопись берет свои истоки в недрах русского народного искусства.

Художник П. Леонов первым порвал с традициями «кузнецовского стиля» и своей темпераментной и яркой живописью создал новый характер росписи фарфора. Этому художнику принадлежат известные орнаментальные мотивы «Красавица», «Песня», «Декоративный», «Маки» и другие, применяемые для украшения различных блюд, тарелок, ваз, чайников и сервизов.

Леонов Петр Васильевич (1910-1982). Сервиз "Красавица". Тарелка мелкая, сер.20 в. "Новосибирский государственный художественный музей". ГоскаталогРФ.
Леонов Петр Васильевич (1910-1982). Сервиз "Красавица". Тарелка мелкая, сер.20 в. "Новосибирский государственный художественный музей". ГоскаталогРФ.
-3

Много хороших, новых, свежих орнаментальных образцов создали на заводе художники Н. Коньков («Золотые тюльпаны»), И. Зорин («Юбилейный»), А. Строчилин («Мальвы»), Н. Хренов («Охота», «Цветы»), В. Гуняев («Жар-птица»), В. Постол («Ягоды») и другие.

Коньков Иван Григорьевич (Автор росписи)
Тарелка, из сервиза "Золотой тюльпан".1950. "Самарский областной художественный музей". ГоскаталогРФ.
Коньков Иван Григорьевич (Автор росписи) Тарелка, из сервиза "Золотой тюльпан".1950. "Самарский областной художественный музей". ГоскаталогРФ.
Негатив. Автор Гуняев В.В. Чайник "Жар-птица". Фарфор, роспись. г. Ликино-Дулёво. Орехово-Зуевский р-н. Московская область. 1951 . Материалы из коллекции "Фототека НИИХП. "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". ГоскаталогРФ.
Негатив. Автор Гуняев В.В. Чайник "Жар-птица". Фарфор, роспись. г. Ликино-Дулёво. Орехово-Зуевский р-н. Московская область. 1951 . Материалы из коллекции "Фототека НИИХП. "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". ГоскаталогРФ.
Хренов Николай Александрович.БЛЮДО "ОХОТА". 1959. "Государственный центральный музей современной истории России". ГоскаталогРФ.
Хренов Николай Александрович.БЛЮДО "ОХОТА". 1959. "Государственный центральный музей современной истории России". ГоскаталогРФ.
Строчилин Анатолий Васильевич. Чайник, из сервиза "Мальвы". 1951."Самарский областной художественный музей". ГоскаталогРФ.
Строчилин Анатолий Васильевич. Чайник, из сервиза "Мальвы". 1951."Самарский областной художественный музей". ГоскаталогРФ.

Так же как и во многих орнаментах Леонова, в рисунках Строчилина и Хренова благодаря оригинальному композиционному решению, смелому использованию цвета с применением густого, пастозного мазка достигнуты большая сила и сочность росписи.

Привлекают разнообразием, свежестью находок, интенсивностью и благородством цвета, оригинальностью рисунка многие орнаментальные и сюжетные мотивы, созданные художниками Дулевского завода в самое последнее время. Среди этих работ — и яркий орнамент декоративной тарелки «фестивальная» с эмблемой фестиваля и пестрой фантастической птичкой, ритмично повторяющейся в звеньях бордюра (С. Медведев), и оригинальная по рисунку, принципиально новая в цветовом решении полихромная роспись декоративных блюд на тему «Танцы народов СССР» (Р. Михайловская), и выполненный в тонких, благородных тональных сочетаниях своеобразный пейзаж с голубыми и золотыми звездами на белом фоне в чайном сервизе «Звезды» (В. Городничев), и сочные гроздья рябины на кобальтовом фоне столового сервиза (В. Яснецов) и многое другое. Особой привлекательностью обладают работы П. Леонова. Это он автор феерической росписи большого чайника «Золотой олень», где стилизованные плоскостные силуэты золотого оленя и жар-птицы, гирлянды фантастических цветов и гроздья винограда сплетаются в причудливый узор и в сочетании с насыщенной красочной гаммой создают смелый, праздничный по своему настроению гармоничный декоративный образ.

-8

Но, несмотря на все эти удачи, нельзя не остановиться на известных ошибках и недостатках в работе дулевских художников, подчас ощутимо мешающих их успешному росту. Здесь прежде всего надо сказать о неизжитом до сих пор, хотя и очевидном, недостатке их росписей: о ненужном, подчас безвкусном нагромождении деталей орнамента и в особенности позолоты, очень часто идущих вразрез с ясным и четким цветовым строем живописи. Представляет опасность и чрезмерное увлечение некоторых художников приемом сплошного покрытия поверхности сосуда росписью. В первом случае фарфоровая вещь, как правило, приобретает дурной вкус мещанского «великолепия», во втором — всегда теряются декоративные качества самого материала, сверкающая белизна глазурованного фарфора.

Некоторого успеха добился Дулевский завод и в области разработки новых форм изделий. Помимо творческого освоения старых лучших образцов чайной и столовой посуды, организации выпуска красивых форм тонкостенных изделий, художники завода разрабатывают собственные оригинальные образцы новых форм.

Художник Т. Воскресенская создала новую, оригинальную форму питьевого прибора «Уточка». В этом приборе особенно интересен графин, где широкое круглое тулово и шейка напоминают формы высоко поднявшей голову утки.

-9

Не менее интересны и некоторые другие ее формы, например, солонка «Сорока», перечница «Совенок», в которых художник, обобщая и выявляя наиболее интересные элементы формы, комичные движения или повадки птицы, сохраняет конструктивную целесообразность формы посуды и создает занимательный скульптурный образ.

-10

Широко известны в нашей стране и за рубежом многочисленные произведения фарфоровой скульптуры Дулевского завода. В ней находят отражение самые разнообразные стороны и явления нашей жизни, литературные и фольклорные темы, проявляется стремление художников создавать красивые и содержательные произведения, достойные занять место в быту советского человека.

На заводе сложился сильный и талантливый коллектив скульпторов, в который входят и старейшие дулевские скульпторы А. Сотников и П. Кожин и более молодые одаренные скульпторы А. Бржезицкая, Н. Малышева, О. Богданова, Г. Чечулина. Е. Гатилова.

Среди произведений Сотникова следует назвать знаменитую «Курицу», прекрасную скульптуру «Птица», фигуру «Сокол», некоторые жанровые — миниатюры: «Кондуктор», «Стрелочница», «Плотник» и др.

-11
-12

У Кожина широко известны величественный кобальтовый красавец «Ворон», удачная по композиции группа «Стерляди», а также созданные в качестве сувениров к Vl Всемирному фестивалю молодежи миниатюрные фигурки «Голубь», «Качалка», «Башенка» и другие.

Кожин Павел Михайлович (Автор модели)
Скульптура "Ворон".1956 г. "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". ГоскаталогРФ.
Кожин Павел Михайлович (Автор модели) Скульптура "Ворон".1956 г. "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". ГоскаталогРФ.
Стерляди. Фарфор. Скульптор П. М. Кожин.1956 г.
 "Государственный музей истории Санкт-Петербурга". ГоскаталогРФ.
Стерляди. Фарфор. Скульптор П. М. Кожин.1956 г. "Государственный музей истории Санкт-Петербурга". ГоскаталогРФ.
Кожин Павел Михайлович (автор формы)
Скульптурная жанровая миниатюра "Качалка". 1960-е. "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина". ГоскаталогРФ.
Кожин Павел Михайлович (автор формы) Скульптурная жанровая миниатюра "Качалка". 1960-е. "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина". ГоскаталогРФ.

Работа известного автора многих поэтических скульптурных образов О. Богдановой «Туркменка-ковровщица» и скульптура Е. Гатиловой «Письмо» («На целине») лирические, правдивые вдохновенные образы наших советских девушек, привлекающие своей выразительностью и скромным изяществом.

-16

Они отражают лучшие тенденции и успехи творчества скульпторов младшего поколения. Выразительность скульптурного образа подчеркивается удачной авторской росписью, очень сдержанной, немногословной, вполне созвучной теме и вместе с тем отвечающей декоративным задачам фарфоровой скульптуры.

-17

Работам скульпторов Дулевского завода присущи общие черты внутренней содержательности, четкости образа, пластического завершения формы, но вместе с тем каждый из них имеет свое творческое лицо. Бржезицкая показала себя как скульптор, стремящийся к сложным, эффектным композиционным построениям. к передаче красивых, ритмических движений («Корейский танец», «Татарский танец». «Ромео и Джульетта»), к ярким и даже пышным цветовым решениям («Земфира», «Принцесса на горошине», «Шота Руставели»).

Бржезицкая Аста Давыдовна (Автор модели)
Скульптурная композиция "Ромео и Джульетта" (в исполнении Г.Улановой и Ю.Жданова).1955 г.
 "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". ГоскаталогРФ.
Бржезицкая Аста Давыдовна (Автор модели) Скульптурная композиция "Ромео и Джульетта" (в исполнении Г.Улановой и Ю.Жданова).1955 г. "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". ГоскаталогРФ.
А.Д. Бржезицкая. "Земфира". 1959. Из личной коллекции Н.Ломоносовой.
А.Д. Бржезицкая. "Земфира". 1959. Из личной коллекции Н.Ломоносовой.
-20

Малышева известна более как автор детских фигурок, занимательных бытовых и сатирических сценок, отличающихся тонким лиризмом и эмоциональностью, но иногда страдающих некоторой рыхлостью формы («Мальчик нанаец с белкой», «Мать грузинка», «Девочка с курами», «Заблудились», «Маникюр», «Разговор по телефону»).

Н.А. Малышева. "Девочка с курами". 1955. Из личной коллекции Н.Ломоносовой.
Н.А. Малышева. "Девочка с курами". 1955. Из личной коллекции Н.Ломоносовой.
Малышева Нина Александровна (Автор модели и росписи).Скульптурная группа "Маникюр".1954 г.
"Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". ГоскаталогРФ.
Малышева Нина Александровна (Автор модели и росписи).Скульптурная группа "Маникюр".1954 г. "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". ГоскаталогРФ.
Малышева Нина Александровна. Скульптурная группа. "Заблудились" ("Дядя Степа"). 1955 г. "Пермская государственная художественная галерея". ГоскаталогРФ.
Малышева Нина Александровна. Скульптурная группа. "Заблудились" ("Дядя Степа"). 1955 г. "Пермская государственная художественная галерея". ГоскаталогРФ.

Богданова — мастер четкой, выразительной композиции («Охотник с беркутом», «Царевна-лягушка», «Параска и Черевик», «Маленькая хозяйка», триптих «Сказка о золотом петушке»), строгих пропорций, поэтического, но иногда несколько холодного образа («Туркменка-ковровщица», шкатулка «Лада», «Малахитница»).

-24
-25
О.М. Богданова. "Маленькая хозяйка". 1967. Из личной коллекции Н.Ломоносовой.
О.М. Богданова. "Маленькая хозяйка". 1967. Из личной коллекции Н.Ломоносовой.
-27

Однако часто скульптура Дулева страдает чрезмерно мелочной разработкой формы, что резко противоречит специфике материала, в котором она выполняется, несоразмерно пышной росписью, обильным, неумелым применением золота. При взгляде на такие композиционно сложные, пышные, помпезные и маловыразительные произведения фарфоровой скульптуры, как, например, серия фигур «Республики Советского Союза», думаешь о том. что авторы их, по-видимому, не всегда помнят об особенностях современного интерьера с простыми. ясными, строгими по форме предметами быта, в ансамбле с которыми и предстоит жить их произведениям.

-28
-29

В работе художников завода много творческих удач и положительных тенденций, развивая которые дулевские мастера сумеют решить большие задачи художественного оформления советского фарфора. Народ ждет от художников Дулева новых творческих дерзаний, большей смелости в преодолении штампов и канонов и поисков новых художественных средств."

(В. Попов. "Советское Дулёво". "Декоративное искусство". Юбилейный номер.1957)

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!

Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.