Сегодня хочу поделиться с вами интересной статьёй - "Советское Дулёво", напечатанной в юбилейном номере журнала "Декоративное искусство", за 1957 год.
Как обычно, материал дополняю многочисленной подборкой иллюстраций.
"Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда» — крупнейший в стране завод художественного фарфора.
В дореволюционное время завод выпускал изделия в расчете на широкие, но отнюдь не лучшие вкусы. Монотонная, сухая и вместе с тем слащавая натуралистическая живопись в виде разнообразных цветов, букетов, идиллических сценок и пейзажей, часто сплошь покрывавшая стенки сосуда, отвечала буржуазно мещанским вкусам и определяла художественное лицо Дулевского завода. Продукция эта являла собой самый яркий пример деградации буржуазного искусства конца XlХ — начала ХХ века.
С победой Советской власти изменился и художественный путь Дулевского фарфорового завода. Он определяется теперь совершенно иным подходом к задачам декоративной формы и росписи, основывается на высоких вкусах народа. Характерной чертой живописи художников завода стала насыщенность и яркость цветовых ее сочетаний. Красочная по цвету, выразительная по рисунку, новая орнаментальная живопись берет свои истоки в недрах русского народного искусства.
Художник П. Леонов первым порвал с традициями «кузнецовского стиля» и своей темпераментной и яркой живописью создал новый характер росписи фарфора. Этому художнику принадлежат известные орнаментальные мотивы «Красавица», «Песня», «Декоративный», «Маки» и другие, применяемые для украшения различных блюд, тарелок, ваз, чайников и сервизов.
Много хороших, новых, свежих орнаментальных образцов создали на заводе художники Н. Коньков («Золотые тюльпаны»), И. Зорин («Юбилейный»), А. Строчилин («Мальвы»), Н. Хренов («Охота», «Цветы»), В. Гуняев («Жар-птица»), В. Постол («Ягоды») и другие.
Так же как и во многих орнаментах Леонова, в рисунках Строчилина и Хренова благодаря оригинальному композиционному решению, смелому использованию цвета с применением густого, пастозного мазка достигнуты большая сила и сочность росписи.
Привлекают разнообразием, свежестью находок, интенсивностью и благородством цвета, оригинальностью рисунка многие орнаментальные и сюжетные мотивы, созданные художниками Дулевского завода в самое последнее время. Среди этих работ — и яркий орнамент декоративной тарелки «фестивальная» с эмблемой фестиваля и пестрой фантастической птичкой, ритмично повторяющейся в звеньях бордюра (С. Медведев), и оригинальная по рисунку, принципиально новая в цветовом решении полихромная роспись декоративных блюд на тему «Танцы народов СССР» (Р. Михайловская), и выполненный в тонких, благородных тональных сочетаниях своеобразный пейзаж с голубыми и золотыми звездами на белом фоне в чайном сервизе «Звезды» (В. Городничев), и сочные гроздья рябины на кобальтовом фоне столового сервиза (В. Яснецов) и многое другое. Особой привлекательностью обладают работы П. Леонова. Это он автор феерической росписи большого чайника «Золотой олень», где стилизованные плоскостные силуэты золотого оленя и жар-птицы, гирлянды фантастических цветов и гроздья винограда сплетаются в причудливый узор и в сочетании с насыщенной красочной гаммой создают смелый, праздничный по своему настроению гармоничный декоративный образ.
Но, несмотря на все эти удачи, нельзя не остановиться на известных ошибках и недостатках в работе дулевских художников, подчас ощутимо мешающих их успешному росту. Здесь прежде всего надо сказать о неизжитом до сих пор, хотя и очевидном, недостатке их росписей: о ненужном, подчас безвкусном нагромождении деталей орнамента и в особенности позолоты, очень часто идущих вразрез с ясным и четким цветовым строем живописи. Представляет опасность и чрезмерное увлечение некоторых художников приемом сплошного покрытия поверхности сосуда росписью. В первом случае фарфоровая вещь, как правило, приобретает дурной вкус мещанского «великолепия», во втором — всегда теряются декоративные качества самого материала, сверкающая белизна глазурованного фарфора.
Некоторого успеха добился Дулевский завод и в области разработки новых форм изделий. Помимо творческого освоения старых лучших образцов чайной и столовой посуды, организации выпуска красивых форм тонкостенных изделий, художники завода разрабатывают собственные оригинальные образцы новых форм.
Художник Т. Воскресенская создала новую, оригинальную форму питьевого прибора «Уточка». В этом приборе особенно интересен графин, где широкое круглое тулово и шейка напоминают формы высоко поднявшей голову утки.
Не менее интересны и некоторые другие ее формы, например, солонка «Сорока», перечница «Совенок», в которых художник, обобщая и выявляя наиболее интересные элементы формы, комичные движения или повадки птицы, сохраняет конструктивную целесообразность формы посуды и создает занимательный скульптурный образ.
Широко известны в нашей стране и за рубежом многочисленные произведения фарфоровой скульптуры Дулевского завода. В ней находят отражение самые разнообразные стороны и явления нашей жизни, литературные и фольклорные темы, проявляется стремление художников создавать красивые и содержательные произведения, достойные занять место в быту советского человека.
На заводе сложился сильный и талантливый коллектив скульпторов, в который входят и старейшие дулевские скульпторы А. Сотников и П. Кожин и более молодые одаренные скульпторы А. Бржезицкая, Н. Малышева, О. Богданова, Г. Чечулина. Е. Гатилова.
Среди произведений Сотникова следует назвать знаменитую «Курицу», прекрасную скульптуру «Птица», фигуру «Сокол», некоторые жанровые — миниатюры: «Кондуктор», «Стрелочница», «Плотник» и др.
У Кожина широко известны величественный кобальтовый красавец «Ворон», удачная по композиции группа «Стерляди», а также созданные в качестве сувениров к Vl Всемирному фестивалю молодежи миниатюрные фигурки «Голубь», «Качалка», «Башенка» и другие.
Работа известного автора многих поэтических скульптурных образов О. Богдановой «Туркменка-ковровщица» и скульптура Е. Гатиловой «Письмо» («На целине») лирические, правдивые вдохновенные образы наших советских девушек, привлекающие своей выразительностью и скромным изяществом.
Они отражают лучшие тенденции и успехи творчества скульпторов младшего поколения. Выразительность скульптурного образа подчеркивается удачной авторской росписью, очень сдержанной, немногословной, вполне созвучной теме и вместе с тем отвечающей декоративным задачам фарфоровой скульптуры.
Работам скульпторов Дулевского завода присущи общие черты внутренней содержательности, четкости образа, пластического завершения формы, но вместе с тем каждый из них имеет свое творческое лицо. Бржезицкая показала себя как скульптор, стремящийся к сложным, эффектным композиционным построениям. к передаче красивых, ритмических движений («Корейский танец», «Татарский танец». «Ромео и Джульетта»), к ярким и даже пышным цветовым решениям («Земфира», «Принцесса на горошине», «Шота Руставели»).
Малышева известна более как автор детских фигурок, занимательных бытовых и сатирических сценок, отличающихся тонким лиризмом и эмоциональностью, но иногда страдающих некоторой рыхлостью формы («Мальчик нанаец с белкой», «Мать грузинка», «Девочка с курами», «Заблудились», «Маникюр», «Разговор по телефону»).
Богданова — мастер четкой, выразительной композиции («Охотник с беркутом», «Царевна-лягушка», «Параска и Черевик», «Маленькая хозяйка», триптих «Сказка о золотом петушке»), строгих пропорций, поэтического, но иногда несколько холодного образа («Туркменка-ковровщица», шкатулка «Лада», «Малахитница»).
Однако часто скульптура Дулева страдает чрезмерно мелочной разработкой формы, что резко противоречит специфике материала, в котором она выполняется, несоразмерно пышной росписью, обильным, неумелым применением золота. При взгляде на такие композиционно сложные, пышные, помпезные и маловыразительные произведения фарфоровой скульптуры, как, например, серия фигур «Республики Советского Союза», думаешь о том. что авторы их, по-видимому, не всегда помнят об особенностях современного интерьера с простыми. ясными, строгими по форме предметами быта, в ансамбле с которыми и предстоит жить их произведениям.
В работе художников завода много творческих удач и положительных тенденций, развивая которые дулевские мастера сумеют решить большие задачи художественного оформления советского фарфора. Народ ждет от художников Дулева новых творческих дерзаний, большей смелости в преодолении штампов и канонов и поисков новых художественных средств."
(В. Попов. "Советское Дулёво". "Декоративное искусство". Юбилейный номер.1957)
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.