Найти тему
VICTORY

Вы знаете кто была первой женой Адама?

Оглавление

В светской культуре широко распространена идея о том, что Библия была отредактирована и части текста были удалены. Одним из таких примеров, приводимых феминистками, является персонаж Лилит.

Согласно этой истории, Лилит была первой женой Адама и была создана из праха земного, как и он. Она претендовала на равный с ним статус и отказалась лечь под него из-за этого. Лилит сбежала из Эдемского сада и отказалась возвращаться, когда три ангела попытались убедить ее сделать это. Затем она была проклята как мать демонов и пыталась убить сыновей Адама. Адаму, у которого теперь не было жены, была дана более покорная Ева, которая слушала бы его и повиновалась.

Существовала ли Лилит?

Когда мы смотрим на древние источники, мы обнаруживаем, что Лилит имеет не библейское происхождение, а языческое. Она не была вычеркнута из книги Бытия, потому что этой истории никогда не было.

Некоторые будут утверждать, что эта история была удалена из книги Бытия, чтобы поддержать мужское превосходство и подчинить женщин желаниям мужчины. Однако, когда мы смотрим на древние источники, мы обнаруживаем, что Лилит имеет не библейское происхождение, а языческое. Она не была вычеркнута из книги Бытия, потому что этой истории никогда не было.

Первое литературное появление Лилит в Эпосе о Гильгамеше в кратком комментарии. Она - одно из существ, которых Гильгамеш должен прогнать с Дерева Хулуппу. Подробного описания ее не приводится, и табличка, на которой найдена эта история, вероятно, является более поздней вавилонской редакцией предания о Гильгамеше.1

Следующий древний текст, в котором упоминается Лилит, находится в Библии. Исаия 34 и 35 - это пророчества о разрушении Эдома. Когда Лилит упоминается в Исаии 34: 14 (AMP, CEB, LEB и т.д.), она является одним из многих существ в списке, все из которых олицетворяют смерть, разрушение и зло.2 В большинстве современных переводов не говорится “Лилит”, но используются общие фразы, такие как “ночные птицы” или “крик совы”.

Однако при чтении “лилит” как имени собственного возникает много текстологических проблем. Во-первых, все существа, названные до и после, имеют множественное число, и стилистически не имеет смысла использовать единственное слово среди этих множественных чисел. Во-вторых, тон текста гиперболический по своей природе при описании суда над Эдомом.3 Первоначальная аудитория текста, скорее всего, прочитала бы “лилит” как представителя демонических существ. Переводы, в которых вместо Лилит используются птицы, правильно передают эти идеи запустения и разорения.

Но даже если этот стих следует воспринимать как отсылку к Лилит, это не объясняет, почему существует миф о ней как о первой жене Адама.

Откуда взялся миф о Лилит?

Этот миф берет свое начало в еврейском труде под названием "Алфавит Бен Сиры", который был написан где-то между восьмым и десятым веками.4 Отсюда происходит миф, присутствующий в популярной культуре; однако природа этого произведения редко учитывается, когда люди пересказывают эту историю.

"Алфавит Бен Сиры" - сатирическое произведение, целью которого является критика раввинского иудаизма средневековья. Произведение очень вульгарное и не предназначалось для того, чтобы его воспринимали всерьез. Фактически, часть содержания была сочтена еретической, и различные еврейские ученые отвергли его по этим причинам.

Миф о Лилит - лишь одна из множества историй, которые используются для ответа на вопросы, которые Навуходоносор задает семилетнему Бен Сире. Эти истории рассказаны как “переписанная Библия”.

Упоминание Лилит имеет приоритет в Вавилонском талмуде, поскольку она описывается как соблазнительница, но трудно определить, какой сатирической цели служит это повествование, тем более что она сосредоточена на смерти младенцев. Одна из теорий заключается в том, что это может быть критика идеи двойного творения, которая в то время продвигалась некоторыми раввинскими кругами. Более вероятно, что в центре сатиры не сама Лилит, а Адам.

Раввинский иудаизм того времени возлагал вину за грехопадение исключительно на Еву, а Адам не был виновен. Однако в "Алфавите Бен Сира", мужчины в этой истории изображены слабыми и неспособными осуществлять какую-либо большую власть над женщиной. Адам обвиняет Бога в том, что он дал ему Лилит, которая не послушалась его, но позже он не может помешать Еве съесть плод и съесть его самому.

Хотя алфавит Бен Сира является источником этого мифа о том, что Лилит была первой женой Адама, этой истории не верили до современной эпохи. Следующий еврейский источник, в котором она упоминается, мистический Зоар, не дает ей статуса жены Адама. Она жена демона Самаэля, злого двойника Адама, и она служит злым двойником Евы.

"Зоар" - это сборник работ, связанных с каббалой и призванных соединить светские идеи с еврейскими. Но даже там Лилит не названа первой женой Адама.

Заключение

По мере того, как прослеживается история этих документов, становится все более очевидным, что идея о том, что Лилит была первой женой Адама, не имеет библейского основания. Чтобы найти сотворение женщины, отличной от Евы, нужно читать Книгу Бытия 1 и 2 как отдельные события, а не как две части одного повествования.

Важно проанализировать источники, из которых мы черпаем информацию. Многие скажут, что Лилит была вырезана из Библии, не зная, что ее история взята из средневековой сатиры. Но анализируя эти утверждения против Священного Писания, мы можем быть уверены, что Слово Божье останется истинным и выдержит любые обвинения, которые могут быть выдвинуты против него.