Найти тему
ProПесни

Николай Агнивцев - «Кабаретный Шекспир»

Дзен-канал ProPesni продолжаeт серию очерков о том, как развлекались граждане Страны Советов во времена «угара НЭПа».

В начале 1920-х очень популярным местом отдыха новой красной буржуазии и богемы стали кабаре. Но началось все значительно раньше, в 1908 году, когда актер Никита Балиев открыл кабаре «Летучая мышь». Однако большевики модного веяния не поняли, обозвали заведение «засахаренной мышью», а самого Балиева за нарушение комендантского часа посадили в каталажку.
Но в годы НЭПа кабаре вновь закружились мотыльками вокруг огней Садового кольца, Невского проспекта и центральных улиц других городов.

Реклама кабаре "Табакерочка". Харьков, 1922. Фото: www.kravchinsky.com
Реклама кабаре "Табакерочка". Харьков, 1922. Фото: www.kravchinsky.com

Личный секретарь Ленина Елизавета Драбкина в мемуарах «Зимний перевал» вспоминала: «Тверская и прилегающие к ней улицы влекут к себе “стиляг” того времени, одетых в широченные, падающие книзу колоколом брюки, кургузые пиджачки, плоские каскеточки и ботинки с курносыми носами, называемые “бульдог”. Здесь в подвальчиках и полуподвальчиках расположены увеселительные заведения – “Коробочки”, “Бонбоньерки”, “Паласы”, “Кривой Джимми”, “Нерыдай”…».

Реклама варьете на Теврской, 37 в Москве. Фото: www.kravchinsky.com
Реклама варьете на Теврской, 37 в Москве. Фото: www.kravchinsky.com

Бывший москвич, художник-эмигрант Михаил Вербов вспоминал о молодых годах: «Там, где нынче располагается Театр Станиславского, было кабаре “Семперантэ”. Публика там собиралась специфическая: рабочих парней в серых кепках, комсомолок в кумачовых платках – не наблюдалось. Зимой в гардероб стояла очередь нэпманов в енотовых шубах с барышнями в лисьих горжетках, шляпках и облегающих платьях. Под ручку с дамами вальяжно фланировали кавалеры в щегольских френчах и заграничных остроносых штиблетах. Некоторые чересчур громко хохотали и вели себя нервно. Я много общался с богемой и знал, что эти обнюхались “белого табаку”, как тогда называли кокаин. Их спутницы, правда, предпочитали мадеру. <…> Большим успехом пользовались у таких посетителей разухабистые песни. Их тогда звали “южными песенками”». (Если заинтересовались, кликните на ссылку выше и почитайте предыдущий очерк из цикла "В угаре НЭПа").

Труппа театра-кабаре "Кривой Джимми" на гастролях. Начало 1920-х годов.                                      Фото: www.kravchinsky.com
Труппа театра-кабаре "Кривой Джимми" на гастролях. Начало 1920-х годов. Фото: www.kravchinsky.com

«Кабаретный Шекспир»

Одним из первых открылось кабаре «Кривой Джимми». В дальнейшем на его базе будет создан Театр Сатиры. Много славных имен выступали на сцене «Джимми», но об одном стоит сказать особо. Это -поэт и автор многочисленных песенок Николай Яковлевич Агнивцев (1888-1932). Молодой талант стал заметной фигурой среди богемы двух столиц. Примечательной была и его наружность: гренадерского роста, с неизменным шелковым бантом на длинной, словно у жирафа, шее, в белоснежной сорочке и черной бархатной блузе, со стальным браслетом в виде толстой цепи с огромными звеньями на запястье и массивной тростью в руке.

Современники называли его «Кабаретный Шекспир». В годы гражданской войны он оказался в эмиграции. По легенде на пароход друзья его погрузили вусмерть пьяным и очнулся Агнивцев уже в Константинополе. Потом жил в Париже и отчаянно тоскуя по родине, признавался в стихах:

Что мне Париж, раз он не русский?!
Ах, для меня под дождь и град На каждой тумбе петербургской
Цветет шампанский виноград!

В 1922 году в Берлине Николай Яковлевич открыл кабаре "Ванька-встанька". Однако конкуренция была велика, а немецкая марка нестабильна. Прогорев, он вернулся обратно в красную Россию, где... вновь открыл кабаре под тем же названием. Но и здесь оно долго не просуществовало. Послушать одну из песен на стихи Н.Я.Агнивцева под названием "400 пажей" можно в исполнении певицы-эмигрантки из Харбина Софии Реджи по ссылке ниже.

Открытие театра-кабаре "Ванька-встанька" в Москве, 1923. Фото: www.kravchinsky.com
Открытие театра-кабаре "Ванька-встанька" в Москве, 1923. Фото: www.kravchinsky.com

«Нерыдай»

Главным соперником «Джимми» было кабаре «Нерыдай». Его создателем был актер комического жанра Александр Кошевский (Кричевский), более известный сегодня в качестве автора романса «Капризная, упрямая».

Реклама театра-кабаре "Нерыдай" в Москве, 1923. Фото: www.kravchinsky.com
Реклама театра-кабаре "Нерыдай" в Москве, 1923. Фото: www.kravchinsky.com

Дочь композитора Владимира Масса Анна Масс, в повести «Конец дачи Эрдмана» пишет: «Отец мой любил вспоминать веселые годы нэпа, кабачок “Нерыдай”, где возле эстрады стоял длинный стол, за которым собирались начинающие и уже известные молодые артисты, драматурги, поэты. Их там бесплатно кормили, а они за это должны были развлекать богатых посетителей остроумными репликами, песенками, танцами, стихами, конферансом. Среди этой молодежи были Рина Зеленая, Сергей Мартинсон, Вера Инбер, Виктор Ардов, Борис Бабочкин…».

Кабаре "Нерыдай". Шарж 1922 года. Фото: www.kravchinsky.com
Кабаре "Нерыдай". Шарж 1922 года. Фото: www.kravchinsky.com

Случалось в «Нерыдай» заглядывал Владимир Маяковский. «Обычно он садился где-нибудь в уголке и почему-то никогда не снимал короткого полупальто. Вращая на руке свое серенькое кепи, Маяковский внимательно и молчаливо наблюдал за всем происходящим. Когда его просили почитать стихи, он всегда охотно это делал. А однажды на одной из книжек меню синим карандашом написал такие строки:

Коль хочешь, чтоб тебе везло, Свой дом не забывай, Его шутя, чертям назло
Назвали «Нерыдай!»
- вспоминал сатирик Аркадий Громов.

Реклама еще одного конкурента "Кривого Джимми" и "Нерыдай" кабаре "Заверни", которое располагалось неподалеку, на Б.Дмитровке, 17. Фото: www.kravchinsky.com
Реклама еще одного конкурента "Кривого Джимми" и "Нерыдай" кабаре "Заверни", которое располагалось неподалеку, на Б.Дмитровке, 17. Фото: www.kravchinsky.com

«Фишкой», как сказали бы сегодня, концертной программы кабаре было артистическое обыгрывание песен. Современники вспоминают, как эффектно, словно маленький спектакль, перед гостями кабаре «Заверни» исполняли в лицах модный жестокий романс «Шумит ночной Марсель». А в другом заведении под названием «Павлиний хвост» впервые прозвучали в 1923 году по сей день не забытые «Кирпичики». «Униформой были бальные платья и фраки с павлиньим пером у корсажа или в петлице. Песня “Кирпичный завод” <…> инсценировалась осторожным намеком. Запевала Лидия Колумбова, подпевали вальсирующие пары в бальных нарядах, но в красных косынках и кепках» - свидетельствовал очевидец.

«Кирпичики» считаются первыми в череде так называемых «песен нового быта». Они должны были бороться со старорежимными шансонетками, цыганскими романсами и декадансом. Насколько это у них получилось, я расскажу в заключительном очерке.

©️ Максим Кравчинский.

Веб-сайт: www.kravchinsky.com

Yotube-channel ProПесни: https://www.youtube.com/channel/UC9xaGOJ_8Jk9uZPEQlB-Bkw