В 2019-м году англичанин Дэйвид Ковердейл со своей американской группой Whitesnake записал последний на сей момент студийный альбом «Flesh & Bl00d», который если и не провалился в чартах, то только по совершенной случайности. На это обратили внимание американские критики и похвалили это произведение за такую феноменальную плавучесть. Хотя я думаю, что эта плавучесть была обеспечена не тем, о чем подумали американцы, а тем, что Ковердейл, невзирая на свой 70-летний возраст на момент записи пластинки, все еще держит марку и способен своим зубодробительным вокалом обрушить любую Бастилию.
Лет 40 назад, когда я впервые услышал музыку британского вокально-инструментального ансамбля Motorhead, и поинтересовался, что это за банда такая оригинально-экстраординарная, мне ответили – банда хорошая, но играет постоянно одну и ту же песню, только слова разные.
Ну вот, я думаю, что пришло время применить этот термин и к Дэйвиду Ковердейлу, хотя его следовало бы применить к нему в те же самые годы, когда он был применен и к Лемми Килмистеру. Просто во второй половине 70-х Лемми мало кто знал, и критика в адрес творческих способностей этого «выскочки» была очень модная, то вот на маэстро, исполнившего такие бессмертные хиты как «Mistreated» и «Soldier of Fortune» рука критиков как-то не поднималась.
Но при этом мало кто из критиков хотел принимать во внимание тот факт, что эти шедевры написал совсем не Дэйвид Ковердейл, я имею в виду музыку а не стихи – стихи меня не волнуют, особенно на бусурманских языках. Так вот – композитор с Дэйвида Ковердейла – это совсем не Ричи Блэкмор, и даже не Джимми Пейдж, с которыми этот титан вокальной мощи записывал свои лучшие диски.
Ричи Блэкмор и Джимми Пейдж никогда на гнушплись для своих очень ярких хитов использовать такие же яркие чужие музыкальные идеи, и это у них получалось не просто великолепно, а совершенно шикарно. А Дэйвид Ковердейл если мог у кого-то относительно продуктивно копипастить музыку, то только у самого себя. Вот так и получилось, что вся его музыка начиная с 1977 года и по самые сегодняшние помидоры - это одна и та же песня, только слова разные.
Я, конечно же, не хочу сказать, что Дейвид Ковердейл какой-то музыкальный бездарь. Это титан, которому и не надо сочинять каких-то шедевров – даже самое распоследнее музыкальное гемено, озвученное этим эстрадным тяжеловесом, превращается в огненный таран, способный сокрушить любую Бастилию. Вот мы и имеем сегодня 15 долгоиграющих студийных альбомов, записанных этим сокрушителем Бастилий за последние 46 лет. И все они как 15 блинов на одной сковородке – все красивые с виду и пышут жаром на ощупь.
А вот про вкус мне заводить шарманку не хотелось бы, потому что с этим сложнее. Дело в том, что вкусными были эти блины только в первые несколько лет творчества этого пекаря музыкальных блинов под брендом Whitesnake, пока с ним играли не испорченные всякой американской попсой британские рок-музыканты. А вот когда попса начала приносить Дэйвиду Ковердейлу денежки, тут-то он и понял, что трудиться над музыкальным материалом совершенно ни к чему, а, как научили его новые американские друзья, надо брать всё созданное ранее и просто увеличивать мощность. Пытаться сочинять что-то новое – это полный моветон, по крайней мере, в американской музыкальной индустрии, которая стала главным наставником для бывшего британского рокера, прославившего свое имя в веках исполнением чужих хитов.
Начиная со своего крупного успеха, выпавшего на его долю в 1987 году благодаря американской музыкальной науке, Дэйвид Ковердейл начисто забыл, как выглядят британские музыканты, последовательно набирая для своих новых дисков и гастролей яростных поклонников Джона Бон Джови и Майкла Джексона.
Ну, а американские музыканты, которые вообще не знают, что такое британский рок и даже путаются в направлениях, в которых следует искать Европу на карте – это чисто американская культура. И не зря популярность новой американской группы Whitesnake в родной для Ковердейла Великобритании год от года плавно снижается, о чем говорят продажи альбомов буквально в несколько десятков тысяч против нескольких миллионов в США.
Да и в США в последние годы музыка Whitesnake не такая уж и желательная, в основном народ ходит на живые концерты, на которых звучат старые хиты Дэйвида Ковердейла, включая и те, которые сочинил когда-то Ричи Блэкмор, а также покупают чаще сборники, и всё по той же причине.
Ну ладно, не буду больше крошить батон на несчастного американского рок-барда, потому что он достоин всяких почестей хотя бы за прошлые свои заслуги. А все свои заслуги, не считая того, что он наваял в составе Deep Purple, простираются от 1977-го до 1984 года. За это время будущий сокрушитель Бастилий представил миру 9 прекрасных блюз-роковых и рок-н-ролльнвх альбомчиков:
1). White Snake (1977 г.) сольник;
2). Northwinds (1977 г.) сольник;
3). Snakebite (1978 г.) мини-диск (EP);
4). Trouble (1978 г.);
5). Lovehunter (1979 г.);
6). Ready an' Willing (1980 г.);
7). Come an' Get It (1981 г.);
8). Saints & Sinners (1982 г.);
9). Slide It In (1984 г.).
Но потом с Дэйвидом случился кризис вполне понятного свойства – захотелось больше денег. Вот американцы и предложили ему денег, но посоветовали больше не заниматься композиторской деятельностью, а просто нанять американских музыкантов, и они сами переиграют старый материал Whitesnake как надо. Ну, это я уже повторяюсь.
И вот мы видим результат – совершенно безликая музыка, по внешнему виду представляющая собой то, что Ковердейл наиграл в 70-80-х, но по вкусу типичное американское гуано. Исключение составляет альбом каверов «The Purple Album» 2015 года, но каверы Дэйвид умеет озвучивать прекрасно, а вот что могут сочинить для Whitesnake его американские музыканты, любители Бон Джови и «Форинера»?
Короче, последнее творение Whitesnake «Flesh & Bl00d», увидевшее свет в 2019 году – это типичное то, с чего Ковердейл начал свою музыкальную эпопею в Америке накануне памятного для него в финансовом плане 1987 года. Все песни звучат мощно, но если бы их не озвучивал наш маэстро, то это был бы не альбом, а просто какой-то позор. Многие из них даже до уровня Бон Джови не дотягивают, но, опять-таки – маэстро своим авторитетом их спасает как может. Именно поэтому альбом еще хоть как-то можно слушать, если, конечно, под рукой нет ничего другого.
Ну, вот послушайте сами – разве можно этот альбом ставить в один ряд с такими шедеврами, как «White Snake» 1977 года, или с неумирающей трилогией «Ready an' Willing», «Come an' Get It» и «Saints & Sinners» 1980-1982 годов?
Нет, конечно. Я мог бы сказать – и в подметки не годится, но из уважения к маэстро Ковердейлу я этого не скажу. Просто как только наш геройский маэстро связался с американцами – его музыка перестала быть актуальной для истинных ценителей блюза и рок-н-ролла, и если пластинки Whitesnake до сих пор покупают, то только коллекционеры в основном. Если вы думаете, что альбом «Flesh & Bl00d» имеет хоть какую-то популярность хоть где-нибудь – вы здорово заблуждаетесь. Даже в США критика если и хвалила эту пластинку, то только с точки зрения рок-произведений, умудрившихся не провалиться в чартах в виду своей плавучести. А что у нас обычно не тонет?
Вот то-то же. Других достоинств в этой музыке они не нашли.
А теперь послушаем этот шедевр и попытаемся выяснить – какие же новые идеи нам подарил на нем Дэйвид Ковердейл, заполировав музыку своей луженой глоткой.
1). Good to See You Again (Приятно видеть вас снова). Начинается с Оззи Осборна 1983 года, продолжается как Whitesnake 1982-го, а основные моменты целиком из музыки Бон Джови. Американский ветеран Томми Олдридж успел поиграть с Оззи за 35 лет до этого, и за все эти годы звучание его барабанов нисколько не изменилось.
2). Gonna Be Alright (Все будет хорошо) – прямой передёр с альбома «Coverdale and Page» 1993 года. Чуть позже я узнал, что рифф этого произведения был одной из неиспользованных идей Ковердейла во время записи альбома «Coverdale-Page» 1993 года.
3). Shut Up & Kiss Me (Заткнись и поцелуй меня) – прямой передёр с рок-н-ролла «Kittens Got Claws», которая была на более-менее интересном еще «американском» альбоме «Slip of the Tongue» 1989 года. Правда, та песня, в свою очередь – прямой передёр с творчества Дэвида Ли Рота 80-х годов, потомственного американца, между прочим.
4). Hey You (You Make Me Rock) (Эй, ты... ты меня зажигаешь). Передёр еще с одной песни альбома «Slip of the Tongue» («Judgment Day»), только качеством похуже.
5). Always & Forever (Всегда). А это вообще что-то из репертуара Thin Lizzy, правда, основанное на хорошо освоенных ходах в альбоме «Whitesnake» 1987 года. Какая-то лабуда получилась.
6). When I Think of You (Color Me Blue) (Когда я думаю о тебе... Раскрась меня синим). И еще одна лабуда, берущая свое начало из «американского» творчества Ковердейла. На грани позора.
7). Trouble Is Your Middle Name (Проблема - твое второе имя). Тут слились воедино все потуги Дэйвида исполнять тяжелый рок в 80-90-х. Но, опять-таки, это всё самоплагиат на грани примитивного передёра с чужих песен.
8). Flesh & Bl00d (Плоть и кровь). Типичный передёр из творчества Whitesnake конца 70-х – начала 80-х, только качеством похуже, и даже Ковердейл не может хоть как-то спасти этот фатально американизированный опус.
9). Well I Never (Ну я никогда). Кстати, кто не заметил, то начиная года так с 1984-го, Дэйвид Ковердейл начал увлекаться всякими американскими госпелами, очень хитро замаскированными под хард-рок-музыку. Эта композиция – яркий пример госпела по-ковердейловски, но это не спасает ее, потому что американский госпел, даже хитро замаскированный – это вам не британский рок.
10). Heart of Stone (Сердце из камня). Это тоже уже было, было, было. Комментировать не имеет смысла, чтобы не заставлять маэстро краснеть в очередной раз.
11). Get Up (Вставать). Маэстро вспомнил свою рок-н-ролльную молодость 70-х. В принципе, вещица была бы неплоха, если бы ее напрочь не испортили звуки инструментов американских музыкантов.
12). After All (После всего). А этот опус из серии слащавых американских баллад, которые комментировать не то что глупо, но просто стыдно. Лучше бы он отдал эту песню Роду Стюарту.
13). Sands of Time (Пески времени). Очередной передёр с альбома «Coverdale-Page» 1993 года. В принципе, вещица ничего так себе, но американцы снова ее испортили, и особенно постарался барабанщик Томми Олдридж.
14). Can't Do Right for Doing Wrong (Невозможно поступить правильно, если поступаешь неправильно). Полная фигня.
15). If I Can't Have You (Если я не смогу иметь тебя). Полная фигня.
Ну, вот мы и увидели, что ничего-то нового нам Дэйвид Ковердейл впарить уже не в состоянии. Сплошной самоплагиат, причем не очень высокого качества.
Ну, маэстро старается, и, несмотря на то, что возраст у него на момент записи этого диска уже далеко за пенсионный, вокал его по-прежнему впечатляет. Однако вот музыканты – это чистое позорище. Нет, они, конечно же, тоже профессионалы высокого качества, но они неправильно понимают, что такое рок-музыка, особенно британская.
Вот поэтому и не слушается альбом Whitesnake «Flesh & Bl00d» 2019 года как какое-то явление. Как какое-то явление слушались все альбомы группы до 1984 года, а всё остальное, что нам выдал маэстро Ковердейл за последние 40 лет – это исключительно поденщина, призванная зарабатывать деньги на американском танцевальном рынке.
А кто считает иначе – пусть скажет мне, какой альбом Whitesnake лучше, и насколько.
На видео: клип 1977 года
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О WHITESNAKE НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Проект «Coverdale-Page», 1993 г. ~ это сольник Дэйвида Ковердейла или Джимми Пейджа?
Первое сольное творение Дэйвида Ковердейла «White Snake», 1977 г. ~ коммерчески неудачный шедевр