«Ах, белый пароход!» - поётся в известной песне. А почему белый, а не лиловый, к примеру? Действительно, когда мы думаем о пароходе, теплоходе, лайнере, то сразу представляем ослепительно белый цвет их бортов, палубных надстроек и даже капитанского кителя. Но если обратиться к воспоминаниям волжан прошлого столетия, то окажется, что цветовая гамма речного транспорта на Волге была куда разнообразнее!
Интересные подробности об окраске судов можно найти в воспоминаниях Г. Голубцова, опубликованных в 1985 году в журнале «Волга». Автор был сыном Николая Голубцова, одного из капитанов акционерного общества «Самолёт», и каждое лето проводил с отцом на пароходе. Происходило это в 1910-е годы. И вот что писал Голубцов-младший:
«Самолёт» был одним из крупнейших на Волге акционерных пароходных обществ. Он главным образом перевозил пассажиров, пароходы имели комфортабельные каюты, команды носили строгую форму, пароходство стремилось тщательно соблюдать расписание движения судов. Кроме «Самолёта», пассажирские пароходы были у обществ «По Волге» («волжские»), «Кавказ и Меркурий» («меркурьевские»), «Русь» («русинские»).
«Самолётские» пароходы были окрашены в розовый цвет, имели красную опояску на черной трубе и своеобразный щелевой колесный кожух, по ободу которого славянскими буквами было написано название парохода; гудки, как правило, низкого тона.
«Волжские» – белые, с черным корпусом и трубой. На колесном кожухе прикреплялась большая золоченая звезда, гудки были высокого, резкого тона.
«Меркурьевские» – тоже белые, черная только труба.
«Русинские» – светло-фисташкового цвета, с черным корпусом и трубой, на колесном кожухе и трубе – синяя буква «Р». Конец цитаты.
Согласитесь, розовый или фисташковый пароход – это непривычно. И, пожалуй, красиво! А бело-чёрными мы воспринимаем эти суда из-за практически полного отсутствия цветных снимков того периода. Мне, кстати, удалось найти две цветные открытки того периода. Правда, пароход «Самолёта» не выглядит розовым, он, скорее, фисташковый, как у "Руси". Это, наверное, можно списать на своеобразие типографской цветопередачи при печати.
Кстати, рассказал Голубцов и о форме волжских речников: «Команды «самолётских» пароходов стояли вахту в обязательной форме. Матросы носили темно-синие суконные рубахи с ремнем и черные брюки. На голове кожаная бескозырка с медной бляхой с названием парохода. У боцмана такая же фуражка. Командный состав носил черную с белым кантом фуражку с кокардой, черный китель с блестящими пуговицами и черные брюки. В жаркую погоду разрешалось надевать белые китель и брюки и фуражку с белым верхом. В ненастную погоду полагался плащ-дождевик. Однообразием формы отличался только «Самолет», команды пароходов других обществ можно было увидеть и не в форменной одежде. Я уже не говорю о командах буксирных пароходов, там вообще, по-моему, формы не существовало...».
Последняя фраза про форму буксирщиков актуальна и сегодня. Более того, её можно распространить почти на всех речников и гражданских моряков, надевающих форму только по большим праздникам.