Периодически совершаю обзорные «экскурсии» по региональным СМИ в поисках интересной информации (вне политики!). А ее, несмотря на изобилие печатных и электронных изданий, совсем немного. Преобладает, как бы помягче выразиться, всякая информационная труха, на чтение которой и времени жалко, достаточно взглянуть на заголовок. Два-три интересных факта – вот и всё, что остается в памяти после вечернего чая, – простите, оговорилась: после вечернего листания больших и малых газет.
А «вечерний чай» в строгом тексте возник, наверное, по ассоциации с прочитанным рассказом о музее «Русские сезоны», который вот уже полгода работает в Ростове-на-Дону. Строго говоря, он называется музеем антиквариата, а по сути это квартира, интерьер и убранство которой соответствуют стилю и вкусам начала ХХ века. Создатель, она же хозяйка музея-квартиры Наталья Михайловская предложит чай с домашней выпечкой – под классическую музыку, и погружение в атмосферу будет полным…
Второй музей, «открытый» мной одновременно с ростовским, – это целая усадьба, которая будет воссоздана в селе Покровском Тюменской области, на родине Григория Распутина. Там сейчас находится первый частный музей старца Григория. Комплекс, считают руководители Тюменской области, станет еще одним привлекательным объектом для туристов, так как имя Распутина известно не только в России, но и за рубежом.
В обоих случаях, как нетрудно заметить, присутствует слово «частный». Примета нашего времени: частный бизнес пришел и в музейное дело, оно перестало быть делом исключительно государства, как раньше… Так, да не так! И в советские времена были частные музеи… Не такие масштабные, как нынешние, но от этого не менее содержательные и ценные. Приведу (для симметрии!) два известных мне факта.
В 1982 г. ленинградская молодёжная газета рассказала о коллекции быта старины, которую собрал и систематизировал в квартире Иван Александрович Фоминых. Восемь лет он собирал экспонаты для своего музея (многие ему дарили ленинградцы) и располагал их таким образом, чтобы каждый можно было потрогать руками, рассмотреть детально. Городские власти, сообщила газета, предоставляют энтузиасту помещения для организации своеобразных филиалов Музея истории Ленинграда, где он работает два года («Смена», 26 февраля 1982 г.).
А вот что предшествовало созданию второй коллекции.
«Преподаватель Ленинградского мореходного училища Министерства рыбного хозяйства СССР, в то время еще служивший на военном флоте, Скраливецкий увлекся подводным плаванием. Отдыхая на Черном море, решил поймать акулу. Много раз опускался на глубину, но хищница все не появлялась. И однажды он ее встретил, с азартом поплыл за ней, выстрелил из ружья, но… не попал. Досадуя на промах, поднялся на берег и прямо перед собой увидел рыбака, у которого была точно такая же акула-катран! И до того захотелось ему сделать чучело, что решил купить у рыбака его “улов”. Так появился первый экспонат его большой коллекции — сейчас в ней свыше трех тысяч представителей морской фауны».
Коллекцию Скраливецкий использовал в учебной работе, она была представлена и на таких ответственных смотрах, как международная выставка «Инрыбпром».
Не ограничиваясь сбором интересных экземпляров, Скраливецкий организовал в училище музей промысловых рыб. Изготовлять для него чучела помогали курсанты, члены кружка промысловой ихтиологии.
Об этом рассказала газета «Ленинградская правда» (28 января 1981 г.).