Особую слабость я питаю к черно-белому кинематографу Голливуда. По моему скромному мнению, это лучшее, что у них есть. И все три существующие экранизации романа Уильяма Сомерсета Моэма, впервые изданного в 1915 году, как раз черно-белые. Удивительно, что до сих пор с середины 60-ых так никто и не переснял британскую классику.
«Бремя страстей человеческих» часто называют автобиографичным произведением, хотя это не совсем так. По словам самого автора, совпадений там гораздо меньше, чем художественного вымысла.
Это роман о судьбе Филипе Кэри с детства до взрослой жизни. Он ищет призвание и смысл жизни, идеалы разбиваются об иллюзии, а надежды в любовь и счастье о жестокость и равнодушие.
Интересный факт №1:
Незадолго до смерти Моэм роман переписал. Точнее, сократил, потому как считал его слишком объемным и слишком детализированным:
«…прошло немало времени, прежде чем писатели поняли: описание размером в одну строку часто дает больше, чем в полную страницу».
Интересный факт №2:
Во всех экранизациях почему-то напрочь убрали половину романа. Хромота, несчастное детство, издевательства в школе, мечты рисовать - показаны буквально шапочно, лишь бы показать. Другой вопрос – зачем, если особой смысловой нагрузки для зрителя характеру героя это не придает. Одно дело читать книгу и проникаться, другое внезапно перескочить через примерно 50 глав и оказаться в объятиях Милдред. Во главе угла – отношения Филиппа к Милдред. Отношения паталогические, болезненные, разрушительные. Для Филиппа, конечно.
Поэтому сравнивать содержание фильмов с содержанием книги едва ли представляется возможным. Посмотрим на главных героев, что еще нам остается, если кроме любовной в фильмах нет никакой линии.
🎬Бремя страстей человеческих (1934)
Of Human Bondage
Милдред - Бетт Дэвис
Филип - Лесли Говард
Лесли Говард для меня навсегда тюфяк Эшли из «Унесенных ветром» и странный Ромео-переросток из «Ромео и Джульетта» 1936 года. Эти образы так прикипели, что воспринимать актера в других ролях сложновато.
Вообще, конечно, его Филип весьма хорош. Врожденное чувство благородства и джентльменства, застенчивость и даже робость. Он демонстративно хромает, услужливо бежит по первому зову Милдред (чем опять-таки почему-то напоминает Эшли Уилкса). Мне не хватило его чувств, его болезненной любви. Пожалуй, это единственный минус. Ну и еще возраст. Как и Ромео, он староват.
Зато радует Милдред. То есть Бетт Дэвис, о которой мир заговорил именно после роли в этой экранизации. Роль, за которую актриса впервые номинировалась на Оскар, который ушел тогда к Клодетт Кольбер за «Это случилось однажды ночью». Дэвис восхитительна. Наблюдать за её игрой, за преображениями Милдред – одно удовольствие. Да, не эталон, если брать во внимание Моэма, но в целом – шикарно, пусть и с небольшими огрехами. Ей удалось вызвать неприязнь к своей героине, а это успех.
«На свете только две вещи оправдывают человеческое существование – любовь и искусство».
🎬Бремя страстей человеческих (1946)
Of Human Bondage
Милдред – Элинор Паркер
Филип – Пол Хенрейд
В отличие от двух других экранизаций здесь фильм начинается со встречи Филипа и Норы (к слову, опять-таки, из всех трех версий Нора здесь самая хорошенькая, очень мне понравилась).
По созданным образам главных героев сказать особо нечего. Паркер – красавица, конечно, но в ней слишком много этой красоты, она выпячивается и за ней не видно того, «что хотел сказать автор», а сказать он хотел о душевном уродстве, как мы помним. У Пола Хенрейда, которого я помню по роли в «Касабланке» - образ Филипа Кэри не получился. Ни в одной сцене я ему не поверила, да и диалоги какие-то местами странные были.
На мой взгляд, это самый неудачный вариант, очень плоский. Никакого душевного отклика не вызвал, увы.
«Неудача ничего не меняет, а успех равен нулю. Человек — только мельчайшая песчинка в огромном людском водовороте, захлестнувшем на короткий миг земную поверхность; но он становится всесильным, как только разгадает тайну, что и хаос — ничто».
🎬Бремя страстей человеческих (1964)
Of Human Bondage
Филип – Лоуренс Харви
Милдред – Ким Новак
Лоуренс Харви нравится мне еще со времен британской экранизации «Ромео и Джульетта» 1954 года, где он, собственно, и был Ромео (забавно, что два актера-Ромео одновременно и Филип Кэри).А Ким Новак обожаю после «Головокружения» Альфреда Хичкока, одного из лучших психологических триллеров.
Харви – Филип похож на грациозного танцора балета из благородного семейства. Да, несмотря на врожденный физический дефект он плывет, как лебедь, свысока посматривая на окружающих. Портит ли это роль? Затрудняюсь сказать, я, наверное, предвзята. Мне понравился созданный им образ – внешне спокойный, даже малоэмоциональный человек, внутри которого кипит буря страстей.
Ким Новак прекрасна, Ким Новак очаровательна, Ким Новак дерзка и сексуальна. Но это не Милдред Роджерс - вульгарная и глупая официантка, падкая на внимание едва ли не каждого, кто её поманит. Милдред получилась очень аппетитной кокеткой, а не бездушной и доступной женщиной. И она скорее вызывает жалость, чем ненависть. Зато выглядит как та, ради которой меняет свой мир Филипп.
В целом, надо признать, дуэт получился отличный, и фильм мне понравился. Какой из трех понравился больше – сложный вопрос. Пожалуй, нечто среднее между версиями 1934 и 1964 года, но точно не 1946-ой.
«Зная, что ни в чём нет смысла и ничто не имеет значения, человек всё же может получить удовлетворение, выбирая различные нити, которые он вплетает в бесконечную ткань жизни: ведь это река, не имеющая истока и бесконечно текущая, не впадая ни в какие моря. Существует один узор — самый простой и красивый: человек рождается, мужает, женится, производит на свет детей, трудится ради куска хлеба и умирает; но есть и другие, более замысловатые и удивительные узоры, где нет места счастью или стремлению к успеху, — в них скрыта, пожалуй, какая-то своя тревожная красота».