"Я вам пишу, чего же боле..."
Начало здесь:
В предыдущих частях очерка я хотела показать, насколько разнообразными по жанру были стихи, которые поклонницы посвящали Сергею Лемешеву. Но стоит отметить, что все эти полу-шутливые послания, стихотворные записки и "лемешиады" составляли только малую часть из того поистине огромного количества стихотворных посланий, которые получил певец за свою полувековую творческую жизнь. Большинство из них были любовной лирикой и сочиняли эти признания - искренние или надуманные, талантливые или откровенно графоманские - поэтессы всех возрастов: от юных школьниц до зрелых женщин. Уже перешагнув порог 70-летия Лемешев все еще получал такие любовные послания по почте или на своих концертах. Наверное, если бы он сохранял все письма и все стихи, то он смог бы наполнить ими несколько чемоданов! Но Сергей Яковлевич, по его собственному свидетельству, оставлял в своем личном архиве только те письма поклонников и те стихи, которые произвели на него особое впечатление и затронули какие-то струны в его душе. Так что стихи лемешисток, находящиеся ныне в личном фонде певца в РГАЛИ, которыми я хотела бы поделится с моими читателями. были отобраны и сохранены самим Лемешевым.
Далеко не всех авторы стихов известны: часто они подписывались только инициалами. Например, автор этих строк, в которых удивляют приметы знакомства школьниц послевоенной сталинской Москвы с творчеством Анны Ахматовой, а также поразительная осведомленность поклонниц о некоторых деталях семейных неурядиц Сергея Яковлевича во время его брака с певицей Ириной Масленниковой, спряталась за буквами В.З.
Но документы РГАЛИ сохранили имена нескольких женщин, которых Сергей Лемешев вдохновил на создание целых циклов лирических стихотворений. Их объединяло одно любопытное обстоятельство: они не считали себя лемешистками и всячески отмежевывались от тех девчонок, которые окружали певца у театрального подъезда и преследовали везде, куда бы он ни направлялся. Каждая из них подчеркивала свою особенность и уникальность тех чувств, которые они испытывали к Сергею Яковлевичу. Наверное, это удел многих безнадежно влюбленных поклонниц: пребывая в мире своих фантазий, вести внутренний диалог с Кумиром, вкладывая особые смыслы в будничные сюжеты, обижаться на него и прощать, испытывая все те эмоции, которых им так не хватало в их неустроенной или слишком обыденной личной жизни.
Такие настроения очень ярко выражены у москвички Ирины Мартыновой, подписывавшей свои стихи инициалами И. М. Она посвятила Лемешеву не один десяток стихов, которые сохранились в личном архиве певца, а также ходили по рукам среди лемешисток в 1950-1960-е годы. Не только сердечные переживания, но и завершение очередного театрального сезона, или новая встреча с любимым Ленским или Альфредом могли вдохновить Ирину на поэтические строки. Её стихи, таким образом, не только отражают внутренний мир автора, но и служат своеобразной поэтической летописью последних творческих лет, проведённых Сергеем Лемешевым на сцене Большого Театра. Вот некоторые из этих, пускай не очень гладких, но интересных, стихотворений:
"Пишу колючие послания и лаконичные записки.
Как дань, сухи мои напоминания
Недобрые, ненужные, неблизкие.
Не верьте никогда моим укорам,
Обидам, долгому молчанью.
Все это горечь сплетен, наговоров
И боль не пролитых рыданий.
Что бы ни было - с Вами я прежняя,
Очень добрая, очень нежная,
Не забывшая. не остывшая,
Прошлому ни в чем не изменившая".
"АЛЬФРЕДУ"
(После «Травиаты», запись по трансляции с участием Ж. Мишо)
В полумрак настольной лампы,
Без афиши, цветов, без рампы,
Из недавнего былого
Травиата возвратилась снова.
Слова, до предела запетые,
Как тайну, шепчу за тобой,
И волосы Виолетты
Ласкаю твоей рукой.
Даже твоё молчание
Слышу в напеве скрипок,
Даже твоё дыхание
Чувствую очень близко.
Вижу глаза лучистые
В комнате тесной и душной,
Знакомый локон мальчишеский
Прядью упал непослушной.
И раньше то так не любила,
Верность другому храня,
Но как же это случилось
Будто совсем простилась
И вдруг не могу без тебя?"
Еще один автор стихотворных посланий Лемешеву жила в Нижнем Тагиле. Звали ее Майя Сергеевна Куликова, именно так она подписала свои стихи, которые в конце 1980-х прислала вдове певца В.Н. Кудрявцевой. Что подвигло автора стихов на такой поступок, мне непонятно, но факт - Вера Николаевна сохранила их в семейном архиве. Судя по всему, молодость Майи прошла в Москве и именно тогда она открыла для себя оперное искусство и влилась в ряды пламенных поклонниц Сергея Лемешева. Ее стихи, как мне кажется, идеально выражают чувства тех лемешисток, которые были по-детски, романтично влюблены в Кумира своей юности.
«Окно»
"Каждый вечер на город наш сумрак спускается
И лучистое море огней разливается.
Светят окна заводов, театров, больниц
Через кружево тонких деревьев- ресниц.
Но из тысячи окон, горящих во тьме,
Лишь окошко одно очень дорого мне.
Я смотрю на него вечерами порой,
Вдруг мелькнет головы твоей абрис живой.
Что ты делаешь? Чем твои мысли полны
В миг лиловой, звенящей, как песнь, тишины?
Вот к окну подошел, занавеску качнул,
Огоньком папиросы призывно сверкнул
И растаял как сон, как сиянье мечты,
Воплощенье тепла и земной красоты."
Думаю, очень многие поклонницы могли бы подписаться под этими наивными, но пронзительно искренними строчками, автор которых, кажется, примеряет на себя столь знакомый ей образ Татьяны Лариной:
«Я и Вы»
"Я к Вам привязалась нечаянно,
Сама того не желая,
А Вы бежите отчаянно,
С тоской меня оставляя.
Я чувствам дала разрядку,
Им тесно в груди моей стало.
А вы – сторонник порядка
И Вам шутить не пристало.
Я просто по-женски слаба,
Во мне равновесье сломалось,
А вы холодны, как зима,
Я Вам смешной показалась.
Не знаю, что делать с собой,
Куда от себя мне деваться?
А вы спокойный такой,
Готовы собой восхищаться.
Я вся на виду, как стекло,
Невыносимо мне очень.
А Ваше абстрактно тепло,
Все проще для Вас и короче.
В прошедшем все полно значенья,
Хочу видеть в завтрашнем Вас.
А Вы живете мгновеньем
Которое длится сейчас.
Все в вас глубоко уважаю
И слабости Ваши чту.
А вы боитесь, я знаю,
Убить мою мечту."
На общем фоне дилетантских и, в целом, безыскусных творений лемешисток, достаточно гладкой поэтической формой и особенной интеллигентностью выделяется цикл стихов "Ты - мой покой" (название - романс Шуберта из репертуара Лемешева), автор которых - москвичка Нина Гребенщикова, после войны в силу каких-то обстоятельств, оказалась на жительстве в ГДР. Желание увидеть любимого певца сливается в ее поэзии с желанием вновь увидеть Москву, тоска по Кумиру становится частью всеохватывающей тоски по Родине:
"Светлый голос звучит и тает…
Только миг, только песня Ты,
Но вдали всё ясней мерцают
Мной не виденные черты.
И когда к любимому краю
Я опять дорогу найду –
Я тебя и в толпе узнаю,
Равнодушная не пройду."
***
"Первый снег идет над Москвой…
Как о нём не прочесть?
Каждая весть о стране родной –
О тебе желанная весть.
И вижу я через далей разбег,
Рад Ты тому иль не рад,
Россию, Москву и первый снег,
И тебя, что спешит в театр."
***
"Сколько в ясных глазах покоя…
На простёртой руке кольцо.
Предо мной оно, как живое,
Ослепительное лицо.
И как часто в часы печали,
Что отравой текла в крови,
Прилетал из великой дали
Голос Родины и любви."
"Твои черты угадываю я,
Улыбка, взгляд сквозят мне в песне каждой.
А там, вдали – проходит жизнь Твоя,
Ты не споёшь о ней и не расскажешь.
И лишь порой упрямые мечты,
Чтоб разорвать завесу тёмной дали
Лгут о тебе, о том, что любишь Ты,
Что радует тебя и что печалит.
Ты не войдёшь в мой мир, Тебе чужой,
Не будешь осязаемым и зримым.
Ты для меня останешься звездой,
В далёком небе родины любимой!"
В машинописном сборнике стихов Нины Гребенщиковой, хранящемся в РГАЛИ, на последней странице имеется такая приписка: «Моя меча осуществилась – я в Москве и видела Вас, может быть, увижу ещё... Выражать свои чувства так шумно, как это делают Ваши поклонницы – мене чуждо. Я видела Вас, это такое большое счастье!" Видимо, именно тогда женщина сумела передать тетрадку стихов Лемешеву. Сергей Яковлевич сохранил её вместе с отдельными письмами, в которых на протяжении 1950-х годов Нина присылала ему свои стихи.
Нина все-таки смогла войти в жизнь своего Кумира - пусть только поэтическими строчками. Ее последнее стихотворение мне нравится больше всего, им я и закончу свой очерк о стихотворном наследии лемешисток:
"Да, власть Твоя минула, как гроза
Опять легко мне дышится на свете,
Но я люблю смотреть в Твои глаза,
В Твоё лицо, хотя бы на портрете.
Не повторяю радостный обет
Я верности и подвига, как прежде,
Когда бросала под ноги Тебе
Мои стихи, и письма, и надежды.
Но как прогнать мне странную печаль,
Что сердце беззащитное обнимет,
Когда Твой голос мне приносит даль,
Когда глаза прочтут простое имя?"
✅©Лемешев. Золотой голос России
Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.