Найти в Дзене

Воспевая кумира. Стихи лемешисток. Часть 3.

"Я вам пишу, чего же боле..." Начало здесь: В предыдущих частях очерка я хотела показать, насколько разнообразными по жанру были стихи, которые поклонницы посвящали Сергею Лемешеву. Но стоит отметить, что все эти полу-шутливые послания, стихотворные записки и "лемешиады" составляли только малую часть из того поистине огромного количества стихотворных посланий, которые получил певец за свою полувековую творческую жизнь. Большинство из них были любовной лирикой и сочиняли эти признания - искренние или надуманные, талантливые или откровенно графоманские - поэтессы всех возрастов: от юных школьниц до зрелых женщин. Уже перешагнув порог 70-летия Лемешев все еще получал такие любовные послания по почте или на своих концертах. Наверное, если бы он сохранял все письма и все стихи, то он смог бы наполнить ими несколько чемоданов! Но Сергей Яковлевич, по его собственному свидетельству, оставлял в своем личном архиве только те письма поклонников и те стихи, которые произвели на него особое впеча
Оглавление

"Я вам пишу, чего же боле..."

Улыбка Лемешева. Как можно было не влюбиться?
Улыбка Лемешева. Как можно было не влюбиться?

Начало здесь:

Воспевая кумира. Стихи лемешисток. Часть 1.
Лемешев. Золотой голос России13 декабря 2023
Воспевая кумира. Стихи лемешисток. Часть 2.
Лемешев. Золотой голос России15 декабря 2023

В предыдущих частях очерка я хотела показать, насколько разнообразными по жанру были стихи, которые поклонницы посвящали Сергею Лемешеву. Но стоит отметить, что все эти полу-шутливые послания, стихотворные записки и "лемешиады" составляли только малую часть из того поистине огромного количества стихотворных посланий, которые получил певец за свою полувековую творческую жизнь. Большинство из них были любовной лирикой и сочиняли эти признания - искренние или надуманные, талантливые или откровенно графоманские - поэтессы всех возрастов: от юных школьниц до зрелых женщин. Уже перешагнув порог 70-летия Лемешев все еще получал такие любовные послания по почте или на своих концертах. Наверное, если бы он сохранял все письма и все стихи, то он смог бы наполнить ими несколько чемоданов! Но Сергей Яковлевич, по его собственному свидетельству, оставлял в своем личном архиве только те письма поклонников и те стихи, которые произвели на него особое впечатление и затронули какие-то струны в его душе. Так что стихи лемешисток, находящиеся ныне в личном фонде певца в РГАЛИ, которыми я хотела бы поделится с моими читателями. были отобраны и сохранены самим Лемешевым.

Фото Сергея Лемешева с дарственной надписью поклоннице.
Фото Сергея Лемешева с дарственной надписью поклоннице.

Далеко не всех авторы стихов известны: часто они подписывались только инициалами. Например, автор этих строк, в которых удивляют приметы знакомства школьниц послевоенной сталинской Москвы с творчеством Анны Ахматовой, а также поразительная осведомленность поклонниц о некоторых деталях семейных неурядиц Сергея Яковлевича во время его брака с певицей Ириной Масленниковой, спряталась за буквами В.З.

Стихи, посвященные С.Я. Лемешеву. Из тетради лемешистки. 2-я пол. 1940-х гг.
Стихи, посвященные С.Я. Лемешеву. Из тетради лемешистки. 2-я пол. 1940-х гг.

Но документы РГАЛИ сохранили имена нескольких женщин, которых Сергей Лемешев вдохновил на создание целых циклов лирических стихотворений. Их объединяло одно любопытное обстоятельство: они не считали себя лемешистками и всячески отмежевывались от тех девчонок, которые окружали певца у театрального подъезда и преследовали везде, куда бы он ни направлялся. Каждая из них подчеркивала свою особенность и уникальность тех чувств, которые они испытывали к Сергею Яковлевичу. Наверное, это удел многих безнадежно влюбленных поклонниц: пребывая в мире своих фантазий, вести внутренний диалог с Кумиром, вкладывая особые смыслы в будничные сюжеты, обижаться на него и прощать, испытывая все те эмоции, которых им так не хватало в их неустроенной или слишком обыденной личной жизни.

Такие настроения очень ярко выражены у москвички Ирины Мартыновой, подписывавшей свои стихи инициалами И. М. Она посвятила Лемешеву не один десяток стихов, которые сохранились в личном архиве певца, а также ходили по рукам среди лемешисток в 1950-1960-е годы. Не только сердечные переживания, но и завершение очередного театрального сезона, или новая встреча с любимым Ленским или Альфредом могли вдохновить Ирину на поэтические строки. Её стихи, таким образом, не только отражают внутренний мир автора, но и служат своеобразной поэтической летописью последних творческих лет, проведённых Сергеем Лемешевым на сцене Большого Театра. Вот некоторые из этих, пускай не очень гладких, но интересных, стихотворений:

Стихотворение Ирины Мартыновой, посвященное С.Я. Лемешеву. 1956 г. Собрание РГАЛИ.
Стихотворение Ирины Мартыновой, посвященное С.Я. Лемешеву. 1956 г. Собрание РГАЛИ.

"Пишу колючие послания и лаконичные записки.

Как дань, сухи мои напоминания

Недобрые, ненужные, неблизкие.

Не верьте никогда моим укорам,

Обидам, долгому молчанью.

Все это горечь сплетен, наговоров

И боль не пролитых рыданий.

Что бы ни было - с Вами я прежняя,

Очень добрая, очень нежная,

Не забывшая. не остывшая,

Прошлому ни в чем не изменившая".

"АЛЬФРЕДУ"

(После «Травиаты», запись по трансляции с участием Ж. Мишо)

В полумрак настольной лампы,

Без афиши, цветов, без рампы,

Из недавнего былого

Травиата возвратилась снова.

Слова, до предела запетые,

Как тайну, шепчу за тобой,

И волосы Виолетты

Ласкаю твоей рукой.

Даже твоё молчание

Слышу в напеве скрипок,

Даже твоё дыхание

Чувствую очень близко.

Вижу глаза лучистые

В комнате тесной и душной,

Знакомый локон мальчишеский

Прядью упал непослушной.

И раньше то так не любила,

Верность другому храня,

Но как же это случилось

Будто совсем простилась

И вдруг не могу без тебя?"

Фрагмент стихотворения Ирины Мартыновой "Ленскому", 1960 г. Собрание РГАЛИ.
Фрагмент стихотворения Ирины Мартыновой "Ленскому", 1960 г. Собрание РГАЛИ.

Еще один автор стихотворных посланий Лемешеву жила в Нижнем Тагиле. Звали ее Майя Сергеевна Куликова, именно так она подписала свои стихи, которые в конце 1980-х прислала вдове певца В.Н. Кудрявцевой. Что подвигло автора стихов на такой поступок, мне непонятно, но факт - Вера Николаевна сохранила их в семейном архиве. Судя по всему, молодость Майи прошла в Москве и именно тогда она открыла для себя оперное искусство и влилась в ряды пламенных поклонниц Сергея Лемешева. Ее стихи, как мне кажется, идеально выражают чувства тех лемешисток, которые были по-детски, романтично влюблены в Кумира своей юности.

«Окно»

"Каждый вечер на город наш сумрак спускается

И лучистое море огней разливается.

Светят окна заводов, театров, больниц

Через кружево тонких деревьев- ресниц.

Но из тысячи окон, горящих во тьме,

Лишь окошко одно очень дорого мне.

Я смотрю на него вечерами порой,

Вдруг мелькнет головы твоей абрис живой.

Что ты делаешь? Чем твои мысли полны

В миг лиловой, звенящей, как песнь, тишины?

Вот к окну подошел, занавеску качнул,

Огоньком папиросы призывно сверкнул

И растаял как сон, как сиянье мечты,

Воплощенье тепла и земной красоты."

С.Я. Лемешев в своей квартире на ул. Горького.  1947 г.
С.Я. Лемешев в своей квартире на ул. Горького. 1947 г.

Думаю, очень многие поклонницы могли бы подписаться под этими наивными, но пронзительно искренними строчками, автор которых, кажется, примеряет на себя столь знакомый ей образ Татьяны Лариной:

«Я и Вы»

"Я к Вам привязалась нечаянно,

Сама того не желая,

А Вы бежите отчаянно,

С тоской меня оставляя.

Я чувствам дала разрядку,

Им тесно в груди моей стало.

А вы – сторонник порядка

И Вам шутить не пристало.

Я просто по-женски слаба,

Во мне равновесье сломалось,

А вы холодны, как зима,

Я Вам смешной показалась.

Не знаю, что делать с собой,

Куда от себя мне деваться?

А вы спокойный такой,

Готовы собой восхищаться.

Я вся на виду, как стекло,

Невыносимо мне очень.

А Ваше абстрактно тепло,

Все проще для Вас и короче.

В прошедшем все полно значенья,

Хочу видеть в завтрашнем Вас.

А Вы живете мгновеньем

Которое длится сейчас.

Все в вас глубоко уважаю

И слабости Ваши чту.

А вы боитесь, я знаю,

Убить мою мечту."

На общем фоне дилетантских и, в целом, безыскусных творений лемешисток, достаточно гладкой поэтической формой и особенной интеллигентностью выделяется цикл стихов "Ты - мой покой" (название - романс Шуберта из репертуара Лемешева), автор которых - москвичка Нина Гребенщикова, после войны в силу каких-то обстоятельств, оказалась на жительстве в ГДР. Желание увидеть любимого певца сливается в ее поэзии с желанием вновь увидеть Москву, тоска по Кумиру становится частью всеохватывающей тоски по Родине:

"Светлый голос звучит и тает…

Только миг, только песня Ты,

Но вдали всё ясней мерцают

Мной не виденные черты.

И когда к любимому краю

Я опять дорогу найду –

Я тебя и в толпе узнаю,

Равнодушная не пройду."

***

"Первый снег идет над Москвой…

Как о нём не прочесть?

Каждая весть о стране родной –

О тебе желанная весть.

И вижу я через далей разбег,

Рад Ты тому иль не рад,

Россию, Москву и первый снег,

И тебя, что спешит в театр."

***

"Сколько в ясных глазах покоя…

На простёртой руке кольцо.

Предо мной оно, как живое,

Ослепительное лицо.

И как часто в часы печали,

Что отравой текла в крови,

Прилетал из великой дали

Голос Родины и любви."

Народный Артист СССР С.Я. Лемешев. Официальный портрет. 1950-е гг.
Народный Артист СССР С.Я. Лемешев. Официальный портрет. 1950-е гг.

"Твои черты угадываю я,

Улыбка, взгляд сквозят мне в песне каждой.

А там, вдали – проходит жизнь Твоя,

Ты не споёшь о ней и не расскажешь.

И лишь порой упрямые мечты,

Чтоб разорвать завесу тёмной дали

Лгут о тебе, о том, что любишь Ты,

Что радует тебя и что печалит.

Ты не войдёшь в мой мир, Тебе чужой,

Не будешь осязаемым и зримым.

Ты для меня останешься звездой,

В далёком небе родины любимой!"

В машинописном сборнике стихов Нины Гребенщиковой, хранящемся в РГАЛИ, на последней странице имеется такая приписка: «Моя меча осуществилась – я в Москве и видела Вас, может быть, увижу ещё... Выражать свои чувства так шумно, как это делают Ваши поклонницы – мене чуждо. Я видела Вас, это такое большое счастье!" Видимо, именно тогда женщина сумела передать тетрадку стихов Лемешеву. Сергей Яковлевич сохранил её вместе с отдельными письмами, в которых на протяжении 1950-х годов Нина присылала ему свои стихи.

Фрагмент письма Н. Гребенщиковой С.Я. Лемешеву.  1956 г. Собрание РГАЛИ.
Фрагмент письма Н. Гребенщиковой С.Я. Лемешеву. 1956 г. Собрание РГАЛИ.

Нина все-таки смогла войти в жизнь своего Кумира - пусть только поэтическими строчками. Ее последнее стихотворение мне нравится больше всего, им я и закончу свой очерк о стихотворном наследии лемешисток:

"Да, власть Твоя минула, как гроза

Опять легко мне дышится на свете,

Но я люблю смотреть в Твои глаза,

В Твоё лицо, хотя бы на портрете.

Не повторяю радостный обет

Я верности и подвига, как прежде,

Когда бросала под ноги Тебе

Мои стихи, и письма, и надежды.

Но как прогнать мне странную печаль,

Что сердце беззащитное обнимет,

Когда Твой голос мне приносит даль,

Когда глаза прочтут простое имя?"

©Лемешев. Золотой голос России

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.